Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Как эксплуатировать дизельный двигатель зимой?

Зимняя эксплуатация силового агрегата с дизельным топливом происходит несколько сложнее. Если бензин не застывает вообще в принципе, то температура помутнения дизельного топлива составляет -25 градусов Цельсия. Температура замерзания уже при -35 градусах исключает эксплуатацию авто в таких условия. Впрочем, сегодня есть солярка с присадками, которая без проблем используется в любых условиях. Есть ряд осторожных моментов:

  • зимой в дизельном двигателе неплохо было бы установить турботаймер, который продолжал бы медленно снижать температуру двигателя после поездки, когда вы уже вышли из авто;
  • также следует выбирать зимнее топливо на заправке, выбрав изначально нормальную заправочную станцию, на которой вы не зальете в бак некачественную жидкость;
  • можно также использовать ряд присадок для снижения температуру кристаллизации топлива, когда залитое в бак горючее превращается в гелеобразную массу;
  • после превращения солярки в гель придется везти машину на сервис, причем на эвакуаторе, чтобы вычистить топливные элементы и шланги для дальнейшего использования.

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

По этим причинам дизельные машины в северных условиях — это не самый удачный вариант. В средней полосе России такие авто вполне приемлемы и могут выполнять свои функции прекрасно. На юге вообще не возникает проблем с их эксплуатацией. Тем не менее, нужно учитывать ряд особенностей по использованию топлива и качеству сервисного обслуживания вашего авто. Предлагаем посмотреть небольшое видео про особенности дизельного автомобиля:

Неоспоримые достоинства Дизеля

Достоинств у дизельного мотора не много. Это:

  • экономичность
  • огромный крутящий момент на низких оборотах и тяговооруженность
  • большой ресурс

Однако эти преимущества настолько значимы, что в определенных моментах перекрывают ВСЕ недостатки. Дизельный двигатель незаменим при интенсивной езде, с целью езды при полной загрузке пассажиров или перевозке грузов, при езде по бездорожью и буксировке прицепов.

Топливо для Дизеля стоит дешевле. Кроме того, доставка дизельного топлива производится крупнейшими операторами, реализующими нефтепродукты по безналу. Это позволяет оптимизировать затраты и экономить. обеспечит любую потребность в качественном дизельном топливе, поставляя топливо в бензовозах, цистернах, другим удобным для заказчика способом.

Принимать решение о покупке автомобиля с дизельным мотором необходимо взвешенно. Многие недостатки дизеля до сих пор не удалось устранить. Если вам необходим автомобиль для неспешной езды по нормальным дорогам, дизель не успеет себя окупить.

Принимайте правильные решения, а решит любые вопросы с поставками топлива высочайшего качества, какой бы автомобиль вы не предпочли!

Другие статьи:

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

Санкт-Петербург, Республика Татарстан.

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

Новгородская, Псковская, Новосибирская, Астраханская область.

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

«Роснефть» объявила о начале производства катализаторов гидропроцессов

В России запущено производство катализаторов гидроочистки: ввела в эксплуатацию первый в стране ОПК.

Заправки НК «Роснефть» Москвы и МО приступили к реализации бензина «Евро-6»

Московские АЗС «Роснефть» начали переход на высокооктановое топливо высшего на сегодняшний день экологического класса.

Уникальный высокооктановый бензин от увеличит пробег и сократит выбросы

По результатам проведенных испытаний топливо Pulsar-100 соответствует самым строгим мировым стандартам и подходит для использования в автомобилях с высокофорсированными двигателями.

Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.

ООО “РусПетрол”, 2007-2020

Воспроизведение материалов сайта допускается с согласия владельца

Примечание для редакторов

О компании NGK SPARK PLUG:

Регионы присутствия: NGK SPARK PLUG является одним из ведущих поставщиков продукции для систем автомобиля и технической керамики. Головной офис компании расположен в городе Нагоя (Япония), а офисы продаж и производственные объекты – во всех странах мира. Автомобильное подразделение специализируется на разработке технологий систем зажигания и датчиков и занимается поставкой комплектного оборудования во все уголки мира. Что касается ассортимента для рынка запчастей и послепродажного обслуживания, он включает в себя свечи зажигания, свечи накаливания, катушки зажигания и провода марки NGK Ignition Parts. Под маркой NTK Vehicle Electronics выпускаются датчики кислорода (и NOx), датчики температуры выхлопных газов (EGTS), массового расхода воздуха (MAF) и абсолютного давления (MAP) коллектора, а также датчики контроля положения и оборотов двигателя. В штате компании состоят более 16 000 человек. Общий годовой оборот по продукции для систем автомобиля и технической керамике составляет порядка 3,5 миллиардов евро по всем странам мира. Доля продаж NGK SPARK PLUG в регионе EMEA (в том числе через дочерние предприятия в ЕС, Великобритании, Франции и странах Евразии) составляет 26,1 % от оборота по миру. Представительства компании NGK SPARK PLUG работают на территории всех континентов. В группу входят 41 компания, 29 производственных предприятий и 4 технических центра.

Рынок запасных частей и послепродажного обслуживания в регионе ЕМЕА: С момента расширения своей деятельности и перехода в автомобильный сектор (помимо мотоциклетного) в 1970-х годах компания NGK SPARK PLUG продемонстрировала серьезные успехи на рынке запасных частей и послепродажного обслуживания. Благодаря своей неизменной приверженности качеству, технологическим исследованиям и разработкам, компания стала мировым лидером по производству свечей зажигания и кислородных датчиков, а также ведущим поставщиком свечей накаливания, катушек зажигания и проводов, а также новейших сенсорных технологий. Региональный головной офис NGK SPARK PLUG расположен в городе Ратинген (Германия). Он занимается обслуживанием клиентов рынка запасных частей и послепродажного обслуживания из стран Европы, Ближнего Востока и Африки. В регионе ЕМЕА работают 10 предприятий группы, на которых работают более 1 000 человек. Кроме того, компания имеет два производственных предприятия на территории Франции и Южной Африки, а также технический центр в Германии.

В чем важные преимущества дизельного двигателя?

Силовой агрегат дизельного типа известен тем, что кушает меньше топлива, чем бензиновый собрат с подобными характеристиками мощности. Это действительно так, но силовой агрегат дизельного типа является одним из растратчиков бюджета на сервисе, он требует большего количества денег для выполнения всех поставленных задач. Поэтому стоит выделить такие чистые и неоспоримые преимущества силового агрегата на тяжелом топливе:

  • возможность раннего переключения передач, очень хороший крутящий момент, который подхватывает КПП в любом режиме и прекрасно едет даже в неудачно выбранном положении;
  • очень высокие показатели тяги непосредственно в процессе разгона, то есть на низких оборотах возникает самый высокий показатель оптимальной полезной мощности агрегата;
  • сниженный расход топлива в сравнении с бензином выравнивает стоимость эксплуатации силового агрегата на тяжелом топливе, так что он не обойдется вам намного дороже;
  • срок эксплуатации дизеля при соблюдении всех важных рекомендаций будет достаточно высоким, с аппаратом не возникает никаких проблем, многие доезжают до 500 000 км;
  • экологическая чистота выбросов намного лучше, чем у бензиновых вариантов, отсутствие угарный газ, а вот твердые частицы есть, и часто они превышают норму для авто такого класса.

Современные разработки силовых агрегатов становятся все более утонченными и требовательными. Поэтому стоит внимательно следить за каждым обновлением и перед покупкой изучать двигатель, информацию и отзывы о нем. Один и тот самый агрегат в разных поколениях автомобилей от производителя может иметь совершенно разные варианты эксплуатации. И в данном случае можно получить действительно разочарование при покупке.

Заправка и сервис

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Каждый владелец дизельного автомобиля должен тщательно выбрать заправочную станцию. Дело касается не только известности бренда, но и качестве дизтоплива. Эти два параметра совпадают далеко не всегда. Проверить топливо можно самостоятельно с учетом советов профессионалов. Для этого используются нехитрые тесты. Недопустимо замерзание или помутнение солярки – она должна сохранять чистоту вне зависимости от условий. Среди рекомендаций по сервису необходимо отметить:

  • соблюдение межсервисного интервала, оговоренного производителем;
  • применение исключительно оригинальных сервисных материалов;
  • тщательный выбор масла;
  • регулярная диагностика;
  • своевременный ремонт отдельных элементов.

