Немного о том, как проверить уровень заряда
Если бы речь шла об обычной свинцовой батарее, то и вопроса как такового не возникало бы, однако в нашем случае всё намного сложнее. Сразу стоит заметить, что со стопроцентной точностью сделать это нельзя. Более того, чем раньше после выключения двигателя вы выполняете проверку, тем хуже результат. Рекомендуется приступать только тогда, когда прошло 7-8 часов.
Если АКБ полностью заряжена, то напряжение на клеммах будет порядка 12,7 Вольт, что соответствует плотности электролита в 1,28. Таким образом, уровень заряда — 100%, разряда — 0%. Если на датчике вы увидели 11,7 Вольт, то это свидетельствует о полном разряде. В это время плотность электролита не превышает значения 1,1.
Какой тип аккумулятора лучше выбрать для своего авто?
При подборе аккумулятора лучше обращать внимание не на возможность обслуживания, а на прочие параметры, которые подойдут для вашей машины. Но и не возможность зарядки стоит взглянуть
Особенно это касается владельцев автомобилей, требования к аккумулятору в которых предусматривают использование объемной батареи.
В данном случае возможность применения обслуживаемой батареи станет одним из больших преимуществ. Но этот критерий является не самым главным, ведь если вы подберете идеальную батарею для вашего автомобиля, вам не придется думать о зарядке аккумулятора и прочих моментах обслуживания долгое время. Достаточно помнить о таких важных факторах подбора батареи:
- правильная мощность и емкость аккумулятора для вашего авто;
- подходящий под крепления размер батареи и форма устройства;
- гарантия от производителя и оригинальное происхождение аккумулятора;
- новое устройство с полным зарядом, произведенное не так давно;
- отсутствие заводских дефектов в работе батареи и визуальных повреждений;
- высокое качество устройства и хороший статус среди конкурентов.
При выборе батареи обратите внимание на дату производства, ведь срок службы аккумулятора начинается именно с момента изготовления. Многие считают, что в магазине батарея может простоять сколько угодно долго, но это мнение ошибочно
Лучше использовать новый аккумулятор, который точно не потерял свой заряд на полке магазина.
Если вы эксплуатируете автомобиль в чрезмерно холодном климате, стоит подумать об увеличении номинальной емкости батареи и получить больше возможностей для зимнего запуска двигателя. Но помните, что при установке аккумулятора повышенной емкости короткие городские поездки не будут успевать полностью восстановить требуемый заряд.
Предлагаем посмотреть небольшое видео с описанием восстановления необслуживаемого аккумулятора:
Как убить необслуживаемый аккумулятор
Аккумуляторы данного типа категорически не терпят:
- Подзаряда током с превышенным зарядом. Из-за этого электролит перегреется, а это может привести к нарушению целостности пластин, осыпанию решетчатой структуры и разрушению сепараторов.
- Регулярный перезаряд. Это приведет к уплотнению электролита и образованию на пластинах слоя сульфидов – емкость снизится.
- Перегрев в летнее время года. Постоянная температура более +35оС приведет к изменениям плотности электролита и постепенному разрушению пластин.
- Короткое замыкание. Оно практически моментально приводит АКБ в неисправное состояние.
Как обслужить необслуживаемый аккумулятор
Техническое обслуживание аккумулятора можно провести дома самому. Для этого достаточно:
- отсоединить провода
- вынуть из корпуса автомобиля
- очистить ветошью от грязи
- снять этикетку, высверлить отверстия в пробках и понять в какие банки доливать. Есть аккумуляторы со смотровым окном и даже прозрачным корпусом, но это уже из серии дорогих
- проконтролировать уровень заряда АКБ мультиметром.
При слабом заряде и достаточном уровне электролита, можно начать зарядку необслуживаемого аккумулятора самостоятельно.
Важно! В зимнее время обязательно необходимо дождаться, когда АКБ прогреется до плюсовой температуры.
Все вопросы по обслуживанию таких батарей в этом видео.
Каким зарядным устройством заряжать
Вы выяснили, что ваша необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в подзарядке. Несете его домой и даже не задумываетесь, о том что существует большая разница, каким зарядным устройством заряжать. Наверняка вы, просто, решили взять по соседству обычный «дедовский» зарядник и не видите в этом никакой разницы с современными зарядными устройствами, но она есть!
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы можно зарядить и старым зарядным устройством, но для этого потребуется больше времени и постоянный контроль процесса зарядки, поскольку такому аккумулятору ну ни как нельзя кипеть.
К тому же нужно не понаслышке знать сам процесс зарядки и все его стадии, которые состоят из чередования этапов заряда и разряда с контролем тока и напряжения. Поэтому наилучшим ответом на вопрос, каким зарядным устройством заряжать АКБ ответ один микропроцессорным ЗУ.
Оно возьмет на себя все проблемы с контролем этапов и правильно построит процесс заряда, что уменьшит в 1,5 раза время зарядки аккумулятора.
В чем отличия обслуживаемых и необслуживаемых АКБ?
Сегодня все источники питания можно поделить на два вида:
1. Обслуживаемые.
Первые обслуживаемые аккумуляторы были свинцово-кальциевого типа. Их главное преимущество — способность работать в течение двух лет без доливки электролита.
Но был и минус — глубокий разряд оказывался «смертельным» для батареи. Всего несколько циклов заряда и разряда, и АКБ можно было нести на мусор.
В конце 90-х годов появились более современные — свинцово-кальциевые изделия. Их особенностью стала большая устойчивость к разрядам и отсутствие необходимости в доливке дистиллированной воды.
На следующем этапе появились свинцово-кислотные АКБ (их используют и сегодня).
Внешне обслуживаемый аккумулятор — моноблок, в котором есть несколько выходов с крышками на краях (для доливки жидкости).
Несмотря на все свои преимущества (большую емкость, долгожительство, стойкость к глубоким разрядам), аккумулятор требовал постоянного внимания.
Протекание электрохимических реакций приводило к «выжиганию» электролита и необходимости доливки дистиллированной воды.
В частности, главная проблема обслуживаемых источников питания — наличие сурьмы на токоотводе.
Последняя посредством химических реакций перемещается на катод и способствует снижению напряжения на выходе АКБ.
Результат — молекулярное разложение, а далее — активное выделение кислорода и водорода. Высвобождение газов происходит настолько активно, что возникает процесс «кипения».
Кроме этого, в процессе эксплуатации электролит неизменно находит себе пути наружу (крышки не могут быть герметичными вечно). Появившийся на поверхности состав должен быть нейтрализован щелочным раствором (к примеру, смесью воды с содой).
Как заряжать обслуживаемые аккумуляторы читайте ЗДЕСЬ.
2. Необслуживаемые аккумуляторы.
Современный вариант источников питания. Встречаются трех видов.
- С обычными электролитами внутри, корпус которых запаян со всех сторон. Возможность долива дистиллированной воды отсутствует.
- С жидким электролитом, которым пропитывается нетканый полипропилен.
- Гелевые аккумуляторы. Внутри герметично запаянного корпуса находится оксид кремния, который пропитан электролитом. Вся масса имеет белый цвет.
Особенность гелевых АКБ — отсутствие электролита внутри, роль которого берет на себя специальный тиксотропный гель.
К преимуществам таких АКБ можно отнести:
- отсутствие проблем с гелем, который не переливается за границы емкости аккумулятора и не требует доливки;
- отсутствие саморазряда и способность пережить большое количество циклов заряда и разряда;
- удобство применения, ведь не нужно думать о необходимости обслуживания аккумулятора и выполнения каких-либо сложных действий.
Но, как правило, на автомобилях используются необслуживаемые АКБ с обычным электролитом, так как, они имеют адекватную цену.
А гелевые аккумуляторы применяются там, где требуется продолжительное под нагрузкой, потребление электроэнергии. К примеру, на лодочных электромоторах, электромобиля, детских автомобилях и т.д.
Важная информация
Заряжать необслуживаемое АКБ обычным зарядным устройством не рекомендуется, хотя и возможно.
Для этих целей желательно использовать автоматическое ЗУ. Почему так?
Так намного проще и безопасней. АЗУ само выставит необходимые параметры заряда.
Это значительно облегчит не только зарядку необслуживаемого АКБ, но и увеличит степень его заряда.
Давайте рассмотрим на примере.
Возьмем аккумулятор Bosch S4 026 70Аh 0092S40260, емкостью 72 А.ч., с рабочим напряжением 12В и пусковым током 680 А.
Устройство имеет обратную полярность и европейский тип клемм.
Если выставить зарядное напряжение в 14,5В, то за сутки Bosch S4 026 зарядиться где-то на 80%.
Если на клеммах ЗУ будет 15В, то за это же время, наш экземпляр зарядится приблизительно на 90%.
Если – 16 – 16,4В,
то через сутки АКБ будет иметь заряд на97% .
При этом во всех случаях значение тока не должно превышать 7,2, 1/10 от емкости.
Из вышесказанного выходит, что при использовании современных зарядных устройств, где возможно выставить максимальное напряжение зарядки не более 14,5В, необслуживаемое АКБ до 97% своего заряда будет заряжаться больше суток.
Это при условии, что АКБ частично разряжено. А в случае полного разряда, время зарядки необслуживаемой батареи может достигать 72 – х часов.
Также обратите внимание на то, что на начальном этапе зарядки сила тока может достигать 50А. Поэтому рекомендуется использовать такие зарядные устройства, в схеме которых предусмотрено ограничивать зарядный ток двадцатью пятью амперами
Поэтому рекомендуется использовать такие зарядные устройства, в схеме которых предусмотрено ограничивать зарядный ток двадцатью пятью амперами.
Как рассчитать время заряда необслуживаемого аккумулятора
Перед проведением работ необходимо удостовериться в степени разряда батареи. Для этого производители предусмотрели 2 варианта:
- Обозначения min/max расположены на специальном окошке корпуса. Когда показатель располагается в центре — батарея полностью заряжена.
- Цифровой индикатор. Наиболее удобный способ определения заряда. Для этого используется 3 вида цветов:
- красный — говорит о полном разряде аккумулятора;
- белый — говорит о том, что рекомендуется подзарядка;
- зеленый — показывает то, что батарея в полном порядке.
Однако следует помнить, что данные показания имеют рекомендательный характер, и реальный уровень заряда может быть другим.
Для более точного определения необходимо воспользоваться мультиметром. Показание в 11,7 — АКБ полностью разряжена; 12,7 — зарядка 100%.
Пример: если значение 12, то заряд батареи составляет 30% (0,1 равен 10% заряда. 12 — 11,7 =0,3=30%).
При зарядке постоянным током понадобится значение емкости аккумулятора, указанное в характеристике (возьмем 60 А/час)
Вычисляем время зарядки: 70% от 60=42. Рекомендуемый ток — 10% емкости. Здесь — 6 А. Необходимо разделить 42 на рекомендуемый ток 6 А (42/6=7). Время до полной зарядки составляет 7 часов.
Само же время зарядки аккумулятора напрямую зависит от степени разряженности. При полностью «пустой» батареи время до полной зарядки может составить от суток до 30 часов. Если имеет дело частичная разрядка, то время сокращается до 4-5 часов. В зависимости от модели ЗУ возможно придется контролировать процесс, так как полная зарядка достигается при показаниях тока в 0.2 А.
Что будет, если перезарядить необслуживаемый аккумулятор
Последствия такого шага могут быть весьма серьезными:
- Кипящий электролит разъедает внутренние детали.
- Кислота окисляет клеммы, образуя налет.
- Электролит вылезает из батареи, разрушая пластины, что приводит к полному разрушению аккумулятора.
- Возможен взрыв батареи.
Но есть и хорошая новость. В настоящее время производители для предотвращения тяжелых последствий начали выпуск аккумуляторов, которые имеют внутри специальный клапан, предназначенный для сброса давления в экстремальных ситуациях. В любом случае перезаряд батареи может привести к полному выходу изделия из строя.
Необслуживаемая АКБ требует постоянной подзарядки. Это необходимо для поддержания в рабочем состоянии всех систем автомобиля. При должном уходе и правильной эксплуатации аккумулятор не потребует замены и прослужит положенный ему срок.
В конце хотелось бы подвести итог статьи. Мы тщательно разобрали первоначальный вопрос — как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля и теперь знаем не только подробный план, но также особенности и характеристики АКБ
Обращайте внимание на особенности вашей конкретной АКБ и соответственным образом подбирайте к ней ЗУ
Как проверить уровень электролита
В вашем распоряжении два способа для того, чтобы проверить уровень электролита в необслуживаемом аккумуляторе: по меткам на конструкции и по индикаторам. Рассмотрим каждый по отдельности:
- Сокращения “max” и “min” сообщат вам об уровне заряда. Написаны они на специально отведённом для этой цели окошке. Показатель, располагающийся посередине окна, говорит владельцу о том, что батарея полностью заряжена. Иногда для этого не предусмотрено окошко, но производитель оставляет для определения прозрачную часть корпуса, которая изготавливается обычно из пластика.
- Индикаторы. Некоторые разработчики выбрали такой вариант, который тоже прекрасно наглядно сообщает водителю уровень электролита. Как же они это делают? Ответ кроется в цвете, который производит непосредственно индикатор. Вариативность цветов ограничивается зелёным, белым и красным. Первый оповещает о том, что с батареей всё в полном порядке и волноваться не о чем. Второй- о том, что пора поставить аккумулятор на зарядку. Ну а третий цвет говорит о критическом состоянии батареи: он отображается тогда, когда повышена кислотность, и уровень воды упал. Конечно, не все модели используют именно эти цвета, поэтому изучите предварительно инструкцию.
Рекомендуем: Надо ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки и в каких случаях
Как мы вам уже сообщали, достоверного источника не существует, поэтому все показатели примерны и лучше обращать внимание на показатели почаще. Порой неисправность батареи зависит от того, что в ней упал уровень дистиллированной воды
Аккумулятор необслуживаемого типа, что видно из названия, не предусматривает в себе отверстие для внешнего вмешательства владельца для устранения данной поломки. Но один способ всё-таки есть. Итак, как же долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор?
Порой неисправность батареи зависит от того, что в ней упал уровень дистиллированной воды. Аккумулятор необслуживаемого типа, что видно из названия, не предусматривает в себе отверстие для внешнего вмешательства владельца для устранения данной поломки. Но один способ всё-таки есть. Итак, как же долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор?
- Во-первых, ни в коем случае не снимайте крышку батареи: она так закреплена, что поставить её обратно вы, скорее всего, и не сможете. Поэтому просто снимайте наклейку.
- Во-вторых, через прозрачные участки находим банки и перегородки. При помощи этой картины определяем места заливки воды или проверки плотности электролита.
- Аккуратно делаем проход, воспользовавшись инструментом наподобие шила.
- Теперь через проход в банке, там, где есть индикатор плотности, заливаем воду по 5 мл. Чтобы вам было удобно, купите для этой операции одноразовый шприц. Когда индикатор станет белым или зелёным – добавьте еще 20 мл.
- Уровень электролита проще определять, если у вас прозрачный корпус аккумулятора. В обратном случае прибегните к такому методу: погрузите шприц иглой в банку и потяните на себя шток. В тот момент, когда в полость шприца начнёт поступать электролит, сделайте отметку на игле.
- Дальше вам нужно сверяться по этой отметке, когда вы будете добавлять воду в оставшиеся банки.
- Проделанные вами дырки можно закрыть герметиком, или же вы можете вырезать из резины своеобразные пробки.
- Немного потрясите батарею, чтобы перемешалась недавно поступившая дистиллированная вода.
Зарядка необслуживаемых автомобильных аккумуляторов
Начнем с того, что зарядка необслуживаемого автомобильного аккумулятора несколько отличается от зарядки свинцовых аналогов. Все дело в том, что технология изготовления необслуживаемых батарей может быть разной. Такие решения могут иметь обычный электролит, который заливается в корпус, но так называемы «банки» герметично закрыты, то есть конструктивно отсутствует доступ для долива воды. Материал изготовления пластин также отличается от используемых решений в свинцовых батареях.
Еще один тип батарей не имеет жидкого электролита внутри АКБ в том виде, в котором многие водители привыкли его наблюдать. Электролит в корпусе удерживается в специальном материале (полипропилен). Отдельно стоят так называемые гелевые аккумуляторы. Устройство подобных решений предполагает наличие электролита, который смешан с оксидом кремния. Указанный оксид кремния засыпается в виде порошка, в результате чего внутри корпуса аккумулятора образуется гель. Такой гель заполняет внутренне пространство корпуса гелевого необслуживаемого аккумулятора.
Что касается подзарядки, необслуживаемая АКБ также нуждается в периодическом пополнении заряда, как и обычная. В обоих случаях заряда только от генератора бывает недостаточно, особенно в режиме коротких поездок, когда потраченная на запуск ДВС энергия попросту не успевает восполняться. По этой причине дозаряжать АКБ специальным зарядным устройством просто необходимо, особенно перед наступлением холодов.
Любая батарея при низких температурах разряжается быстрее, в самом двигателе густеет смазка, топливо хуже испаряется. Вполне очевидно, что прокрутить коленвал стартеру в таких условиях намного труднее. Более того, на морозе на стартер подается больший пусковой ток. Если мотор летом запускался легко даже при условии наполовину разряженной батареи, то зимой аккумулятор может разрядиться уже на второй попытке запуска. С учетом данных особенностей следует полностью зарядить аккумулятор, то есть поднять заряд до максимума емкости АКБ. В этом случае зимняя эксплуатация не доставит владельцу проблем даже при условии затрудненного пуска ДВС в сильные холода.
Устройство необслуживаемого аккумулятора
Классический свинцово-кислотный аккумулятор основным своим недостатком имеет повышенное газообразование во время зарядки – если в нормальных условиях водород выходит мелкими пузырьками, то при превышении зарядного тока процесс напоминает кипение. Так раньше, собственно, и говорилось – «заряжай, пока не закипит». Разложение воды вследствие электролиза приводит к тому, что уровень электролита со временем падает, а его плотность растет – именно поэтому в батареях классической конструкции имеются пробки для контроля плотности и доливки дистиллированной воды.
Хотя при надлежащем обслуживании обычный аккумулятор обладает наивысшим среди всех типов ресурсом, для среднестатистического покупателя он неудобен. Поэтому появление аккумуляторов, способных работать длительное время без доливки воды, было логичным.
Первыми появились так называемые кальциевые (Ca/Ca) аккумуляторы. В них обе пластины каждой банки легированы кальцием в отличие от классических батарей, где пластины штампуются из свинцово-сурьмянистого сплава. В результате выделение водорода резко снизилось – при нормальных условиях эксплуатации кальциевая батарея как минимум три года отрабатывает без существенного падения уровня электролита.
Однако у кальциевых аккумуляторов есть одна особенность: они очень плохо переносят разряд ниже 12В, так как положительный электрод быстро сульфатируется и разрушается. Разряд может «убить» даже новую батарею, что подтверждает практика автосалонов: например, пока «Автофрамос» устанавливал на автомобили семейства Logan украинские кальциевые батареи Ista, длительная стоянка машины часто приводила к необходимости гарантийной замены аккумулятора еще до момента продажи ее клиенту.
Видео: Обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор.
Выходом из ситуации стала разработка гибридных аккумуляторов (Ca+) – в них положительный электрод изготавливается их сурьмянистого сплава, их стойкость к глубокому разряду значительно выросла. Дальнейшим развитием необслуживаемых аккумуляторов стало появление AGM и гелевых батарей – в них электролит либо пропитывает инертный наполнитель (AGM), либо загущен соединениями кремния.
Конструкция вентиляции у необслуживаемых аккумуляторов сложнее, чем у классических: для улавливания капель электролита и исключения его проливания при наклоне в нее вводится лабиринт, часто дополняемый обратными клапанами. Перед началом зарядки необходимо контролировать ее исправность – забитый грязью выходной канал необходимо прочистить.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Средний срок службы и годности автомобильного аккумулятора
- Что будет, если неправильно подключить аккумулятор (перепутать клеммы) или неправильно прикурить авто?
- Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе: повышение плотности
Зарядка необслуживаемой АКБ
Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях вполне реальна. Только сразу стоит сказать, что пытаться восстанавливать батареи, которым пять и более лет, – бесполезное занятие: в лучшем случае это даст кратковременный эффект. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор? Основной момент – правильный выбор зарядного устройства. Они должны обладать функциями:
- автоматической поддержки постоянного напряжения;
- ограничения тока.
Не последнее место занимает соблюдение безопасности. Зарядку необслуживаемого аккумулятора осуществляйте в проветриваемом помещении при положительной температуре (лучший вариант – 18–20 °С). И проблема здесь не только в том, что работать придётся с кислотой (используйте резиновые перчатки). В ходе зарядки образуется сернистый газ, HCl. Если эти соединения в большом количестве смешаются с кислородом, может случиться взрыв.
Автоматическое устройство стоит недёшево: как минимум, 6 тыс. руб. Поэтому заряжать необслуживаемые аккумуляторы лучше, одолжив аппарат у знакомых. До зарядки тщательно очистите батарею и протрите сухой тряпкой: грязь способна проводить ток. Если АКБ принесли с холода, дайте ей отогреться, так как она начнёт впитывать заряд после того, как раствор в банках прогреется до плюсовой температуры.
Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор с помощью недорогого бюджетного ЗУ (если у вас есть время и терпение):
- Проверьте напряжение в батарее. Отсоедините провода от батареи и определите напряжение на её клеммах. Оно должно соответствовать 12,6–12,7 В. Если есть глазок-гидрометр, убедитесь, что он зелёного цвета.
- Правильно подсоедините клеммы. Далеко не в каждом ЗУ (тем более бюджетном) есть защита от «дурака» при коротком замыкании или переполюсовке. Поэтому «крокодилом» с чёрным проводом строго захватывайте отрицательный контакт батареи, красным – положительный.
- Установите начальное напряжение на ЗУ. Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор? Изначально установите U = 12,6 В. Если показания вольтметра дёргаются, постоянно скачут то в одну, то в другую сторону, придётся проверять банки АКБ: возможно, какая-то из них замыкает. При отсутствии на панели ЗУ вольтметра воспользуйтесь амперметром: ток заряда должен соответствовать ёмкости батареи (5 %, а не 10 %, как в обслуживаемых АКБ). Например, если параметр 55 А/ч, установите на зарядке 2,25 А. При необходимости быстрого восстановления АКБ начальное напряжение сделайте 13,9–14 В. При таком режиме батарея будет готова к использованию часа через три. Но только в том случае, если она была разряжена частично. При полном разряде для восстановления понадобится примерно трое суток (ставьте пониженное напряжение на ЗУ – 12–12,5 В). Вообще, быстрая зарядка за 1–2 часа никак не способствует длительному сроку службы, так как пластины-электроды будут перегреваться и разрушаться быстрее.
- Следите за процессом зарядки, не допускайте кипения. Контролируйте процесс. Выделение газов должно быть незначительным. Если заряжается вскрытая АКБ, можно измерить температуру электролита, которая не должна превышать 37,8 градусов. Если же происходит бурная реакция с кипением, это может говорить о негодности батареи к дальнейшему использованию.
- Постепенно повышайте заряд. Как заряжать аккумулятор без пробок дальше? Доведите напряжение до 14,4 В. Определите значение по встроенному вольтметру или с помощью тестера. Нормальное поведение батареи заключается в первоначальном снижении, затем увеличении и медленном уменьшении тока.
- Далее повторите процесс зарядки. После повтора примерно через 5 часов зарядный ток должен упасть до 1 А или даже ниже. За процессом можно и не смотреть вовсе, если применять интеллектуальное устройство.
Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля при 100-процентном разряде? При таком положении вещей кислота переходит в электродные пластины. Поэтому сразу использовать большой ток не имеет смысла: вы просто будете делать электролиз, так как вода останется промеж пластин. При увеличенном токе ионы «сядут» на них и не пропустят к поверхности электролит. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля при сильной потере работоспособности? Необходим малый ток, восстанавливающий заряд постепенно.
Как зарядить необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством?
Зарядка необслуживаемой батареи автомобиля осуществляется при обязательном контроле напряжения на ее клеммах. Максимально допустимое значение напряжение при зарядке зарядным устройством не должно превышать 14,4 вольта. Для некоторых редких моделей – 16 вольт.
Более мощное напряжение вызовет реакцию воды в электролите, он просто начнет закипать. В результате этого образуются газы, водяной пар, который выйдет через специальный клапан. Из-за этого уровень электролита в аккумуляторе уменьшится, а его плотность повысится. А как вы помните, пополнить уровень электролита, долив в него воду, в такой системе обычным способом невозможно.
Следовательно, для зарядки необслуживаемого аккумулятора автомобиля лучше всего подойдет специализированное зарядное устройство. Главное требование к оборудованию – это автоматическое поддерживание заданного напряжения. Еще лучше, если ваш прибор помимо сохранения заданного напряжения, будет иметь функцию автоматического контроля величины тока.
Конечно, заряжать необслуживаемый аккумулятор можно практически любой автомобильной зарядкой ручного типа. Главное уметь правильно это делать, отслеживать напряжение и процесс зарядки от начала и до конца, чтобы не допустить закипания и перезаряда АКБ.
Подключаем аккумулятор к зарядному устройству
Необслуживаемый аккумулятор можно подключить к питанию как непосредственно в машине, так и дома. Поскольку в некоторых случаях в теплое время года, например, летом просто не имеет смысла снимать батарею и нести ее домой. Гараж, дача, частный дом или тихий городской двор и возможность протянуть удлинитель позволяют не снимать источник питания с автомобиля.
Однако самое главное – это правильно определить полярность на клеммах аккумулятора и соответственно их подключить к зарядному устройству. Перед включением зарядки стоит внимательно убедиться в правильности подключения, чтобы не вывести АКБ из строя.
Клемма плюс соединяется с плюсовым проводом, а минус – с минусовым. Как правило, провода отличаются по цвету:
- Красный провод идет на плюс;
- Провод черного цвета идет на минус.
Приступаем к зарядке необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Когда зарядное устройство подключено к аккумулятору и готово к работе, настало время его включить
Но перед включением прибора важно заранее установить минимальное напряжение на зарядном устройстве. Только после этого следует включение зарядного прибора
Следующий шаг – это установка нужного напряжения. По возможности придерживайтесь следующей инструкции:
- Если аккумулятор разряжен не полностью, то уже на включенном устройстве следует установить напряжение 14,0-14,4 вольта, после чего начнется процесс зарядки батареи.
- Если аккумулятор сильно разряжен, то для начала следует выставить напряжение при зарядке 12 вольт. А когда зарядный ток опустится до значения 0,1 емкости аккумуляторной батареи, следует поднять напряжение до 14,4 вольта. То есть продолжаем делать в точности так, как было описано в первом варианте выше.
Сколько времени нужно заряжать аккумулятор?
Время, необходимое для приведения батареи в рабочее состояние может быть различным. Это зависит от многих факторов, например:
- Насколько сильно аккумулятор был разряжен;
- Его общее состояние, емкость, возраст и другие факторы.
В любом случае главным показателем окончания процесса зарядки необслуживаемого аккумулятора является ток зарядки, а точнее его величина. Если при заданном напряжении на клеммах аккумулятора ток зарядки снизится до значения в 200 мА, значит, процесс зарядки можно считать успешно завершенным.
Как правило, для достижения нижнего предела тока зарядки в 0,5-1 ампер в среднем потребуется 5-6 часов, а при плохом раскладе до 24 часов. В любом случае с зарядкой необслуживаемого аккумулятора нельзя спешить, а также наращивать напряжение выше максимального значения в 14,5 В.
Как вскрыть крышку батари
Обслуживаемые батареи имеют пробки для ревизии банок. Добраться к содержимому необслуживаемого аккумулятора сложнее. Пробок не предусмотрено, и монолитная крышка представляет собой лабиринт для улавливания и конденсирования паров. Нарушение ходов лабиринта снизит эффективность системы. Поэтому перед тем как открыть крышку батареи, требуется взвесить все за и против.
Вот несколько вариантов, как добраться до электролита:
- В АКБ есть глазок с поплавком. Поддев стеклышко, мы получаем доступ к одной банке батареи. Измерение плотности электролита в одной банке не дают полной картины.
- Снять крышку батареи. Верхняя часть срезается или силой срывается, так как она припаяна. После обслуживания батареи главная сложность — приклеить крышку на место. По возможности, следует избегать этого способа.
- Сверление отверстий — самый доступный способ того, как вскрыть АКБ.
Читать также: Блок автоматики авр для бензогенератора
Самый оптимальный метод — сверление отверстий. Для большей части процедур этого достаточно, через них можно залить электролит, проверить его уровень и плотность.
- Центры должны совпадать с отливками под заводские заливные пробки. Сняв наклейки, контуры легко просматриваются.
- Сверлить лучше в несколько этапов, чтобы стружка не попала внутрь. Первое сверло – 3-4 мм. Просверлив все отверстия, можно тонким щупом проверить уровень электролита. Если на этом проверка закончится, мелкие отверстия можно залить горячим клеем или силиконом.
- Второе сверло — 12 мм. Через такое отверстие можно воспользоваться ареометром.
Чтобы заглушить отверстия, можно воспользоваться пластиковыми пробками от лекарственных средств — пустырник, мята перечная, валерьянка. Пробки должны стать плотно, заготовить их нужно еще до сверления. При установке пробки можно посадить на клей, тогда с высокой долей вероятности свойства крышки-лабиринта сохранятся. Просто вставив пробки, мы получаем простой необслуживаемый аккумулятор. К банкам добраться значительно проще, но делать это придется довольно часто — электролит будет требовать постоянной доливки.