Сульфатация аккумулятора: причины и признаки

Как снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора, инструментально

Десульфатацию аккумулятора проводят с помощью электрических импульсов, разрушающих структуру кристалла. При этом электролит не сливается

Важно только убедиться, что причиной потери емкости стало именно появление осадка сульфата свинца, не разрушение пластин или короткое замыкание

Используя специальный зарядник, не потребуется дополнительных действий. Нужно установить и подключить батарею. Подача переменного заряда в соотношении 1:10 с установленной периодичностью постепенно очистит пластины. Процесс длительный, но результат отражается на дисплее информацией о восстановленной емкости.

Схема снятия сульфатации аккумулятором обычным зарядным устройством выглядит так:

  • Довести уровень электролита но нормы дистиллированной водой.
  • Подключить зарядное устройство, установить напряжение 14 В, 1 А, заряжать 8 часов.
  • Замерить напряжение, если оно меньше 10 В, АКБ не восстановится. Оставить батарею «отдыхать» сутки.
  • Подключить ЗУ 14 В 2,0-2,5 А, держать зарядку 8 часов. В результате должно быть напряжение на клеммах 12,7-12,8 В. Плотность электролита должна быть 1,13 г/см3
  • Подключить сопротивление разрядки, снижая напряжение на клеммах не ниже 9 В.

Цикл повторять до тех пор, пока плотность электролита не повысится до 1,27 г/см3. За счет постепенного растворения кристаллов, вызвавших сульфатацию, пластины аккумулятора приобретают пористость. Как результат, удается убрать дополнительное сопротивление, восстановить работоспособность АКБ.

Что такое сульфатация аккумулятора?

К сожалению, чтобы максимально достоверно описать какой-либо физико-химический процесс, приходится оперировать соответствующими формулами, терминами и понятиями. Но будет ли польза от такого описания, если читатель не занимается ежедневно химией и физикой, да еще и школьный курс по этим предметам подзабыл? Нет, конечно.

Однако процесс сульфатации вполне возможно объяснить и без всех этих сложностей. Например, так. В аккумуляторе есть свинцовые пластины, контактирующие с электролитом. Это знают и понимают все. Чем большая площадь поверхности свинца контактирует с электролитом, тем эффективнее работает аккумулятор.

Если же что-либо «закрывает» или «ограждает» эти компоненты друг от друга, то понятно, что процессы преобразования энергии начинают проходить неполноценно. По факту же снижается емкость АКБ и сила пускового тока, он быстро разряжается и так далее.

Когда аккумулятор отдает накопленную энергию в нормальном режиме, на этих самых свинцовых пластинах постепенно и неизбежно образуется налет. Является он ничем иным, как солью. Только не такой, какую мы употребляем в пищу. Хотя по внешнему виду и цвету немножко похоже.

Так вот, эта самая соль по-научному называется сульфатом. А процесс ее образования – можно назвать сульфатацией аккумулятора. Однако на этой стадии «налипающий» на свинце налет не является чем-то плохим, и портящим батарею. Это просто продукт взаимодействия имеющейся в электролите кислоты и свинца, из которого сделаны пластины АКБ.

Если автомобильный аккумулятор эксплуатируется правильно, то описанный выше налет сам по себе исчезает в то время, когда аккумулятор подзаряжается. Так может повторяться сколько угодно раз. В теории – бесконечно. Но, к сожалению, возможно такое только при идеальных условиях.

Что же происходит в реальных условиях? Почему сульфат не исчезает, а наоборот – накапливается со временем, разделяя «стеной» свинец и электролит? А происходит это по нескольким причинам. Во-первых, из-за того, что автомобильный аккумулятор разряжается и заряжается как попало. Как правило, заряд происходит большими токами, в результате чего напряжение на клеммах быстро повышается, и процесс прекращается раньше времени. В итоге – образовавшийся накануне налет сульфата просто не успевает полностью покинуть свинцовые пластины.

Во-вторых, из-за того, что многие АКБ периодически эксплуатируются с недостаточным уровнем электролита. То есть, не вся площадь активного свинца участвует в процессах разряда и заряда. По этой причине на «сухих» участках пластин сульфаты остаются, превращаясь в «не пробивную стену». Даже если потом уровень электролита пополняется, из-за образовавшегося налета реакции на пострадавших прежде участках не проходят. Либо проходят точечно.

В-третьих, и это самое важное, самая жесткая сульфатация аккумулятора происходит тогда, когда он долгое время находится в разряженном состоянии. Мы ведь помним, что в процессе разряда на пластинах уже образовался налет соли

Так вот, если АКБ держать в таком состоянии, эти самые соли превращаются в труднорастворимый, либо в вообще нерастворимый налет.

Вот такая сульфатация – это уже большая проблема. Даже если случай не сильно запущенный, то есть, батарея постояла разряженной сравнительно немного, то у нас уже нет шансов нормально ее зарядить традиционным способом. Сульфат просто не даст нам это сделать. Во время зарядки оставшиеся без труднорастворимого налета участки свинца быстренько отработают, батарея якобы зарядится, но энергии она накопит очень мало.

Итог вышесказанному будет такой. Сульфатация – это процесс образования на пластинах аккумулятора сульфата свинца, который «разделяет стеной» свинец и электролит, не давая им взаимодействовать. При идеальных условиях эксплуатации батареи сульфатация является неизбежным, но обратимым процессом. В реальной жизни – это самая частая причина отказов АКБ.

Сульфатация пластин аккумулятора – как устранить?

Сульфатация аккумулятора: причины и признаки

Итак, главная беда свинцовых аккумуляторов с электролитом из серной кислоты, сульфатация. Пока налет незначительный, его можно снять в домашних условиях. Кристаллы забили пористую поверхность свинца. Извлечь их можно, только разложив на ионы и направив на разные электроды. Используется:

  • воздействие реверсивными токами или восстановление АКБ импульсными зарядами;
  • десульфатация током малой величины длительное время;
  • химические растворители осадка;
  • механическое удаление накипи на пластинах.

В домашних условиях для устранения сульфатации аккумулятра можно использовать длительное воздействие на батарею током силой 2-3 А, не допуская закипания банок. Процедура проводится в течение 24 часов и далее, пока плотность электролита не будет стабильной в течение 5-6 часов. Проведение 2-3 тренировочных циклов может вернуть емкость до 80 % не до конца забитой батарее.

Хорошо растворяется осадок сульфата железа в растворе этилендиаминтетрауксусной кислоты (трилон Б). Свинец в соли заменяется ионом натрия, и она становиться растворимой. Раствор готовят в соотношении 60 г порошка трилона Б + 662 мл NH4OH 25% + 2340 мл дистиллированной воды.

Сульфатация аккумулятора: причины и признаки

Чтобы снять сульфатацию, раствор в аккумулятор заливать на 60 минут, сразу после удаления электролита. Реакция в банках бурная, с нагреванием и кипением. После раствор слить, 3 раза промыть полости дистиллированной водой и залить свежий электролит. Если свинцовые пластины не разрушатся, произойдет полная очистка пластин.

Слабый налет может быть удален с использованием дистиллированной воды. Содержимое банок необходимо удалить полностью, слив в эмалированную посуду. Если в содержимом банки есть угольные крошки, он не восстановится, разрушены пластины.

Залить банки электролитом, оставить пробки открытыми, подключить ЗУ, установить напряжение 14 В. Добиться, чтобы кипение в банках было умеренным, и оставить на неделю – две под нагрузкой. Растворившийся осадок превращает воду в слабый электролит. Чтобы избавиться от сульфатации процедуру повторить несколько раз. Закончить очистку, как только растворится весь осадок на пластинах аккумулятора.

Одинарная и двойная переполюсовка используется в случаях, когда остальные методы очистки не помогли. Смена заряда пластин поможет растворит осадок за счет изменения направления движения электронов. Но этот способ разрушит батарею с тонкими свинцовыми обкладками. Для современных бюджетных моделей китайского производства не применяется.

При использовании специальных присадок, растворяющих осадок, необходимо точно следовать инструкции, работы проводить в вентилируемом помещении, пользоваться средствами личной защиты.

Сульфатация аккумулятора: причины и признаки

Как определить, что аккумулятор сульфатирован?