Если автовладелец использует неправильное масло, после пробега 10-20 тыс. км мотор может отказать

Особое внимание следует уделить покупке фильтров – они должны отличаться непревзойденным качеством и быть оригинальными. Регулярная диагностика авто позволит вовремя обнаружить неполадки ТНВД и избежать дорогостоящего ремонта

То же касается и головки блока. При обнаружении поломок или проблем ремонт дизель-мотора следует выполнять безотлагательно, чтобы не произошел износ других важнейших деталей. Обращаться за обслуживанием и ремонтом следует в проверенный сервис-центр с персоналом, хорошо разбирающемся в дизельных системах. Чаще всего отказывают следующие детали:

  • головки цилиндрового блока;
  • ТНВД;
  • турбины;
  • Common Rail.

Следовательно, их необходимо контролировать и проверять в первую очередь. Поломка любой из перечисленных деталей может вызывать полный отказ силового дизельного мотора.

Как самому промыть топливную систему дизельного двигателя

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Как видно, целый ряд факторов приводит к тому, что на рабочих поверхностях форсунок образуется слой из отложений и нагара. Если не производить чистку, тогда рано или поздно двигатель начнет работать со сбоями. При этом делать промывку нужно своевременно.

Основная задача — убрать незначительные отложения и нагар с рабочих поверхностей, что поможет избежать более серьезных последствий. Для этого можно посетить СТО и воспользоваться услугой промывки инжектора на специальном стенде.

Также процедуру очистки форсунок дизельного двигателя можно выполнить своими руками в домашних условиях. Для этого необходимо иметь промывочную жидкость для форсунок. Как правило, такие жидкости представлены в продаже. Многие автолюбители успешно используют одно из самых простых и доступных решений под названием Сольвент.

Промыть инжектор Сольвентом можно как на бензиновом, так и дизельном моторе. Такой очиститель может быть от разных производителей, проверенным решением является WYNNS, однако существуют и другие качественные аналоги.

Теперь давайте рассмотрим очистку на практике:

В самом начале приобретается банка Сольвента подходящего производителя. Затем нужно подготовить пару бензостойких шлангов (длина около 80 см). Шланги по диаметру должны подходить для того, чтобы надеть их на штуцера ТНВД. Далее с топливного насоса высокого давления снимаются штатные шланги и надеваются заранее подготовленные. Свободные концы шлангов вставляются в емкость (подойдет пластиковая емкость, бутылка и т.п.), куда заранее залит Сольвент Винс или другой похожий очиститель. Добавим, что на шланг, через который идет подача топлива в ТНВД, нужно дополнительно установить простой топливный фильтр. Это позволит избежать возможного попадания грязи из пластиковой емкости. Еще сам шланг подачи топлива нужно помещать в емкость таким образом, чтобы конец был опущен на самое дно, так как нельзя допустить попадания воздуха в ТНВД. Затем емкость с вставленными шлангами нужно надежно закрепить в моторном отсеке; Теперь двигатель можно завести, после чего в режиме ХХ следует «погазовать», поднимая обороты до средних и выше. После прогазовки нужно дать двигателю еще около 2-3 минут поработать на холостых оборотах и заглушить мотор. После этого выдерживается пауза. Спустя 20-25 минут отложения должны размягчиться (откиснуть), после чего процедуру нужно повторить. Окончанием можно считать момент, когда сольвент в емкости почти закончился

При этом важно не допустить того, чтобы двигатель заглох от того, что в емкости закончилась промывочная жидкость. Что касается последнего пункта, нужно понимать, что многие ТНВД на дизелях имеют внутри элементы, которые во время работы насоса предполагают активное охлаждение горючим

Во время очистки дизтопливо заменяется промывочной жидкостью, однако принцип охлаждения не меняется

Что касается последнего пункта, нужно понимать, что многие ТНВД на дизелях имеют внутри элементы, которые во время работы насоса предполагают активное охлаждение горючим. Во время очистки дизтопливо заменяется промывочной жидкостью, однако принцип охлаждения не меняется.

С учетом такой особенности можно дополнительно использовать длинный шланг «подачи» очистителя, сделав так, чтобы часть шланга, через который на насос идет сольвент,  была также погружена во вторую емкость. Эта емкость должна быть заполнена  холодной водой, а сам очиститель не будет перегреваться.

Популярные статьи  Если в двигателе замерзла вода: что делать водителю

Завершающим этапом можно считать сборку в обратном порядке, подсоединение штатных шлангов и тестовый запуск ДВС. После того, как мотор начнет устойчиво работать на ХХ и других оборотах, автомобиль можно начинать эксплуатировать.

Отметим, что в процессе очистки следует избегать попадания промывочной жидкости на кожу или в глаза, чтобы не получить химический ожог. Еще необходимо соблюдать технику безопасности, не допуская разлива жидкости в подкапотном пространстве и т.п

Состав отличается высокой горючестью и склонен испаряться, что может при неосторожности в конечном итоге привести к пожару

Кстати, если одной банки сольвента недостаточно для очистки (например, система питания слишком сильно загрязнена), нужно иметь две банки промывки. По мере убывания жидкости в основной емкости нужно подливать очиститель из второй банки.

Затем двигатель нужно заглушить и оставить автомобиль на 12 часов. По истечении этого срока (обильные отложения успеют полностью откиснуть) двигатель должен снова поработать на очистителе по схеме, описанной выше. Для этого, собственно, и нужна вторая банка сольвента.

Подготовка авто к зиме

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Общие советы, которые относятся как бензиновым так и дизельным авто.

Зимняя резина

Позаботьтесь о замене покрышек уже тогда, когда столбик термометра упадет ниже +7С. Дело в том, что летняя резина твердеет, теряет свои свойства, и не обеспечивает необходимое сцепление с дорогой. В результате снижается управляемость автомобиля и увеличивается тормозной путь. Если у Вас переднеприводный автомобиль, то лучшую пару ставить назад.

Кузов

Кузов машины очень уязвимая часть. И постоянно подвергается воздействию дорожных реагентов, которые повреждают не только кузов, но и все остальные механизмы автомобиля.

Поэтому, если не хотите много тратить денег на антикоррозийную обработку кузова автомобиля, то обработайте кузов мастикой.

Жидкости

Перед зимой обязательно позаботьтесь о замене воды в омывателе автомобиля на зимнюю. Если вовремя не произвести замену, вода в мороз замерзнет, что доставит Вам массу хлопот. В бачке воду еще можно отогреть, а вот в патрубках это сделать будет затруднительно. Придется искать отапливаемый гараж.

Не покупайте дешевые омыватели, некоторые из них обладают не только неприятным запахом, но токсичностью.

Чтобы стекла Вашего автомобиля зимой постоянно не запотевали нужно позаботиться о замене салонного фильтра.

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Так же перед зимой мы советуем заменить щетки стеклоочистителей. Дело в том, что резина, которая идет в обычных щетка зимой твердеет и может потрескаться, что конечно же скажется на качестве очистки стекол.

Почему нельзя сразу глушить мотор

Причина такой остановки мотора проста – возникает реальная угроза его поломки. Дело в том, что, если отключить зажигание, в двигателе прекращается работа по поставке масла и охладительной жидкости. Тогда элементы мотора испытывают локальный перегрев, подчас немалый. Как итог, на них может возникать нагар, снижая КПД охлаждающей системы. Вероятность выхода двигателя из строя возрастает, если его резко останавливают в перегретом состоянии. Знатоки также предостерегают от отключения зажигания тогда, когда мотор работает с высокими оборотами. Это чревато поломкой электрооборудования, вдобавок ко всему ремонтировать придется и генератор. Даже если автомобиль оснащён специальными средствами защиты, часть его важных элементов при отключении зажигания всё равно успеет пострадать.

Дизельные двигатели — принцип работы, особенности эксплуатации и обслуживания

Дизельные силовые установки представляют собой довольно сложную конструкцию. Главное отличие от бензиновых заключается в принципе приготовления топливной смеси и воспламенении горючего. Образуется смесь в камере сгорания, а такт работы представляет собой впрыск порции под большим давлением. Возгорание происходит из-за сильно разогретого воздуха. Такая технология позволяет убрать из конструкции бензонасос, свечи зажигания, высоковольтные провода и остальные элементы, которые используются в бензиновом моторе.

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Преимущества. Силовые агрегаты, которые работают на дизельном топливе, имеют большое количество преимуществ: 1) Экономичность. КПД таких двигателей составляет 40%, при наличии наддува — 50%; 2) Мощность. При эксплуатации турбированных дизельных моторов не встречается турбояма, а крутящий момент становится доступным при низких оборотах; 3) Надежность. Эксплуатироваться такие моторы могут до 700 000 км; 4) Экологичность. Применение технологии EGR и меньший объем углекислого газа в выхлопе позволяет сократить вред окружающей среде.

Заправка. Главная особенность таких моторов заключается в придирчивости к качеству топлива. Специалисты рекомендуют проводить проверку дизеля перед тем, как залить его в систему. Если внутри есть вода, это представляет опасность для установки. Она может провоцировать коррозию в топливной системе. Чтобы проверить топливо, нужно залить его в емкость и дать отстояться, чтобы примеси и осадок сели на дно. Можно проверить, есть ли в дизеле вода. Для этого следует отлить небольшое количество топлива в емкость и добавить марганцовку. Если внутри есть вода, то вокруг кристаллов марганцовки образуются красящие разводы.

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Обслуживание. Чтобы дизельный мотор прослужил большой срок, нужно внимательно подходить к обслуживанию. Существует несколько рекомендаций, которые помогут держать двигатель в порядке: 1. Замена и контроль масла. Проводить замену технической жидкости нужно чаще, чем указывает производитель. Условный интервал — 7000-7500 км. 2. Замена ремня ГРМ. Нужно руководствоваться таким же принципом, что и с маслом У многих моторов ремень может прослужить примерно 100 000 км. Но нужно учитывать, что этот показатель относится к эксплуатации в стерильных условиях на ровных дорогах. Если ремень оборвется, нужно будет менять вместе с ним головку блока цилиндров. 3. Чистота топливной системы. Менять фильтр следует не реже одного раза в 10 000 км. Из фильтра следует регулярно убирать осадок. Топливный бак тоже нуждается в промывке, делать это нужно 2 раза в год.

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Особенности эксплуатации. Первый вопрос — езда на холодную. Эксплуатация дизельных моторов допускает такую возможность, но нужно учитывать поведение конструкции. Тепловые зазоры в этот момент увеличены, а масло утрачивает свойства, что приводит к преждевременному износу деталей. Оптимальное движение — на 2 или 3 передачи и скорости 40 км/ч. Обороты. Дизельный мотор можно назвать низкооборотным. Не стоит крутить их выше 3500, так как это приведет к быстрому износу цилиндро-поршневой группы. Оптимальный диапазон — 1600-3200 оборотов. Воздушный фильтр. У дизельных моторов отсутствует дросселирование на впуске. Если учитывать маленький объем камеры сгорания и высокие втягивающие свойства, можно прийти к одному выводу — попадание даже минимального количества воды в фильтр может спровоцировать гидроудар. Эксплуатация зимой. В холодное время года использование таких автомобилей усложняется. В таких случаях нужно применять специальное топливо — зимнее или арктическое

Популярные статьи  Как отрегулировать карбюратор «Солекс»

Особое внимание следует уделять форсункам. Лучше всего в зимнее время оставлять автомобиль в гараже, чтобы не допустить кристаллизацию парафинов в топливе. Итог

Дизельные двигатели отличаются по конструкции и принципу действия от бензиновых. Поэтому они требуют особого ухода и соблюдения некоторых правил при эксплуатации

Итог. Дизельные двигатели отличаются по конструкции и принципу действия от бензиновых. Поэтому они требуют особого ухода и соблюдения некоторых правил при эксплуатации.

Советы и рекомендации

Некоторые водители со стажем для облегчения запуска дизельного мотора зимой используют следующий способ:

  • сначала камера сгорания прогревается от свечей накала пару раз;
  • затем в корпус воздушного фильтра из шприца заливается около 10 мл. бензина;
  • затем двигатель можно запускать;

Сразу отметим, такое решение является экстренной мерой, то есть использовать этот способ регулярно нельзя. Запуск с парами  бензина приводит к возникновению повышенных нагрузок, что в значительной мере снижает ресурс двигателя.

Еще рекомендуется отдельно утеплять моторный отсек и двигатель. Для этого хорошо подходит автоодеяло, которое сохраняет тепло и препятствует быстрому остыванию ДВС. Не лишним будет и утепление радиатора системы охлаждения. Для этих целей можно использовать различные решения, самым простым из которых является установка плотной картонной «заслонки».

Напоследок отметим, что долго прогревать дизель на холостых не рекомендуется, так как мотор данного типа прогревается только в движении под нагрузкой. Это значит, что через 3-5 минут после начала работы на дизельном автомобиле нужно ехать, однако езда на протяжении первых 5 км. должна быть плавной, без значительного повышения оборотов, резких стартов и торможений, движения на повышенных передачах и т.д.

Правильный уход за дизельным двигателем

Советы по эксплуатации и уходу за дизельным двигателем

Если сравнивать с бензиновым двигателем, то дизель намного быстрее загрязняет масло в системе смазывания, из-за чего большая часть производителей заранее предусматривает более частую замену масляного фильтра или самого масла. Более того, дизельные двигатели обзавелись своими собственными маслами и они, между прочим, пользуются популярностью среди автолюбителей по причине высокой эффективности.

Но и карбюраторное масло может отлично подойти для дизеля, если его периодически менять. Касательно этого производители пишут на банках специальные инструкции. Но если на самой банке вы ничего не обнаружите, то посмотрите на контейнер, в котором были банки — так информация уж точно отыщется.

Если у дизельного двигателя верхний распределительный вал, то время от времени следует менять и зубчатый ремень. Если этого не делать, то клапаны будут соударяться с поршнем, что приведет к разрыву ремня. Дабы исправить такую поломку, потребуется немало денег. Были случаи, когда подобное происходило при пробеге менее 48 000 км., но причиной тому было попадание масла вследствие нарушения герметичности смазочной системы. И если вы даже после 60 000 км. не пожелаете менять зубчатый ремень, то подобное нежелание вскоре превратится для вас в большие финансовые затраты.

Теперь поговорим о топливных фильтрах. Покупать необходимо самый лучший. Стоит упомянуть, что некоторые фильтры, несмотря на отличный внешний вид, не очень хорошо справляются со своими прямыми обязанностями. Поэтому кольцо, расположенное на корпусе фильтра, необходимо сменить.

Идем дальше. Есть две основные причины, способные нарушить работу дизельного двигателя:

2. Подсос воздуха в систему.

Отметим, что оба случая довольно трудно предотвратить. К примеру, если в систему подачи топлива попадет воздух, то извлекать его оттуда придется через специальный клапан посредством ручного насоса. Но у более современных моделей имеются специальные системы, которые удаляют воздух автоматически. Для этого нужно всего лишь «крутануть» двигатель. Также трудно контролировать попадание воды в топливный фильтр, поэтому в большинстве дизельных автомобилей имеется специальный сигнальный индикатор, оповещающий о таких инцидентах.

Меняя масло, вы обязательно должны проверять фильтр. Но если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях, то фильтру нужно уделять больше внимания. Каждый дизель дымит на морозе, но это не должно быть чересчур. Причин тому может быть много, но самой распространенной является сбой в подаче топлива. Для ее устранения вам придется заново отрегулировать момент впрыска, используя для того специальные отметки на коленвале. Данную процедуру можно провести и на неработающем моторе, но лучше, конечно же, купить для этого специальную лампу, которая будет крепиться на форсунке, и загораться после каждого толчка топлива. Еще одна причина — это банальная утечка топлива, из-за чего цилиндр переполняется топливом и, как следствие, слишком дымит.

В итоге хотелось бы отметить, что сев однажды за руль дизеля, вы уже никогда не захотите пересесть обратно на бензиновое авто. Доказательств тому полно — спросите любого водителя дизельной машины. Может, наступила и ваша очередь к ним присоединиться?

Источник

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: