Периодичность замены
На вопрос о том, как часто менять антифриз в автомобиле, однозначно ответить нельзя. Все зависит от типа жидкости, условий эксплуатации транспортного средства и других факторов.
Например, в автомобилях старых моделей, с большим пробегом, антифриз потребуется менять чаще, чем в новых. Все дело в том, что изношенные двигатели имеют множественные очаги коррозии. Пытаясь их нейтрализовать, антифриз вбирает вредные вещества и теряет собственные полезные свойства.
В новых автомобилях антифриз меняется, в среднем, один раз в три года или каждые 60 тысяч километров пробега (при более интенсивной эксплуатации).
В старых автомобилях или в машинах с большим пробегом – раз в 40-50 тысяч пройденных километров (обычно руководствуются внешним видом и консистенцией антифриза).
Рекомендации производителей
Назначая сроки замены антифризов, их производители руководствуются, прежде всего, типом хладагента.
Самой распространенной является классификация, разработанная концерном Фольксваген. Онаподразделяет охлаждающие жидкости на 3 категории:
- G11: традиционные антифризы с неорганическими присадками; образуют на поверхностях деталей двигателя физически ощутимый слой, препятствующий коррозии; если такой антифриз не заменить вовремя, он выпадает в осадок, а частицы забивают узлы системы; рекомендуемый интервал замены жидкостей этого класса – 2 года;
- G12: охлаждающие жидкости, произведенные по технологии органических (карбоновых) кислот; обладают отличными теплообменными свойствами и не создают целостных защитных слоев, как традиционные; ингибиторы коррозии действуют точечно, на конкретные очаги, предотвращая их дальнейшее распространение; со временем свойства карбонов ухудшаются, поэтому менять антифризы этого типа, а также улучшенные гибридные (G12+) и карбоксилатные (G12++) жидкости рекомендуется каждые 5 лет;
- G13: новейшее поколение лобридных охлаждающих жидкостей на основе пропиленгликоля (у других – этиленгликоль); по своим свойствам схожи с карбоксилатными, однако за счет более надежной и экологичной базы имеют самый долгий срок эксплуатации – до 10 лет; некоторые производители вообще не рекомендуют менять антифризы этого класса.
Стоит отметить, что ориентироваться только на интервал замены в годах неправильно. За несколько лет пробег у каждого автомобиля разный, поэтому производители используют усредненные данные. В мануалах указываются также интервалы замены антифриза в километрах пробега. Для традиционных хладагентов он составляет 60-120 тыс. км, для карбоксилатных – 250 тыс., а для лобридных – свыше 250 тыс.
У каждого автопроизводителя есть собственные рекомендации по замене антифриза. Так, концерны Volkswagen и General Motors дают пожизненную гарантию на охлаждающие жидкости, залитые в их машины на конвейере.
Ford более «скромен» и гарантирует 240 тыс. км пробега, АвтоВАЗ – 75 тыс. км. Mercedes, BMW и Mitsubishi обещают 4-5 лет эксплуатации.
Как определить, что антифриз исчерпал свой ресурс?
Изменение внешнего вида антифриза указывает на его непригодность к дальнейшей эксплуатации – даже если срок замены жидкости по рекомендациям производителя еще не подошел.
Срочно замените антифриз, если заметите:
- Сильное помутнение или изменение цвета жидкости
- Осадок в виде хлопьев
- Механические частицы в хладагенте
- Усиленное пенообразование даже при малейших колебаниях
- Загустение, «желирование» жидкости
- Значительное уменьшение объемов антифриза
Периодичность замены антифриза
Главный вопрос, встающий перед автолюбителем – как часто нужно менять антифриз?
Через сколько менять антифриз? Интервал замены ОЖ зависит от региона и условий эксплуатации автомобиля, бывают ли перегревы при работе, и, конечно, от химического состава жидкости. Если машина простояла несколько лет без движения, специалисты рекомендуют слить старую жидкость и промыть систему охлаждения.
Производители охлаждающей жидкости обычно указывают на упаковке рекомендуемый интервал от замены до замены и прочие рекомендации:
1. Для традиционных ОЖ (G11) с неорганическими присадками — силикатами, образующими защитный слой на деталях двигателя, периодичность замены такого антифриза самая маленькая, каждые 2-3 года. Если антикоррозионные присадки выработались, этот слой распадается, образуется осадок, который может накапливаться в системе охлаждения.
2. В жидкости класса G12 (G12+, G12 ++) присадки — органические карбоновые кислоты. Они не образуют сплошного защитного слоя, а воздействуют на уже возникший очаг коррозии, подавляя его развитие. Срок замены каждые 5 лет.
3. Последнее поколение ОЖ, лобридные, G13 — содержат не этиленгликоль, а более устойчивый пропиленгликоль с пакетом органических присадок (карбоксилаты) и минеральными добавками, которые защищают систему от коррозии и смазывают. Для этих ОЖ срок эксплуатации от 5 до 10 лет. Но есть производители, дающие на свою продукцию пожизненную гарантию и рекомендующие не менять антифриз на протяжении всего срока интенсивной эксплуатации машины, если он был залит в новый автомобиль.
Производители транспортных средств несколько перестраховываются и часто указывают периодичность замены – каждые 2 года или 60 тысяч км пробега авто. Если вы точно знаете, ОЖ какого типа залита в систему охлаждения и когда это произошло, можете ориентировочно прикинуть срок следующей замены. Для традиционных это может быть 60-120 тысяч км, для карбоксилатных – до 250 тысяч км, а для лобридных – и выше 250 тысяч км.
Проблемой может стать некачественный антифриз, не имеющий заявленных свойств.
Когда превышен срок эксплуатации ОЖ, главный критерий – визуальный контроль качества охлаждающей жидкости. Если она изменила цвет (иногда о таком свойстве ОЖ прямо пишут производители), надо готовиться к замене, но срочности нет. Смена цвета – результат изменившегося состава жидкости, обычно, когда пакет присадок вырабатывается.
Если проявились и другие приметы – пена, помутнение, осадок – охлаждающую жидкость надо менять срочно. Особенно если был долив другой жидкости или обыкновенной воды, не дистиллированной.
Существуют специальные диагностические полоски, которые покажут состояние системы охлаждения в машине. Полоску надо обмакнуть в расширительный бачок, и затем сравнить её цвет с таблицей.
Процедура замены охлаждающей жидкости довольно проста, хотя каждая модель может иметь свою специфику. Отработанный антифриз необходимо полностью слить. Залить свежую жидкость, например антифриз нового поколения «Ниагара». Отработанную жидкость утилизируют.
Доливаем и меняем антифриз по правилам
Уровень антифриза в расширительном бачке
Любой ремонт или диагностика проводятся на автомобиле с остывшим или слегка теплым двигателем. Лучше поставить авто на эстакаду, проверить охладители на совместимость и долить жидкость в бачок строго по метке. Чтобы поменять охладитель, не обязательно ехать в сервис. Операция проводится самостоятельно за полчаса:
- Сливаем отработанный хладагент.2. Снимаем крышку с горловины радиатора.
3. Под блок цилиндров ставим емкость для сбора старой жидкости через предусмотренные сливные пробки.
4. Открываем кран печки, через который тоже сливаем отработанный охладитель.
Можно слить антифриз через горловину радиатора, для этого потребуется шланг необходимой длины
Важно, чтобы хладагент не попал на кожу, на металлические части авто. Даже выработанная охлаждающая жидкость остается достаточно едкой. Если капли попали на детали авто, используйте ветошь для протирки
Если капли попали на детали авто, используйте ветошь для протирки.
Промывать радиатор и патрубки лучше дистиллированной водой. В обычной воде из крана достаточно большое содержание солей — это не позволит хорошо промыть патрубки. Если хладагент откровенно старый, видны осадок и сильное помутнение, используют специальную жидкость для промывки радиатора. Нужно:
- Залить жидкость для промывки в радиатор.2. Завести двигатель автомобиля на 10-15 минут.
3. Выключить двигатель, подождать 10 минут.
4. Слить жидкость для промывки, залить в бачок дистиллированную воду, повторить процедуру, слить воду.
Заключительный этап – заливка достаточного объема нового охладителя. Если уже через несколько сотен километров в радиаторном бачке видна пена или пузырьки воздуха – система охлаждения неисправна. Это может быть и поломка реостата, и перегорание прокладок в блоке цилиндров, и неисправная крышка радиатора, и многое другое. В этом случае требуется полная диагностика системы охлаждения и ремонт.
Тосол или антифриз. Что лить в двигатель
Многие пишут, что смешивать антифриз с тосолом категорически нельзя. От части это правда, а от части нет. Дело в том, что данный сложившийся стереотип – результат маркетингового хода. Смешивать можно, но не всё. В основе тосола и антифриза лежат те же этиленгликоли и другие присадки. Так же не забываем краситель.
Впоследствии, после развала SU, ОЖ под брендом «ТОСОЛ» стали выпускать (бодяжить) просто огромное количество «производителей».
Проблема эксплуатационного срока и срока годности тосола очень важна для российских автолюбителей, активно использующих данную разновидность отечественного антифриза, а учитывая появление огромного разнообразия жидкостей для систем охлаждения двигателя на современном рынке, она обостряется еще сильнее.
Впоследствии, после развала SU, ОЖ под брендом «ТОСОЛ» стали выпускать (бодяжить) просто огромное количество «производителей».
Обычно, стандартный период службы данного средства представляет собой промежуток времени равный двум-трем годам (либо же – околотысяч километров пробега), правда при условии, что плотность жидкости за все это время не снижается ниже 1,065 килограмм на сантиметр кубический.
И таким тосолом можно за один сезон загробить автомобиль. Но вернемся к качественному тосолу. В его состав входит этиленгликоль и вода, ну и отдельные присадки. Так вот срок хранения воды и этиленгликоля практически не ограничен
Единственное нужно обращать внимание в каком режиме работает ваш автомобиль и сколько проходит за год. Так что 20 тысяч свободно можно ездить на качественном тосоле. Не допускается использование отработанной жидкости, это может привести к закипанию силовой установки с вытекающими последствиями
Различают два типа антифриза: силикатные и карбоксилатные
Не допускается использование отработанной жидкости, это может привести к закипанию силовой установки с вытекающими последствиями. Различают два типа антифриза: силикатные и карбоксилатные.
Другие, добавив глицерин, пытаются свести к минимуму его негативное влияние, для чего вливают в состав ОЖ метанол.
Согласно ему, начиная с 1992 года срок годности производимых охладительных жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, должен составлять не менее 5 лет. До 1992 года требования были скромнее — до 3 лет. Однако стоит учитывать, что далеко не все производители сейчас поддерживаются этих стандартов.
Срок годности у антифриза все же есть и он обязательно указывается производителем на упаковке (как и дата производства).
Обусловлено это тем, что в составе тосола имеются разного рода присадки, необходимые для увеличения коэффициента теплопередачи (для отвода тепла от двигателя), а также для предотвращения коррозии метала, возникновения известнякового осадка в радиаторе, патрубках.
Помните о том, что при несвоевременной замене расходного вещества, как минимум охлаждающая система авто не сможет функционировать в полной мере. Более того, систематическое использование отработанной ОЖ (охлаждающей жидкости) может привести к закипанию мотора и, следственно, его поломке.
Такое название носит специальное автомобильное охлаждающее вещество, использование которого обусловлено тем, что температура замерзания его значительно ниже, чем у воды. Кроме того, и коэффициент расширения его в охлажденном состоянии значительно меньше. Именно такие свойства помогают водителю защитить свое транспортное средство от нежелательных поломок и обеспечить бесперебойную работу двигателя.
Большое значение имеет и марка автомобиля в сочетании с правильным типом жидкости, например, некоторые машины могут исправно работать без замены около 10 лет.
Предназначение охлаждающей жидкости
Как понятно уже из названия охлаждающая жидкость, ее главная цель – охлаждение. Что именно она охлаждает и зачем?
Дело в том, что в процессе эксплуатации двигатель сильно нагревается. Особенно, когда ему приходится работать в полную мощь, и зимой, в морозы. Если двигатель не охлаждать, он может буквально раскалиться, что неизбежно приведет к его поломке и выходу из строя. Поэтому мотор нуждается в охлаждении.
Первоначально системы охлаждения транспортных средств были воздушными. Однако люди быстро поняли всю ненадежность и малую эффективность такого способа. Так появились системы охлаждения жидкостные. Достаточно долгое время в нее заливалась обычная вода, но это тоже мало кого устраивало. Дело в том, что вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, замерзает даже при небольшом минусе. Превратившись в лед, она расширяется, увеличивается в объеме, что приводит к разрывам патрубков и шлангов, к другим поломкам и выходу двигателя из строя.
Поэтому ученые разработали антифриз – специальную охлаждающую жидкость, обладающую гораздо большим температурным диапазоном, чем вода, не расширяющуюся при замерзании и с другими полезными функциями. В современные ОЖ добавляются антикоррозийные, антипенные и другие присадки, которые еще и защищают систему охлаждения.
Вот как действует антифриз. Во время работы он омывает двигатель и забирает его тепло на себя. Мотор, как следствие, охлаждается. Нагретый антифриз поступает в радиатор охлаждения и отдает тепло ему. Остыв, он возвращается на второй круг. Пластины радиатора, в свою очередь, тоже быстро охлаждаются.
Кроме защиты двигателя от перегрева, современные хладагенты еще и защищают систему от коррозии, смазывают ее и продляют срок службы.
Как полностью слить охлаждающую жидкость
В большинстве машин, чтобы слить охлаждающую жидкость, необходимо пройти несколько этапов. Объясняется это тем, что система охлаждения мотора, в которую залит тосол, состоит из множества сообщающихся между собой полостей: патрубки, вентили, радиаторы печки и мотора, блок двигателя, термостат и так далее.
То есть если вы слили охлаждающую жидкость из радиатора печки, никто не гарантирует, что антифриз не останется в термостате.
Резервуары с тосолом, расположенные низко, находятся в радиаторе охлаждающей системы, а также в блоке двигателя.
1. Как слить охлаждающую жидкость с радиатора?
Производить эту манипуляцию следует на остывшем моторе. В противном случае может произойти ожог. Для того чтобы заглушенная машина остыла, достаточно 30 минут.
Важно! ОЖ — химическое вещество, которое может вызвать отравление. У антифриза приятный сладкий аромат, который нравится собакам, маленьким детям
Прежде чем слить охлаждающую жидкость, приготовьте канистру с плотной крышкой, в которую вы поместите отработанный тосол.
Чтобы слить охлаждающую жидкость, также потребуется таз, лучше взять алюминиевый. Дело в том, что пластмассовое изделие антифриз разъест, особенно если это пищевая пластмасса.
- Когда на двигателе установлена защита, ее придется демонтировать, отвернув 4 болтика.
- Затем открываем кран, расположенный на отопителе. С этой целью регулятор температуры печки поворачиваем вправо до упора, установив самый сильный нагрев. Машина укомплектована автоматическим кондиционером? Тогда его переключатель также ставим на максимум.
- Что делать с крышкой на расширительном бачке? Открутить ее или оставить закрученной — каждый водитель решает сам. Если вы ее открутите, то полностью слить охлаждающую жидкость получится быстро. Однако в этом случае тосол может разбрызгаться, и капли попадут на мотор.
- Подставляем под радиатор металлический таз.
- Находим в подкапотном пространстве сливную пробку. Медленно сворачиваем ее. В противном случае антифриз польется под большим напором и попадет на генератор. Вы же не хотите усложнить себе работу?
- Ждем 10 минут, чтобы слить охлаждающую жидкость полностью, затем приступаем к следующему шагу.
Рекомендуем
2. Сливаем охлаждающую жидкость с двигателя авто.
На многих авто радиатор охлаждающей системы оборудован краником, позволяющим слить тосол. Но как слить охлаждающую жидкость с блока двигателя? Ведь в нем нет подобных краников. Вместо этого там есть сливная пробка.
Из-за того что во время езды на машине блок двигателя загрязняется: на нем скапливается пыль, отыскать сливную пробку будет нелегко.
Чтобы слить охлаждающую жидкость, как найти сливную пробку? Когда тосол приходится сливать в экстренной ситуации, например, если вы на трассе и до автосервиса добраться нет возможности, то действуйте следующим образом:
- сливная пробка находится внизу сбоку блока двигателя на ровной поверхности;
- чаще всего головка пробки сделана под ключ 14, 15, 16 или 17;
- под ней не должно быть каких-либо крепежных элементов, скоб и так далее. Пробка не полностью закручена в блок, у нее есть резьба;
- обычно сливная пробка бронзовая, ведь этот металл не подвержен коррозии.
Как слить охлаждающую жидкость с блока двигателя:
- Отсоединяем аккумулятор.
- Если есть пластиковая накладка, снимаем ее. С этой целью свинчиваем масляную заглушку в отсек, куда наливается смазка, а затем выдергиваем накладку.
- Достаем колодку с проводами от модуля, отсоединяем высоковольтные провода.
- Откручиваем два крепления картера двигателя, используя накидной ключ на 13.
- Отвинчиваем, но не снимаем полностью третий крепеж, воспользовавшись ключом на 17.
- Берем тот же самый железный таз, чтобы в него слить охлаждающую жидкость.
- Спустя 10 мин. тосол будет слит, заканчиваем процедуру и протираем пробку тряпкой.
- Удостоверьтесь, что уплотнители находятся в целом состоянии. Если заметили трещинки на них, следует провести замену.
- В обратном порядке собираем систему. Помним про то, что необходимо установить модуль зажигания, если вы его снимали. Делать это следует в последнюю очередь.
Рекомендация: когда вы сольете охлаждающую жидкость, необходимо выполнить промывку системы охлаждения дистиллированной водой. Только после этого можно залить в нее новый тосол.
Когда меняют антифриз в двигателе
Для каждой машины установлен свой регламент, указывающий на тип ОЖ и срок замены. Придерживаясь заводских рекомендаций,заливая нужный антифриз, вам удастся продлить срок службы деталям системы охлаждения, а также обеспечить топливную экономичность. Помимо регламента есть внеочередные случаи, когда крайне необходимо сменить ОЖ.
Перегрев двигателя
В случае, когда есть уверенность в работоспособности водяного насоса, термостата, радиатора и крышки расширительного бачка с паровоздушным клапаном, но двигатель перегревается, причина кроется в охлаждающей жидкости. Причин тому, что ОЖ не справляется с охлаждением несколько:
- срок эксплуатации антифриза вышел, он не обеспечивает смазывающие и теплопроводные свойства;
- качество антифриза или тосола;
- неправильная пропорция дистиллированной воды с антифризом-концентратом (больше воды);
- недостаточный объем охлаждающей жидкости в системе.
Любая из вышеперечисленных причин приводит к перегреву, а значит мощность и экономичность двигателя снижается, а риск выхода из строя силового агрегата повышается в несколько раз с каждым набранным градусом.
Двигатель не нагревается до рабочей температуры
Причина кроется в неправильной пропорции воды к антифризу. Часто автовладельцы, по ошибке, заливают чистый концентрат в систему, которая сохраняет свои свойства и не замерзает при -80°. В данном случае двигатель не способен будет нагреться до рабочей температуры, помимо этого есть риск повредить поверхности деталей системы охлаждения.
На каждой упаковке с концентратом есть таблица пропорций, например: концентрат не замерзает при -80°, при соотношении с дистиллированной водой 1:1 этот порог снижается от -40°
Важно брать в учет регион эксплуатации авто, если зимой температура редко опускается ниже -30°, то для собственного успокоения можно смешать жидкости 1:1. Также, для предотвращения подобных ошибок продаются готовые “охлаждайки”
Если вы по случайности залили чистый концентрат, то необходимо слить половину в емкость для следующей замены, и долить такое же количество воды. Для достоверности используйте ареометр, который показывает температуру замерзания ОЖ.
Коррозия
Неприятный процесс, который разрушает не только детали системы охлаждения, но и сам двигатель. В образовании коррозии играют два фактора:
- в системе находится только вода, причем не дистиллированная;
- отсутствие антикоррозийных присадок в “охлаждайке”.
Довольно часто подобный процесс наблюдается при разборке двигателей советских авто, которые большую часть своего пути проехали на воде. Сначала образовываются отложения от накипи, следующий этап — коррозия, причем в запущенных случаях она насквозь “проедает” стенку между рубашкой охлаждения и масляным каналом, а также гильзы цилиндров.
При возникновении коррозии придется промывать систему специальными составами, которые помогут остановить губительный процесс, после необходимо залить качественный сертифицированный антифриз.
Осадок
Возникновение осадка может быть по нескольким причинам:
- превышен срок эксплуатации ОЖ;
- смешивание концентрата с неподготовленной водой;
- пробитая прокладка ГБЦ, из-за чего масло и газы попадают в систему охлаждения.
При выявлении причины требуется срочная замена жидкости с промывкой.
Рекомендации производителя антифризов
Каждая страна, связанная с автомобилестроением, выпускает охлаждающие жидкости, руководствуясь своими принятыми стандартами. Только такой антифриз идет еще и на экспорт. Поэтому на полках автомагазинов такой богатый ассортимент жидкостей для системы охлаждения, имеющих различные марки, со своими характеристиками и сроками службы.
Чтобы хоть как-то упорядочить сложившуюся ситуацию, сами производители антифризов стали использовать для своих продуктов классификацию, используемую концерном «Фольксваген», который поделил жидкости на три класса со своими рекомендуемыми сроками замены: G11, G12, G13.
Антифриз g красный срок годности
Не совсем корректно при этом говорить, что он был того или иного цвета. В Европе всего пара заводов, которые варят подобные жидкости, так что и ВАГ и Феби разливают из одного крана, но при этом в одну и ту же основу добавляются разные цветовые добавки.
-если владелец возрастного Пассата или Гольфа с премии решит купить антифриз у официального дилера, то ему предложат вовсе не G11, который положен по VIN, а его современную замену. Однако в розничной продаже можно найти что угодно.
-есть такой прекрасный анекдот: идёт папа и сын детсадовского возраста.
Сын кусает яблоко, смотрит на него, и спрашивает отца:-пап, а почему яблоко темнеет?-понимаешь, сын, в яблоке содержатся элементы железа, которые при соприкосновении с атомами кислорода окисляются, и результат этой химической реакции ты сейчас наблюдаешь-…папа, а ты сейчас с кем разговаривал?-вот что бы не переходить в эту область, я не буду углубляться в химический состав антифриза, писАть его формулы и прочую дребедень.
Срок годности антифриза, правила хранения охлаждающей жидкости
Так, например многие зарубежные антифризы выгодно отличаются от отечественных типов и качеством, и сроками хранения.Многие начинающие автолюбители интересуются вопросом, что такое «Тосол»?
Это традиционный вид ОЖ, который изготавливался в нашей стране, во времена СССР. Он был единственным в своём роде хладагентом, поэтому часто это название используется в негативном значении.Сегодня данная охлаждающая жидкость выпускается в Украине, Беларуси. Опасность приобретения российских ОЖ, заключается в возможности покупки контрафакта.
Естественно, сроки годности такого суррогата снижаются в разы, нежели антифриза из Европы или Японии.Отечественные производители стали добавлять в «Тосол» присадки для того, чтобы образование коррозии в охладительной системе значительно уменьшилось. Такой способ был позаимствован у зарубежных брендов, что послужило улучшениям в бесперебойной работе двигательных систем, а также:
maxx096 › Блог › Выбор антифриза по цвету
Для смены антифриза лучше произвести полную замену охладителя в соответствии с указанными производителем сроками.Основные отличие антифриза по цвету G12 от G11G12 — это окрашенный в красный, реже — в желтый цвет карбоксилатный антифриз.
Характеризуется местным действием, то есть, если в системе образовалось коррозийное поражение, то присадки локализуют именно его.
Это позволяет антифризу работать с достаточной эффективностью немалый срок — от 5 лет, и только тогда его присадки истощаются.G11 — это силикатный антифриз.
Он взаимодействует со всеми поверхностями системы, покрывая все части защитной пленкой. Потому срок его службы меньше — до трех лет.Применяя сначала один из этих видов антифризов, а затем меняя его на другой, следует учитывать один нюанс.
Антифриз G12 – средство, продлевающее срок эксплуатации автомобиля
Как показывает практика, G12 – антифриз, имеющий антикоррозийный и карбоксильный состав кислот органического происхождения.
Для автомобилиста это означает, что в этой охлаждающей жидкости уже имеются очень хорошие моющие средства, поэтому при её замене после истечения срока использования не возникнет необходимость промывать систему.Антикоррозийные добавки, которые содержит антифриз G12 Plus Plus, не забивают систему охлаждения.
Они притягиваются только к тем местам, где коррозия активно локализуется, а по всем неповреждённым участкам распределяются тончайшей защитной плёнкой, не превышающей по толщине 0,1 мК.
Его заливают в систему прямо на производственном конвейере.
Технические характеристики антифриза
Характеристики готовых антифризов зависят от концентрации активного вещества (этиленгликоля или пропиленгликоля) в воде, а также свойствами присадок.
Температурные показатели
Этиленгликоль в чистом виде замерзает всего лишь при -13 градусах. Однако при смешивании с водой в пропорции 60:40 дает раствор, замерзающий аж при -49 градусах. Это свойство делает его пригодным к применению в суровых зимних условиях.
Температура кипения этиленгликоля составляет 197 градусов и при разбавлении водой снижается. Готовый антифриз закипает при 120 градусах, и этого вполне достаточно даже для мощного двигателя.
Пропиленгликоль в растворах ведет себя совершенно по-другому: чистое вещество замерзает при -60, а раствор с водой в пропорции 60:40 замерзает при -54 градусах. Температура кипения снижается так же плавно, и со 187 градусов для чистого пропиленгликоля падает до 135, что немного выше, чем у этиленгликолевых составов.
А вот Тосол закипает уже при 105-110 градусах, зато выдерживает мороз до -65.
Плотность
Плотность антифриза интересует в основном специалистов, которые обслуживают технику. Как правило, владельцам легковых автомобилей советуют следить за уровнем жидкости в системе охлаждения, доливать антифриз по мере надобности и менять его по графику.
Однако плотность напрямую связана с такой важной характеристикой как «число Прандтля». Это показатель того, насколько быстро жидкость способна отводить тепло
Чем выше плотность – тем выше число Прандтля, именно поэтому ее тоже иногда приходится измерять. Кроме того, от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. То есть иногда нелишним будет знать, годится ли жидкость, которая залита в систему охлаждения, для зимнего периода. И что там вообще «нашаманили» сервисмены…
Плотность любой жидкости определяется в граммах на кубический сантиметр или килограммах на кубометр (г/см3 или кг/м3). Плотность воды 1 г/см3 (или 1000 кг/м3). У чистого этиленгликоля этот показатель составляет 1,113 г/см3 (1113 кг/м3). Смесь этих двух жидкостей в пропорции 50:50 имеет плотность 1,071 г/м3, то есть не вычисляется как среднее арифметическое. Такой антифриз имеет температуру кристаллизации -40 градусов, то есть это стандартный зимний вариант.
Измерение плотности в домашних условиях делается с помощью ареометра для электролита и охлаждающей жидкости. Для этого нужно набрать в колбу достаточное количество охлаждающей жидкости (не горячей, лучше всего использовать остывшую) и посмотреть, на какой отметке остановится шкала. Если плотность составляет 1,071 г/м3 и больше, всё нормально. Если нет, то нужно либо заменить антифриз, либо долить немного концентрата.
Вспениваемость
Этот показатель измеряют при производстве антифриза. В первую очередь, пена вредит системе охлаждения, вызывая так называемую кавитационную коррозию. Кавитация – это образующиеся и лопающиеся пузырьки воздуха, каждый из которых действует как микровзрыв. Когда такой пузырек один это не страшно, но при постоянном пенообразовании на поверхности металлических деталей появляется коррозия в виде маленьких ямок. От нее страдает, например, водяная помпа, причем кавитация может буквально разъесть лопасти и вызвать серьезную поломку.
Антипенные присадки, которые добавляются в охлаждающую жидкость, со временем теряют свои свойства. Это еще одна причина вовремя менять антифриз, пока он не наделал беды.
Срок эксплуатации
Срок службы антифриза зависит от состава и качества присадок. Именно они решают, сохранит ли жидкость свои свойства: антикоррозийные, антипенные, температурные. Поэтому по мере эволюции антифризов срок их эксплуатации постепенно повышался.
Например, традиционный тосол рекомендуют менять каждые 2 года. Причина в том, что минеральные присадки образуют твердый осадок, который может повредить систему охлаждения.
Органические антифризы могут служить уже 5-7 лет. В течение этого времени присадки защищают металл, а сама жидкость не теряет свои свойства.
Ну а пропиленгликолевые охлаждающие жидкости не зря называют «вечными». Если такая жидкость залита на сборочном конвейере автозавода, она проработает 10 лет. Покупной антифриз имеет немного меньший срок эксплуатации, около 8 лет, что тоже весьма неплохо.