Индекс вязкости
Индекс вязкости (ИВ, VI — Viscosity Index) — это величина, которая показывает, как сильно меняется вязкость масла в зависимости от температуры. Чем он выше, тем лучше. Однако нетипично высокий ИВ может свидетельствовать о большом вовлечении полимерного загустителя и невысоком качестве базы.
Невысокий индекс вязкости у минеральных базовых масел (у парафиновых — около 100, нафтеновых — 30-60, а у ароматических он может быть меньше нуля), более высоким ИВ обладают масла III группы, произведенные по технологии гидрокрекинга (от 120). Лидерами являются ПАО, у которых этот показатель может превышать ИВ 130, а у полиалкиленгликолей он может доходить до 150.
Виды кодировки масел и стандарты их качества ↑
По мере совершенствования смазывающих материалов от сырой нефти к суперсовременным синтетическим маслам накапливались их характеристики, которые нужно было свести в единую таблицу.
Впервые попытки классифицировать моторные масла были предприняты в США. В 1911 году Ассоциация Автомобильных Инженеров (SAE, Society of Automotive Engineers) составила таблицу маркировки совместно с Американским Институтом Нефти, которая использовалась до 1947. Со временем сложилась традиция, по которой все масла имеют в описании своих свойств марку по SAE, а версия этой системы, разработанная в начале восьмидесятых годов прошлого столетия, действует до сих пор.
За основную единицу характеристики свойств масла по SAE принята вязкость, а ее принято делить на три группы — летнюю, зимнюю или всесезонную. От температуры эксплуатации зависят все базовые характеристики антифрикционных жидкостей, такие как кинематическая вязкость и динамическая вязкость. Кинематической вязкостью называется текучесть масла в естественных условиях только лишь под воздействием силы тяжести. Текучесть жидкостей определяют в относительных величинах по показаниям прибора под названием вискозиметр. Под воздействием силы тяжести через нормированное отверстие за заданное время масло покидает емкость заданного объема. Это время и называется кинематической вязкостью. В отличии от кинематической динамическая вязкость характеризует способность антифрикционных жидкостей адаптироваться к изменению скорости вращения смазываемых деталей. Динамическую вязкость определяют на специальных подвижных стендах.
Зимние марки по SAE имеют обозначение, состоящее из величины относительной вязкости и буквы W. Буква обозначает, что масло предназначено для эксплуатации в условиях низких температур и взята из слова Winter, что переводится буквально как «зима». Летние марки по SAE обозначаются только цифровой кодировкой без буквенного обозначения. Например, SAE 20. Всего по SAE шесть зимних (0,5,10,15,20,30) и пять летних марок (20,30,40,50,60).
В настоящее время чисто летние и чисто зимние образцы масел широко не применяются. В обиход вошли всесезонные марки. Это дает преимущество по разнообразию климатических условий эксплуатации двигателя. Например, при перемещении автомобиля в разных климатических поясах, можно не беспокоиться о свойствах масла. По стандарту SAE «всесезонка» маркируется двойным обозначением, складывающимся из летней и зимней кодировки. Например, 10W40.
По химическому составу масла по SAE разделяются на минеральные, полусинтетические и синтетические. Их отличают вязкость, например, 0W30 – синтетическое всесезонное, 10W30 – полусинтетическое всесезонное, 15W30 – минеральное всесезонное.
В общем, система SAE позволяет по кодировке определить диапазон температур и сезонную применяемость моторных масел, при которых обеспечивается уверенный пуск двигателя, стабильная циркуляция масла в масляных магистралях, удержание масляной пленки на стенках цилиндров во всем диапазоне нагрузок и заданных условий работы.
Все масла кроме кода SAE имеют еще и шифр API. API – это сокращенное название Американского Института Нефти. Этот институт в 1969 году разработал свою собственную систему классификации моторных масел. Поскольку к современным моторам автомобилей предъявляются все более сложные требования, свойства ГСМ потребовали совершенствования и введения множества улучшающих характеристики присадок. Это, в свою очередь, потребовало уточнения в их маркировке. Система API разделила масла на применяемые в моторах автомобилей по дате выпуска, экологическим нормам и типу топлива. Масла на дизельные двигатели маркируются как C (Commercial), а бензиновые S (Service). Соответствие этой классификации чаще можно найти в требованиях по эксплуатации на чисто американские или азиатские автомобили. Также API включает классификацию масел по энергосбережению (Energy Conserving), которые имеют пониженную вязкость и повышенную текучесть.
Вязкость промывочного масла
В моторы, которые требуют некоторого ухода, и нуждаются в их чистке (промывке), также заливается специальное масло. Оно обладает практически теми — же характеристиками, что и обычное, но отличается от него большим количеством присадок.
Естественно, что после внимательного изучения параметров вязкости смазки, некоторых автовладельцев интересует два вопроса, как выбирать промывочное масло, а также можно ли смешивать масла.
Отвечая на первый вопрос, нужно сразу определиться, что промывочная жидкость предназначена для двух действий:
- Обеспечить нормальную работу двигателя на некоторое время. Фактически оно добавляется в мотор после удаления старой смазки, после чего силовой агрегат должен работать на холостых оборотах на протяжении определенного времени, которое установлено производителем промывочной жидкости. Фактически она должна создать определенную вязкость, чтобы детали не сильно терлись между собой.
- Обеспечить очищение силового агрегата. Под очищением подразумевается такое действие жидкости, при котором ее компоненты удаляют с загрязненных поверхностей деталей и корпуса двигателя смоляные, угарные и кристаллические налеты. Фактически происходит прочистка всех каналов и поверхностей мотора.
Исходя из того, что промывочное масло, должно находится в двигателе непродолжительное время, без сильных нагрузок, можно прийти к выводу, что его вязкость большого значения не имеет, и, если она ниже или выше заявленной производителем, мотору ничего не будет.
Можно ли доливать масло другой вязкости, это другой вопрос.
Смешение моторных масел, которые имеют различные показатели вязкости, не рекомендуется. Вызвано это тем, что они смешаются между собой, в результате чего общий показатель вязкости будет понижаться или повышаться, в зависимости от показателей смазок.
Специалисты допускают такой процесс только в том случае, когда водителю необходимо это сделать, чтобы доехать до СТО. Естественно, что после такого коктейля двигатель лучше помыть, и залить в него новую смазку.
Такой показатель моторного масла — это его свойство покрывать поверхность трущихся деталей при различных температурных показателях. Первое это возможность запуска мотора в зимнее время, а второе это не утрата таких способностей при сильных нагрузках, где в недрах двигателя появляются температуры, переваливающие за + 100 градусов.
Что одному двигателю хорошо, то другому грозит ремонтом
Моторное масло
Многие автовладельцы уверены, что выбирать стоит более вязкие масла, ведь они — залог долговечной работы двигателя. Это серьезное заблуждение. Да, специалисты заливают под капоты гоночных болидов масло с большой степенью тягучести для достижения максимального ресурса силового агрегата. Но обычные легковые машины оборудованы другой системой, которая попросту захлебнется при чрезмерной густоте защитной пленки.
О том, какую вязкость масла допустимо использовать в двигателе той или иной машины, описано в любом руководстве по эксплуатации.
Ведь до запуска массовых продаж моделей, автопроизводители проводили большое количество тестов, учитывая возможные режимы езды и эксплуатацию технического средства в различных климатических условиях. Благодаря анализу поведения мотора и его способности поддерживать стабильную работу в тех или иных условиях, инженеры устанавливали допустимые параметры моторной смазки. Отклонение от них может спровоцировать снижение мощности двигательной системы, ее перегрев, увеличение расхода топлива и многое другое.
Моторное масло в двигателе
Почему класс вязкости так важен в работе механизмов? Представьте на минуту мотор изнутри: между цилиндрами и поршнем есть зазор, величина которого должна допускать возможное расширение деталей от высокотемпературных перепадов. Но для максимального коэффициента полезного действия этот зазор должен иметь минимальное значение, предотвращая попадание в двигательную систему выхлопных газов, образующихся во время горения топливной смеси. Для того, чтобы корпус поршня не нагревался от соприкосновения с цилиндрами, и используется моторная смазка.
Уровень вязкости масла должен обеспечивать работоспособность каждого элемента двигательной системы. Производители силовых агрегатов должны добиться оптимального соотношения минимального зазора между трущимися деталями и масляной пленой, предотвращая преждевременный износ элементов и повышая рабочий ресурс двигателя. Согласитесь, доверять официальным представителям автомобильной марки безопаснее, зная, каким путем эти знания были получены, чем верить «опытным» автомобилистам, полагающимся на интуицию.
Вязкость масла – что это?
Данная жидкость выполняет несколько важных задач, обеспечивающих работоспособность двигателя: удаление продуктов износа, обеспечение оптимального показателя герметичности цилиндров, смазка сопряженных элементов. Учитывая, что температурный диапазон функционирования силовых агрегатов современных транспортных средств достаточно широк, производителям сложно изготовить «идеальный» состав для мотора.
Зато они могут выпускать такие масла, которые помогают добиваться оптимального КПД двигателя, обеспечивая при этом его незначительный эксплуатационный износ. Важнейшим показателем любого моторного масла является класс его вязкости, который обуславливает способность состава сохранять свою текучесть, оставаясь на поверхности узлов силового агрегата. То есть достаточно знать, какой вязкости лить моторное масло в ДВС, и уже не беспокоиться о нормальной его работе.
Масла для разных сезонов
Первый класс — зимние жидкости, их маркировка состоит из цифры и буквы w, стоящей возле нее, например, 5w, 20w. Цифра указывает на показатель минусовой температуры, при которой жидкость не кристаллизуется, выполняет свои функции, буква w, значит зима (от англ.winter).
Эти автомасла характеризуются индексом кинематической вязкости при температуре 100 С и двумя низкотемпературными значениями динамической вязкости:
- проворачивания, означает температуру, при которой жидкость не загустеет, обеспечит пуск привода без прогрева;
- прокачивания — индекс, указывающий на температурный режим, при котором смесь будет нормально течь по смазочной системе и обеспечит образование защитной пленки на элементах силового агрегата.
Второй класс — летние смеси. Их маркировка состоит из аббревиатуры SAE и цифры возле нее, например, SAE 20, 40, 50. Цифра в маркировке значит показатель плюсовой температуры, при котором смесь будет иметь достаточную плотность, чтоб образовать пленку на элементах мотора для защиты его от износа. Чем больше цифра в обозначении, тем большим индексом вязкости обладает масло. Визуально разницу в этом параметре показано на рисунке 1, на нем изображены колбы с разными автомаслами, применяемыми летом и шарики с одинаковым весом, одновременно брошенные в колбы. Из картинки видно, что чем гуще жидкость, тем медленнее шарик окажется у дна тары.
Рисунок 1. Масла с различной текучестью.
Третий класс — всесезонные смеси. Их маркировка состоит из обозначения предыдущих двух классов, например, 10w — 30. 10w означает отрицательный показатель температуры, при котором смесь обеспечит пуск силового агрегата без прогрева и прокачку жидкости по смазочной системе. Цифра 30 значит плюсовый показатель температуры, при котором автомасло будет достаточно плотным, чтоб защитить мотор от перегрева. Определить максимальную минусовую температуру можно, если отнять от цифры в маркировке число 35,например для 10w — 30 это математическое действие будет выглядеть таким образом: 35-10=20 (значит, 20 – это отрицательная температура равная -20 С).
Температурный диапазон, при котором смеси не будут терять защитные и противоизносные свойства, показаны в таблице 2.
Таблица 2.Предел рабочих температур для моторных жидкостей.
Всесезонные жидкости отличаются большим диапазоном температур, чем зимние или летние классы. Объясняется такое отличие базой автомобильного масла, жидкости с синтетической основой имеют в своей структуре одинаковые по величине молекулы, поэтому при воздействии температуры их вязкость практически не изменяется. У минеральных смесей нет однородности в строении молекул, при высоких температурах они быстрее разжижаются. Чтоб выбрать подходящую жидкость необходимо учитывать множество факторов.
Технические спецификации автомобилей
Созданные в API и ACEA минимальные базовые условия, которые должны быть соблюдены производителями масел и производителями автомашин. В разных ДВС условия эксплуатации для моторного масла разные, они испытывают различные нагрузки.
В связи с тем, что из-за конструкции двигателей создаются разные мощности и одно масло эксплуатируется в экстремальном режиме, другое — в щядящем, производители ДВС создали специальные системы классификации, так называемые, допуски. Это производители моторов для хороших машин, таких как АУДИ, БМВ, МЕРСЕДЕС, ШКОДА, ФОЛЬКСВАГЕН, ПОРШЕ, ФОРД, РЕНО И ФИАТ. То есть данные производители сами рекомендуют свои наработки в области присадок для масел. В инструкциях по эксплуатации таких автомобилей есть спецификации, по которым можно посмотреть номера, которые подходят для данного двигателя и которые должны быть нанесены на упаковку моторного масла рядом с шифром.
Система допусков WAG для легковых авто
- VW 500.00 — это энергосберегающее масло для двигателей (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.);
- VW 501.01 — всесезонное моторное масло, назначается для бензиновых ДВС до 2000 года выпуска;
- VW 502.00 — предназначен для турбированных моторов.
- VW 503.00 — для бензиновых моторов, вязкость таких масел SAE 0W-30. Также особенностью является то, что менять такое масло надо реже, через 30 тыс.км.
- VW 504.00 — это масло для таких же ДВС, что и 503, но выхлопная система должна быть с трехкомпонентным нейтрализатором.
- VW 505.00 — это для двигателей TDI дизельных, это Ауди, Шкода и Фольксваген до 2000 г.в.
- VW 505.01 — это для моторов PDE с форсункой.
- VW 506.00 — это энергосберегающее моторное масло со степенью вязкости 0W-30 для ДВС V6 TDI -*замена через каждые 30 тыс.км. Для 4х цилиндровых TDI замена масла через 50 тыс.км. Рекомендуется использовать для дизелей от 2002 г.в.
- VW 506.01 — этот допуск применяется для турбированных ДВС с насос форсункой PD-TDI. Эксплуатационный ресурс увеличен, как у предыдущего.
Система допусков для автомобилей Mersedes-Benz (легковых)
У знаменитого автоконцерна Mersedes есть свои допуски для использования моторных масел.
То есть, если, например, на канистре есть обозначение МВ-229.1, то этот допуск говорит о том, что масло подходит и для дизелей и для бензиновых, но только до 1997 г.в.
МВ 229.5 — этот допуск информирует о том, что энергосберегающее масло для дизель и бензиновых ДВС с увеличенным сроком эксплуатации.
МВ 229.31 — соответствует по спецификации с SAE 0W и с SAE 5W. Такой допуск уменьшил содержание фосфора и серы в составе масла.
Система допусков BMW
- BMW loglife 98 — допуск информирует, что это масло для ДВС после 1997 г.в. Соответствует сертификату SAE A3/B3. Повышен эксплуатационный ресурс, то есть менять такое масло надо реже.
- БМВ longlife 01 — масло с таким допуском для моторов 2001 г.в.
- БМВ longlife 01FE — масло для ДВС, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.
- БМВ longlife 04 — масло с таким допуском разрешено использовать в современных новых двигателях БМВ.
Система допуска Renault
- RN 0700 — соответствует сертификату ACEA A3/B4 или АСЕА А5/В5.
- RN 0710 — соответствует АСЕА А3/В4.
- RN 0720 — масло с таким допуском предназначено для новых дизельных моторов с сажевыми фильтрами последнего поколения, соответствует АСЕА А3 с доп.требованиями РЕНО.
Система допусков Ford
- Ford WSS-M2C913-A — масло 5W-30 с таким допуском применяется для первичной и сервисной замены. Соответствует сертификатам ILSAC GF-2, ACEA A1-98, B1-98 и доп.требованиям концерна Форд.
- Ford M2C913-B — масло с таким допуском подходит для бензиновых и дизельных двигателей, но для первичной заливки или сервисной замены. Также, соответствует сертификату требований ИЛСАК GF-2, ACEA A1-98, B1-98.
- Ford WSS-M2C913-D — масло с таким допуском предназначено только дизелей, кроме двигателя машины ФОРД КА TDCI до 2009 г.в. Также, не подходит для авто от 2000 до 2006 г.в. Повышенный ресурс эксплуатации (менять реже). Предусматривает возможность заправления биодизелем и высокосернистым топливом.
- Ford WSS-M2C934-A — для дизельных моторов с сажевыми фильтрами DPF.
- Ford WSS-M2C948-B — для бензиновых и дизельных ДВС с катализатором. Соответствует сертификату АСЕА С2. Имеет требования по вязкости, должно быть 5W-20. Также, должно быть заниженное образование сажи.
Виды масел в зависимости от температурного режима
Вязкость смазочных материалов может меняться при различных условиях. Она находится в прямой зависимости от температуры окружающей среды, от скорости прогрева механизмов, режима работы двигателя. При низких температурах вязкость для обеспечения запуска автомобиля в холодную погоду не должна быть слишком высокой. В условиях высоких температур – наоборот, смазывающий материал помогает обеспечивать надлежащее давление и создает защитный слой между поверхностями, которые соприкасаются.
По показателю вязкости смазочные материалы делятся на зимние, летние и всесезонные. Всесезонная продукция более удобна. Она является более энергосберегающей, а также такие масла можно не менять так часто, как материалы для определенного сезона.
Динамическая вязкость моторного масла CCS и MRV
Этот показатель определяет низкотемпературные характеристики масла и тоже относится к стандарту SAE J300, в нем обозначается первой цифрой и буквой W. Большинство водителей определяет применяемость масла в зимний период в своем климате только по этим двум символам в маркировке SAE, но по своему опыту могу сказать, что не стоит. Некоторые масла с маркировкой 10W могут иметь более выдающиеся низкотемпературные характеристики, чем масла 5W, если рассматривать показатели динамической вязкости. Этот показатель напрямую зависит от состава масла, то есть его основы. К примеру, большое влияние на низкотемпературные качества оказывает ПАО, синтетика лучше сохраняет текучесть в мороз, чем минеральные или полусинтетические масла. Так что при выборе смотрите на показатель динамической вязкости CCS или MRV – чем он дальше от верхнего порога, тем лучше.
CCS и MRV – что это и как определяется
И кратко определимся, что это за показатели. CCS (Cold Crank Simular) – имитация холодного пуска, определяет максимальную вязкость при заданной отрицательной температуре, которая позволит запустить двигатель штатными системами запуска. Вязкость CCS определяется при температурах от -10 до -35 градусов Цельсия, установленная температура зависит от класса масла по SAE, показатели для каждого класса можете посмотреть в таблице ниже.
MRV (Mini Rotary Viscometer) – тест на прокачиваемость. В данном случае определяется максимальная динамическая вязкость масла, при которой оно прокачается по каналам во все пары трения в момент пуска мотора. То есть первый тест определяет, при каких температурах пуск будет возможен, а второй тест – при каких он будет безопасен, без длительного масляного голодания деталей. Этот показатель определяется при температуре от -15 до -40 градусов Цельсия, тоже зависит от класса вязкости по SAE.
Класс вязкости | Имитация холодного пуска CCS | Прокачиваемость MRV |
---|---|---|
0W | 6200 при -35 | 60000 при -40 |
5W | 6500 при -30 | 60000 при -35 |
10W | 7000 при -25 | 60000 при -30 |
15W | 7000 при -20 | 60000 при -25 |
20W | 9500 при -15 | 60000 при -20 |
25W | 13000 при -10 | 60000 при -15 |
Учитывайте, что в тестах до указанной температуры остужается именно масло. В реальных условиях температура двигателя редко опускается до того же значение, что и температура окружающего воздуха. К примеру, если зимой у вас за окном -35 градусов, двигатель должен простоять без работы двое суток, чтобы масло в нем остыло до такой же температуры.
Маркировка масляных растворов по стандартам АРІ и АСЕА
Стандартизация АРІ
Согласно требованиям этого стандарта, масла делятся на две группы. К ним относятся:
- Группа «Servісе». Обозначается литерой S и означает, что это смазочный раствор для бензиновых силовых агрегатов, которые установлены на легковых автомобилях, грузоподъемных транспортах малой мощности и микроавтобусах.
- Группа «Commerciаl». Обозначается литерой С и означает, что это смазочный раствор для транспортных средств с дизельной силовой установкой.
- Комбинированная группа. Обозначается литерами S/С. Может заливаться в легковые автомобили с дизельным двигателем или в масляную систему как бензиновых, так и дизельных моторов.
Группы смазок имеют индексацию из двух букв. Чем ниже в алфавите вторая буква, тем выше качество масляного наполнителя. Для дизельных силовых агрегатов применяются растворы следующего стандарта:
- СD2 – для силовых агрегатов, выпущенных после 1972 года, которые оборудованы турбонаддувом, а солярка имеет высокое содержание серы.
- СЕ – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1983 года.
- СF4 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1990 года.
- СF, СF2 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1994 года.
- СG4 – для силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 1994 года. Масляная жидкость с лучшими качественными характеристиками и нормами токсичности.
- СН4 – для быстроходных и скоростных силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 2001 года, с высокими ограничителями токсичных отходов.
- СI4 – для высокоскоростных турбированных силовых установок, выпущенных после 2004 года, которые оборудованы системой рециркуляции выхлопных газов. Масляный раствор может служить заменой предыдущих смазок.
- СJ4 – для силовых турбодизельных пусковых агрегатов, выпущенных после 2010 года, имеющих сажевый фильтр.
Для бензиновых силовых агрегатов применяются масляные жидкости следующего стандарта:
- SF – для силовых агрегатов, выпущенных после 1973 года.
- SG – для моторов, выпущенных после 1990 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SН – для силовых агрегатов, выпущенных после 1994 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SJ – с повышенными энергосберегающими показателями для двигателей, выпущенных после 1998 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SL – с длительным сроком эксплуатации для силовых установок, выпущенных после 2001 года
- SМ – с длительным сроком эксплуатации и высокими противоокислительными показателями для моторов, выпущенных после 2004 года.
Все соответствия стандартам проверяется специальной комиссией АРІ.
Стандартизация АСЕА
Моторный масляный компонент по стандарту АСЕА делится на категории в зависимости от конструкции и условий эксплуатации. Они включают:
- Категория А и В. Включает растворы масел для бензиновых и дизельных силовых агрегатов, установленных на малых транспортных средствах (легковые автомобили или микроавтобусы).
- Категория С. Масла для бензиновых и дизельных моторов, с нейтрализатором выхлопных газов в соответствии с требованиями экологической защищенности.
- Категория Е. Смазывающие растворы для дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжелых или экстремальных условиях.
Каждая из категорий имеет свои подкатегории, которые определяют использование смазки для определенного типа силовой установки, работающей в конкретных условиях. Раствор марок А и В имеют подкатегории A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Смазки марки С делятся на подкатегории С1, С2, С3, С4. Смазки марки Е имеют подкатегории Е4, Е6, Е7, Е9.
Системы стандартизации АРІ и АСЕА похожи между собой, но стандарт АСЕА имеет более жесткие требования. Так, стандарт АСЕА А3/В3 является аналогом стандарта АРІ SL/СF, но на практике масляная жидкость европейского стандарта может оказаться намного лучше своего американского аналога.
Температура застывания, температура вспышки, плотность.
Сразу скажу, температура застывания — величина довольно-таки бесполезная в практическом плане, основной является температура прокачиваемости, которую нам не показывают в явном виде. До того как потерять текучесть (застыть) масло перестаёт прокачиваться через фильтр. Разница между этими двумя температурами должна быть около 5 — 7С. В неявном виде она заложена в показателе зимней вязкости, например, 10W. Соответствие этому классу вязкости предполагает способность масла прокачиваться при температуре -30С. Численно динамическая вязкость для этого должна быть не больше 60000 сПуазов при такой температуре. Класс вязкости 0W обуславливает такую вязкость при -40С.
Температура вспышки — это температура, при которой масла испарилось настолько много, что если в эти пары сунуть источник огня, то эти пары загорятся (если источник огня убрать, то погаснут). То есть полезная информация от этой характеристики — это то, как хорошо (или плохо) будет испаряться масло во время работы. В цифрах это показатель гуляет от 210 до 250, плюс-минус лапоть. При нормальной работе масло, конечно же, не должно иметь такую температуру (вспоминаем про вязкость при 150С, как ориентир нормальных температур в современных движках), однако масло с температурой вспышки в 210 градусов при 150С будет испаряться активнее, чем масло с Т вспышки 250 градусов. Испаряясь масло в основном попадает в систему вентиляции картера, оттуда прямиком в камеру сгорания (в лучшем случае через маслоуловитель, который ловит не всё масло). Так что по этой характеристике можно судить о расходе масла «на угар». А ещё испаряются в первую очередь самые лёгкие фракции, так что масло со временем меняет свои физические свойства. Вообще для испаряемости есть отдельный показатель, именуемый Noack, но в обычной ТДСке его не встретишь.
Плотность — говорит нам о том насколько много летучих фракций в масле. При высоком испарении плотность будет увеличиваться. С другой стороны, если мы видим небольшую плотность при высокой температуре вспышки (т.е. низкой испаряемости), можно сделать вывод о том, что в этом масле качественная синтетическая база.
Спецификация по API и ACEA
Данный показатель означает, а точнее помогает определиться с выбором моторного масла профессионалам и любителям. Использование автомасел необходимой категории позволит продлить долговечность двигателя (бензиновых и дизельных), снизит уровень выделения «нагара», поможет уменьшить расход топлива и улучшит качественные показатели работы мотора.
Среди востребованных марок масла по спецификации, можно выделить следующие:
- API SN – моторные масла для бензиновых двигателей от американских и азиатских производителей авто;
- ACEA A3/B3 – данный тип масел имеет высокие эксплуатационные характеристики. Предназначены для дизельных и бензиновых моторов.
Производственные допуски и штрих-код
В отличие от американских и азиатских производителей масел, европейцы придумали систему производственного допуска. Если рассматривать конкретно европейскую продукцию, то производственный допуск – наиважнейший параметр при выборе продукта. Показатель означает, что продукт прошел сертификацию и «контроль качества» у автозавода и рекомендован именно для конкретного авто.
В качестве примера, рассмотрим некоторые из них: FORD WSS M2C, MB-APPROVAL 229,5.
С помощью штрих-кода можно получить информацию о стране изготовителе, самом производителе или филиале (если таковой имеется), в котором произведено ГСМ. Для определения всех вышеуказанных параметров, имеется специальная таблица, в которой сопоставив все цифры, покупатель сможет найти всю необходимую информацию.
Контрольная цифра служит для проверки подлинности товара.
Сроки годности и номер партии
Срок годности такого продукта как масло составляет 3 года. Но даже несмотря на столь впечатляющий срок, нередко попадаются просроченные нефтяные продукты. Чтобы не стать очередной жертвой некачественного смазочного материала (пострадает не только водитель, но и двигатель авто), требуется сделать следующее:
- Сфотографировать номер партии продукта (на таре с маслом он указан на дне канистры) и отправить фото производителю;
- Ждать предельно быстрого ответа с интересующей вас информацией (производители, которые заботятся о своей репутации, обязательно вам ответят).
Псевдомаркировка, как рекламный ход
На многих современных маслах можно встретить такие надписи, как «Люкс», «Эстеровое», «Содержит умные молекулы» и пр
Каждая этикетка загружена различной информацией, не имеющей технической подоплеки, которая призвана привлечь внимание покупателя и выделить продукт из целого ряда аналогичных. При покупке нового ГСМ на данные параметры можно не обращать никакого внимания – тут попросту нет нужной информации
Мы ознакомились с различными данными. Теперь необходимо применить их на практике и разобраться, как именно будет «работать» вся полученная информация на деле.
Советы, как выбрать марку масла
На рынке автохимии представлено такое множество производителей и продукции с разными характеристиками, что легко может растеряться не только начинающий, но и опытный автовладелец.
При выборе марки ГСМ следует учитывать:
- Сезонность. За основу в выборе маркировки по SAE можно взять самую низкую возможную температуру в холодное время года и самую высокую — в теплое. Так, в регионах средней полосы России часто выбирают продукт с вязкостью 10W-30.
- Состояние двигателя. Например, при высокой степени изношенности подойдет вязкость 15W-40.
- Марку автомобиля. На сайтах некоторых компаний (например, Лукойл) можно подобрать ГСМ под марку и модель своего авто онлайн. Для этого нужно ввести в предлагаемую форму нужные сведения.
- Репутацию производителя. Серьезные компании стараются обеспечивать высокую степень защиты своей продукции от подделок и постоянно совершенствуют формулу состава масла, выпуская новые линейки продуктов.
- Наличие фальсификата. Продукцию некоторых производителей можно проверить на оригинальность по QR-коду с помощью смартфона или введя код на сайте компании.
Не стоит экономить на таком расходном материале, как масло — от его качества напрямую зависит техническое состояние автомобиля.
Видео
В видеоролике представлены примеры расшифровки маркировки масла по вязкости.
Чем определяется вязкость масла
Вязкость масла определяется, в основном, размером его молекул и молекул присадок в масле. Чем больше структура молекулы, тем больше вязкость масла. Размер и структура молекул нефтепродуктов всегда различаются, поэтому размер именно средней молекулы в минеральном масле диктует его вязкость. В то время как в синтетических маслах процесс производства позволяет иметь одинаковый размер молекул.
С возрастом масла структура молекул дополняется молекулами компонентов двигателя, топлива и, кроме того, меняется сама структура масла, поэтому вязкость масла с возрастом снижается
Вот почему так важно своевременно производить замену моторного масла
Моторные масла SAE от производителя
Компания «Обнинскоргсинтез» производит моторные масла под торговой маркой Sintec. Мы сами разрабатываем и совершенствуем рецептуры материалов, поэтому гарантируем их высокое качество. Характеристики линейки Sintec соответствуют допускам крупнейших мировых автоконцернов.
Преимущества моторных масел от производителя:
- гарантия оригинальности продукции, соответствия фактических характеристик заявленным значениям;
- наличие сертификатов и других сопроводительных документов;
- выгодные цены без переплат.
По вопросам сотрудничества с АО «Обнинскоргсинтез» звоните по телефону, указанному на сайте. Ближайший отдел розничной продажи вы найдете на странице «Где купить».
Заключение
В заключении можно сказать, что таблица вязкости масла по SAE и ее увязка на допустимые температуры эксплуатации в настоящее время играет весьма условную роль.
Будет относительно правильным шагом применять взятые из нее данные для подбора масла в автомобили не младше 10 лет. Для новых авто этой таблицей лучше не пользоваться.
Сегодня, например, в новые японские авто льется масло 0W-20 и даже 0W-16. Если исходить из таблицы, то использование этих смазок допустимо в летний период лишь до +25 °C (по другим источникам, подвергшимся локальной коррекции – до +35 °C).
То есть по логике получается, что автомобили японского производства с большой натяжкой могут ездить в самой Японии, где летом температура может достигать +40 °C. Это, само собой, не так.
Обратите внимание
Сейчас актуальность применения этой таблицы снижается. Использовать ее можно только в отношении европейских авто с возрастом более 10 лет
Выбирать же масло для автомобиля следует исходя из рекомендаций производителя.
Ведь только он точно знает, какие зазоры в сопряжениях деталей мотора выбраны, какой конструкции и мощности установлен масляный насос и какой пропускной способности созданы масляные магистрали.