Если аккумулятор сульфатирован, вы начнете замечать, что его эффективность снижается. Самый частый признак сульфатированного аккумулятора — это то, что он плохо заряжается или не заряжается вообще. Если вам кажется, что электроприборам не хватает силы тока (слабое кондиционирование, слабый свет фар), то это серьезный признак сульфатации аккумулятора. Если аккумулятор садится намного раньше, чем вы того ожидаете, велика вероятность того, что причина в сульфатации. Проверить напряжение аккумулятора можно с помощью мультиметра. Если напряжение менее 12,6 вольт, значит аккумулятор недозаряжен, возможно в результате сульфатации. Также можно осмотреть элементы аккумулятора на предмет сульфатации. Для этого нужно открыть аккумулятор (рекомендуем делать это на защищенной поверхности в хорошо проветриваемой зоне). Аккуратно снимите пробки с верхней поверхности аккумулятора, используя отвертку с плоским шлицом. Вы должны иметь возможность заглянуть внутрь каждого отверстия и увидеть элементы аккумулятора, разделители и уровень электролита. Элементы и разделители сульфатированного аккумулятора обычно серые и грязные, их тяжело отличить друг от друга. Если аккумулятор в хорошем состоянии, серебристые свинцовые элементы чистые и хорошо отличимы от черных разделителей. На рисунке ниже показано, как выглядит сульфатация аккумулятора.

Десульфатация обычным зарядным устройством

Если же вы не имеете специальное устройство для десульфатации, но есть обычное ЗУ для автомобильного аккумулятора, тогда восстановить источник питания можно им. На нем должна присутствовать возможность регулировки подаваемого напряжения и силы тока. Есть несколько способов десульфатации пластин при помощи обычной зарядки, рассмотрим два наиболее популярных и действенных.

Важно! Процедура проводится в помещении с хорошей вентиляцией (это касается как обслуживаемых, так и необслуживаемых типов источников питания), так как в процессе будет испаряться некоторое количество электролита. А его пары раздражают слизистую оболочку дыхательных путей

Первый способ десульфатации АКБ с использованием автомобильного ЗУ проводится в следующей последовательности:

  1. Проверьте электролит – он должен полностью покрывать пластины. Ели нужно долейте дистиллированную воду (категорически запрещено добавлять концентрированный электролит или кислоту).
  2. Разрядите батарею примерно до 8 В, плотность электролита должна быть около 1.07 г/см3.
  3. На ЗУ выберете напряжение в 14-14.3 вольт, а силу тока 0.8-1 ампера. В таком режиме батарея заряжается примерно 8 ч (можно оставить на ночь). К увеличению плотности электролита это не приведет, а вот напряжение, выдаваемое АКБ, поднимется на несколько вольт. После отключите зарядку от АКБ и оставьте его на сутки.
  4. Затем снова поставьте батарею на зарядку примерно на 8 часов с таким же показателем напряжения, а ток поднимите до 2-2.5 А. После таких действий напряжение, которое выдает АКБ, поднимется еще на несколько вольт, и начнет увеличиваться плотность электролита (примерно на 0.1 г/см3).
  5. Теперь аккумулятор нужно полностью разрядить. Возьмите автомобильную лампу на 12 В либо другой мощный потребитель и посадите его на клеммы батареи. Разрядка может длиться до 8 ч, а напряжение понизится примерно до 9 В. Этот момент очень важен, нельзя допустить падения ниже этого значения, поэтому внимательно следите за этим параметром. При этом плотность электролита должна быть уже около 1.11-1.13 г/см3.
  6. Теперь нужно повторить алгоритм действий, начиная с зарядки АКБ напряжением 14-14.3 вольта и током 0.8-1 ампер. Затем отключить от ЗУ и оставить 24 ч. Далее подключить зарядное и подать ток 2 А. Когда напряжение, выдаваемое батареей, поднимется до значения 12.7-12.8 В, плотность электролита должна стать 1.15-1.17 г/см3. Повторяйте циклы пока плотность достигнет 1.27 г/см3.

Будьте готовы к тому, что восстановление АКБ этим способом займет от одной недели до пары месяцев времени. Метод уже не один год показывает стабильные положительные результаты и таким образом уже восстановлено огромное количество автомобильных АКБ. Так вы сможете вернуть до 90 % от изначальной емкости аккумулятора, а этого вполне достаточно для пуска авто даже в зимние периоды года.

Рассмотрим второй не менее эффективный способ десульфатации аккумулятора при помощи обычного зарядного устройства:

  1. Выкрутите пробки на каждой банке и проверьте уровень и плотность раствора. При показателе на полностью заряженном АКБ меньше 1.25 г/см3, необходимо принимать меры по десульфатации. Если уровень низкий и пластины покрыты не полностью – долейте дистиллированную воду.
  2. Выставите напряжение на зарядном устройстве 14-14.3 В, а силу тока – 6-10% от общей емкости АКБ (для 60 А·ч потребуется ток в 3.6-6 А).
  3. Заряжайте в так 1-2 часа. В процессе амперметр начнет фиксировать рост силы тока, а после остановится на одном значении. Это важный момент, пропускать его нельзя ни в коем случае, так как электролит начинает закипать.
  4. Как только это произошло, понижайте ток до 2 ампер и заряжайте батарею еще примерно 10 часов.
  5. После подключите к нему потребитель и разряжайте в течение 8-12 часов. В итоге на один цикл у вас уйдут сутки. Затем измерьте плотность электролита – значение должно поменяться в большую сторону (примерно на 0.1 г/см3).
  6. Повторите цикл десульфатации со второго пункта от 4 до 6 раз (количество повторений зависит от степени запущенности). Об окончании десульфатации вы узнаете по плотности электролита – она должна стать 1.25-1.27 г/см3.

Метод не менее эффективен, чем предыдущий. Он также помог вернуть к «жизни» не одну сотню АКБ. А соответственно его смело можно брать на вооружение.

Как уберечься и насколько хватает АКБ?

Ребят в среднем срок работы хорошего аккумулятора около 5 лет! НУ «фуфлыжного» не меньше трех. После этого срока проявляется деградация пластин – сцльфатация, от этого не уйти. Но даже через пять лет АКБ можно спасти, просто сделав ему десульфатацию, у меня знакомый катается уже около 8 лет на 1 аккумуляторе, просто каждые три года восстанавливает ему емкость специальным зарядным устройством.

Сульфатация аккумулятора: причины и признаки

Однако стоит отметить не всегда этот процесс удается, не всегда, получается, восстановить емкость, потому как могут быть внутренние не обратимые последствия, например разрушение пластин. Но попробовать всегда стоит, скоро расскажу как.

Сейчас полезное видео, смотрим.

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

(17 голосов, средний: 4,35 из 5)

Похожие новости

Как прикурить аккумулятор от другой машины. Можно ли это делать .

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром. Узнаем показания .

Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля. Под нагрузкой и б.

Популярные статьи  Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой и летом

Автомобилисты часто сталкиваются с такой проблемой, как сульфатация аккумулятора. По сути, это вполне естественный процесс, возникающий при использовании АКБ. Устройство из-за этого теряет емкость. Однако сульфатация бывает и ускоренной. В таком случае аккумулятор может очень быстро прийти в негодность

Поэтому важно знать о правилах ухода за батареей, чтобы она прослужила максимально долго

Процесс десульфатации

По сути, десульфатация — это растворение образовавшейся на пластинах пленки из сульфата. В исправном аккумуляторе это происходит само собой, при регулярной зарядке. Восстановление же работоспособности проблемного аккумулятора можно произвести различными способами.

Рекомендуем: Определение даты выпуска аккумулятора по маркировке

Использование специальной установки

Это наиболее распространенный метод восстановления работоспособности батареи. Для этого применяют специальные станции, имеющие режим десульфатации, непрерывно производящие несколько циклов «заряд-разряд», тем самым раскачивая батарею. Все, что необходимо — это подключить десульфататор для кислотных аккумуляторов к емкости и начать процесс восстановления. Единственным минусом здесь является высокая стоимость установки.

Применение обычной «зарядки»

При отсутствии специального «зарядника» можно обойтись и штатным устройством. Для этого, правда, нужно запастись терпением, так как процесс займет больше времени. При десульфатации аккумулятора схема действий такова:

  • прежде всего, следует проверить уровень электролита в банках, долив, при необходимости, дистиллированную воду;
  • подключая батарею к зарядному устройству, следует выставить силу тока в 1А и напряжение 14 В. Зарядка должна длиться в течение 8 часов;
  • проверка параметров должна показать увеличение плотности жидкости, а вольтаж в пределах 10 В. В противном случае АКБ десульфатировать уже бесполезно;
  • после суточного отстоя производится повторная 8-часовая зарядка при вольтаже в 14 В и силе тока 2,5А. На выходе напряжение должно быть больше 12 В, а плотность электролита -не менее 1,13 г\см3;
  • в течение 6 часов необходимо разрядить батарею при помощи любого мощного устройства — например, лампы, доведя напряжение до 9В;
  • всю процедуру следует повторить, пока плотность электролита не поднимется до 1,27г\см3.

Существует еще один способ, также с использованием штатного зарядного устройства. В данном случае, в требующем восстановления аккумуляторе используется дистиллированная вода вместо электролита. В остальном выполняется обычная процедура зарядки при напряжении 14 В. При увеличении интенсивности кипения, следует понизить вольтаж, доводя процесс до выделения газов. В таком состоянии батарея заряжается в течение двух недель.

Рекомендуем: Необслуживаемый аккумулятор Bosch Silver

После такой процедуры необходимо слить жидкость и, залив новую порцию воды, повторить цикл. Как только плотность перестанет изменяться, можно заливать стандартный электролит и выполнять обычную зарядку.

Механическая чистка

Механическая десульфатация представляет собой снятие налета окиси с пластин при помощи щетки с последующей их установкой обратно. Но на практике это уже мало кто применяет, так как данный способ подходит только для батарей старого образца. Новые аккумуляторы, как правило, необслуживаемые (разборка невозможна).

Химический способ

Восстановить работоспособность пластин можно и при помощи специальных присадок, добавляемых в банку источника питания. Спецраствор позволяет приостановить процесс сульфатации пластин. К сожалению, этот метод не всегда дает должный результат, восстанавливая исходные параметры только наполовину. Причина кроется в том, что присадки со временем разрушают и слой пасты на самих пластинах, что приводит к снижению характеристик.

Но при этом следует знать, что не все типы АКБ можно восстановить после сульфатации. К примеру, десульфатация кальциевого аккумулятора не даст должного результата, это же касается и гелевых батарей, если они простояли разряженными более полугода.

Что такое сульфатация и десульфатация

Для начала разберем что такое сульфатация и как она образовывается. Когда АКБ передает энергию на потребитель, в нем протекает следующая химическая реакция:

Pb + 2H2SO4 + 2PbO2 = 2 PbSO4 +2H2O

Pb – свинец в пластинах;

PbO2 – активная замазка;

H2SO4 – кислота, содержащаяся в электролите;

PbSO4 – кристаллы сульфата свинца;

H2O – вода.

Однако при зарядке реакция проходит в обратном порядке – молекула сернокислого свинца (сульфат свинца) распадается на ион свинца и кислотный остаток. И все было бы отлично, но при постоянном недозаряде и глубоком разряде батареи, кристаллы разрастаются и их часть уже не участвует реакции. Постепенно нерастворимое вещество серо-желтого цвета покрывает сплошной пленкой пластину, забивает поры и препятствует поступлению положительно заряженных частиц свинца к токопроводящим частям.

От сюда узнаем, что сульфатация – это процесс образования кристаллов сульфата свинца на аккумуляторных пластинах, который возникает в результате протекания химической реакции при разряде АКБ. В итоге теряется емкость, чем и объясняется быстрая зарядка и мгновенная разрядка батареи.

Вернуть емкость аккумулятора можно только в том случае, если не осыпалась замазка и не разрушены свинцовые пластины. Определить это можно по цвету электролита – он должен быть светлым и без взвесей.

Процесс десульфатации подразумевает под собой очищение пластин от сернокислого свинца, который образовался в результате неправильной эксплуатации аккумулятора либо просто от времени. На сегодня существует три основных способа восстановления:

  • механический способ – очистит пластины;
  • химический – использовать специальный раствор;
  • электрический – специальным устройством или обычной зарядкой.

Наиболее простой и доступный способ десульфатации в домашних условиях – это при помощи специального зарядника, устройства или обычным ЗУ. Главное заряжать в правильной последовательности. Это позволит восстановить емкость батареи, продлить срок службы, а соответственно и сэкономить деньги на покупке нового аккумулятора.

Обратите внимание. При отсутствии специального устройства или зарядника-десульфататора, процедуру можно провести обычной зарядкой для вашего АКБ

В этом случае нужно выполнить специальные циклы зарядки и разрядки. Эффект будет чуть хуже, однако и это поможет частично очистить пластины от осевшего сернокислого свинца.

Правила подзарядки автомобильного аккумулятора

Каждый автомобилист должен знать, для чего в его машине предусмотрена аккумуляторная батарея. Этот элемент помогает запускать силовую установку, питает электричеством бортовую технику, когда мотор заглушен. Генератор в то время, когда транспортное средство находится в движении, питает энергией аккумулятор, а тот помогает генератору работать при высокой нагрузке. Когда оба элемента взаимодействуют друг с другом, напряжение в сети находится на стабильном уровне. Если аккумуляторная батарея разряжается, ее можно зарядить генератором. Многие задаются вопросом — как вернуть рабочую мощность? В этом деле поможет сетевая зарядная станция.

Когда подзарядка необходима. У установленной АКБ проверяют напряжение в разомкнутой цепи. Оно должно находиться на уровне 12.5В. Рабочее напряжение измеряют на клеммах после зарядки АКБ на стендах или с применением бустера. Плотность электролита в каждой банке в нормальном состоянии находится на одном уровне и соответствует параметрам использования транспорта. Замеры производят при запущенном моторе, когда обороты равны 1500-2000. Кроме того, рекомендуется включать дальний свет. Если напряжение находится в пределах 13.8 — 14.5 В, то его можно считать нормальным.

Как зарядить АКБ. Чтобы зарядить автомобильный аккумулятор, требуются выпрямители переменного тока. Это могут быть приборы, которые предусматривают настройку тока и напряжения. Если работа зарядной станции протекает на одной величине все время, на полную зарядку АКБ, емкостью 60 А/ч, уйдет 20 часов при силе тока в 6 А. При стабильной величине тока во время подзарядки образуется газ из электролита. Поэтому подаваемый ток специалисты сокращают в два раза при напряжении в 14.4 и 15 В

Популярные статьи  Смазка Литол 24: характеристики и применение на автомобиле

Поэтому очень важно во время процедуры контролировать параметры

Сколько заряжается севшая АКБ. Перед тем, как подзарядить разряженную АКБ в автомобиле, нужно определить при помощи напряжения степень разряженности. Только после этого можно установить время подзарядки. Оно определяется путем деления емкости на ток зарядки. Последний не должен превышать 10% от емкости подзарядки. При расчетах КПД электрохимической реакции обозначают за 50%, поэтому полученное время умножается на 2. Севшую АКБ нужно предварительно подготовить к процедуре — убрать грязь, пыль и прочие отложения. У малообслуживаемых батарей рекомендуется снять пробки. Для более быстрой зарядки можно применить режим с током в 8 А на протяжении 3 часов, а после час с током в 6 А. Зарядить АКБ можно прямо на месте, но с соблюдением всех правил. Отрицательный провод должен быть отключен, чтобы повышенное напряжение не принесло вред бортовой сети. Не стоит также забывать о применении перчаток и проветривании помещения, где проводится процесс.

Как заряжать без зарядки. Нередко возникают ситуации, когда АКБ не хочет работать, а под рукой нет необходимого оборудования. В таком случае, может помочь другой автомобиль или иные внешние источники — батарейка или бустер. Если аккумулятор разрядился до нуля, его нужно заряжать при токе в 2-3 А. Если через пару часов напряжение не пойдет вверх, то АКБ можно только заменить.

Итог. Аккумулятор выполняет очень важную функцию в автомобиле. Однако, этот элемент нуждается в периодической подзарядке, которую нужно проводить с соблюдением всех условий.

Как самому сделать десульфататор

Десульфататор – это устройство, способное провести автономную очистку АКБ без необходимости демонтажа с транспортного средства.

Сульфатация аккумулятора: причины и признаки

Для процесса потребуется снятие хоть одной клеммы, связывающей батарею с автомобилем. Это делается с целью обезопасить электронику машины от вероятных нагрузок. Помимо очистки электродов от соляного налета с помощью десульфататора можно делать регулярную профилактику рабочей батареи, что способно существенно продлить ее сроки эксплуатации.

Принцип работы оборудования базируется на получении от АКБ питания и генерации в этой цепи высокочастотных кратковременных импульсов. При возникновении резонанса у атомов свинца и молекул свинцовых солей инициируется обратная сульфатация пластин. Этот процесс восстанавливает сопротивление и емкость батареи к первоначальным показателям.

Главными недостатками «чудо-оборудования» является большой срок десульфатации – достигает в редких случаях месяца и не менее суток, а также невозможность восстановить им примерно 10% — 15% батарей.

Простая схема десульфататора невысокой мощности в простонародье называется — моргалка. Чаще всего такое устройство может эффективно помочь в восстановлении батареи.

Для изготовления понадобится:

  1. Реле поворотов, лучше подходят импортные экземпляры с напряжением 12В, мощностью на 21 Вт. Чтобы увеличить рабочее время стоит заменить в устройстве конденсатор на аналог большей емкости. Подходит на 100 мкФ для работы реле по 3-4 с
  2. Реле 5-контактное с нормально замкнутыми контактами (3 и 4 контакт замкнуты, 1 и 2 — управляющие). Вместо импортного подходит отечественно реле с советского ВАЗа
  3. Резисторы нагрузочные или лампочки
  4. Паяльник и соединительные провода

Составляется основная схема, на которой главные моменты:

  • Отрицательная клемма АКБ подсоединяется к выходу такого же заряда устройства;
  • К выходу «-» на аккумуляторе подсоединяются поворотное и 5-канальное реле соответствующими выходами по заряду;
  • К зарядному оборудованию на «+» подводится выход 5-канального реле аналогичного заряда;
  • Соединяется между собой реле поворотов и 5-канальное, а также выход обоих реле с «+» клеммой АКБ;
  • Реле поворотов нагружается лампочкой или активным резистором;
  • Желательно контролировать сборку и проверку работоспособности устройства подсоединением амперметра и вольтметра к цепи между устройством и АКБ.

Для основания крепления всех элементов используется текстолитовая пластина. Есть вероятность поломки поворотного реле из-за состояния замкнутости выходов 3 и 4. Это не позволит батарее разрядиться.

Что такое сульфатация и десульфатация

Перед тем как переходить к обсуждению вопроса о том, каким же образом сделать десульфатацию, необходимо разобраться в том, что же такое сульфатация и ее антипод десульфатация. Итак, сульфатация — процесс, в результате которого на рабочих поверхностях аккумуляторных пластин образуется сернокислый свинец. Это происходит в результате выполнения химических реакций при разряде батареи. Этот самый сульфат свинца образуется и в штатном режиме (при обычных циклах заряда/разряда), однако кристаллы, в виде которых он образуется, имеют небольшую форму и опять растворяются. А вот при нештатных ситуациях кристаллы сульфата свинца могут иметь большие размеры, что вредно для пластин, поскольку пораженные им участки больше не принимают участие в химической реакции по вырабатыванию электрической энергии. Вследствие этого емкость батареи падает, и аккумулятор постепенно приходит в негодность.

Причины, по которым возникает сульфатация:

  • Глубокий разряд. Причем, для разных аккумуляторов достаточно от одного до трех глубоких циклов разряда для приведения батареи в полную негодность.
  • Низкие температуры. В таких условиях батареи плохо заряжаются и снижают свою емкость, что становится причиной их разряда со всеми вытекающими последствиями.
  • Высокие температуры. В жаркую пору процесс сульфатации также ускоряется. Особенно это опасно, если батарея разряжена, даже немного. При этом происходит закупоривание кристаллами поверхностей пластин.
  • Добавление концентрированных электролита или кислоты. С помощью этих составов невозможно растопить появившиеся кристаллы, их добавление лишь усугубит ситуацию.
  • Длительное хранение в недозаряженном состоянии. Дело в том, что кристаллы сульфата свинца удаляют в процессе заряда. А если этого самого процесса нет, то и сульфатация идет на пластинах медленно, но верно.

Теперь, когда физическая суть сульфатации ясна, можно переходить к обсуждению вопроса о том, что такое десульфатация, и как правильно ее выполнять. Как указывалось выше, десульфатация — процесс очищения пластин аккумуляторной батареи от имеющегося на их поверхности сульфата свинца. Выполняется это при помощи специального устройства для десульфатации автомобильных аккумуляторов.

Вместе с тем, что сульфат свинца забивает пластины, уменьшая их рабочую поверхность, но он еще и снижает плотность электролита приблизительно до 1,05…1,07 г/см³, хотя возможны различные варианты. Нормальная же плотность электролита в АКБ легкового автомобиля составляет 1,27 г/см³. Большее значение также вредно для батареи.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: