Диагностика свечей на дизеле
Свечи накаливания должны быть своевременно проверены и в случае необходимости заменены новыми, так как при отказе хотя бы одного элемента, запустить мотор будет невозможно. Периодичность замены всегда указывается производителем двигателя, но проверку свечей нужно выполнять перед каждой зимой и в случае выявления неисправностей менять комплект целиком.
Существует всего два способа определения исправности свечей накаливания. Первый предусматривает участие двух человек.
- Форсунки выкручиваются, один из мастеров садится в автомобиль и включает массу автомобиля. Второй же рассматривает отверстия в форсунках. Если свечи исправны – они должны быть красными от накала во всех отверстиях. Недостатки данного способа заключаются в том, что снятие форсунок – это трудоемкое занятие, которое отнимает много времени и сил, а конструкция многих двигателей не дает возможность увидеть свечи через отверстия. Поэтому существует другой способ проверки.
- Второй способ более рациональный и потребует наличие мультиметра или же обычной тестовой лампы. Тестер ставится в режим замыкания, а его щупы прикладываются к шляпке свечи и корпусу. При наличии звукового сигнала, или срабатывания лампы, можно с уверенностью заявлять, что свеча находится в исправном состоянии. В противном случае, потребуется ее замена.
Электрическая схема современных автомобилей позволяет производить самодиагностику элементов. В случае поломки одной из свечей, на приборной панели загорится соответствующий индикатор.
Симптомы неисправности свечей накаливания дизельного двигателя:
Запуск двигателя происходит с трудом;
Авто не заводится;
Неровная работа двигателя на холостых оборотах;
Белый дым выхлопа (на холодную, имитация богатой смеси).
Чаще всего данная проблема начинает проявляться с приходом первых холодов, т.к. деталь не обеспечивает нормальный прогрев камеры для возгорания топлива.
Проверить работоспособность калильных свечей в дизельном двигателе достаточно трудно. Вам понадобиться специально оборудование, но об этом мы поговорим немного позже.
Причины неисправности свечей накаливания дизельного двигателя:
Выработка ресурса;
Низкое качество;
Плохое топливо или любые другие проблемы с топливной системой;
Проблемы в электропроводке или блоке управления.
Чтобы это ни было, советуем вам немедленно обратиться в автомастерскую, в другом случае, вы можете значительно навредить своему автомобилю, тогда сумма ремонта будет значительно выше, чем деньги за замену свечей.
Стоит так же отметить, что существует значительная разница в работе свечей накаливания современных и старых двигателей. В старых движках, фор камеры располагаются в головках, и свеча должна прогреть поступившее топливо.
В современных двигателях фор камера располагается в поршне, по этому свеча накала срабатывает перед впрыском, и имеет функцию прогрева камеры, после чего тудо поступает холодное топливо и воздух.Такие условия более благоприятны для воспламенния смеси.
Отказ одной свечи проявится в сложном запуске, машина начнет активно «капризничать на холостых». При поломке 2 свечей, дизельный движок просто не заведется. Вероятность выхода из строя всех сразу крайне мала, но если это произошло, то необходима диагностика всей электропроводки и блока управления.
Запомните, меняйте весь комплект, даже если из строя вышла только одна свеча! Будьте внимательны к электропроводке, реле управления и форсункам. Их диагностика стоит не дорого, но способна уберечь ваш авто от серьезных поломок.
Теперь поговорим о том, как избежать неполадок со свечами накаливания в дизельном двигателе?
- Обязательная диагностика перед осенне-зимним периодом.
- Покупайте только качественные свечи.
Способы проверки свечей накаливания на дизельном двигателе.
Сразу оговоримся, что способы проверки не из простых и вам может понадобиться помощь второго человека, или специальное оборудование.
1 способ. Берете верного товарища. Один из вас должен вывернуть форсунки, другой поворачивать ключ зажигания в предстартовое положение. Товарищ смотрит в колодцы и наблюдает нагрев или не нагрев свечей. Что не заработало, то – мертво и требует замены.
Способ интересный и познавательный, но подходит не для каждого авто. Так как конструкция двигателя не везде одинаковая. Подходит только для 1.8 на Фордах.
2 способ. Вам понадобиться мультиметр и отвага. Выбираем режим проверки замыкания цепи, касаемся одним щупом корпуса свечи, другим – шляпки (где располагается корпус, а где шляпка, подробно описано в статье «Свечи накаливания для дизельного двигателя»). Если цепь замкнута, то все работает, если же нет, то требуется замена.
Подобные схемы диагностики не так актуальны для современны машин, все новые дизельные авто имеют индикатор на водительской панели управления. Но! Как и любая другая электроника, он тоже может выйти из строя
Поэтому, проходя зимнюю подготовку авто обратите внимание на свечки накала
Не пытайтесь самостоятельно поменять свечи накаливания на дизеле. Например, она вышла из строя раньше времени, значит, дефектная. При попытке ее выкрутить, может просто развалиться, тогда придётся снимать головку блока и доставать сломанный элемент.
Периодичность замены свечей накала на дизельном двигателе.
Стандартно, «ходят» они 60 000 км. После это необходима замена, но некачественное топливо и агрессивная эксплуатация авто, могут значительно сократить срок «жизни» свечи. Проверяйте их на каждом ТО.
Приезжайте к нам на замену свечей накаливания в дизельном двигателе. Мы проведем все работы быстро и качественно. Помните, что у нас есть услуга по подбору автозапчастей. Просто сообщите оператору ваши данные, мы предложим вам несколько вариантов деталей на выбор. Вам остается только приехать к нам!
Все вопросы по тел. +7(912) 615 51 15
Любую консультацию, а также скидку в 3 % на все услуги и материалы, вы можете получить в нашей группе в .
Цены на техническое обслуживание | ||
Как работают свечи накала
До того, как речь пойдет о самом реле, стоит предварительно ознакомиться с принципиальной схемой работы самих свечей накала. Когда работа двигателя основана на применении бензиновой топливной жидкости, то для того, чтобы была возможность воспламенять смесь для работы, требуется использовать устройство специального назначения.
Это свеча, предназначенная для зажигания. Именно благодаря ей создается в соответствующие временные моменты заряд с искрой.
- Что касается автомобильных транспортных средств, работающих на дизельном топливе, то здесь присутствие такого устройства не требуется.
- Его отсутствие объясняется тем, что процесс, во время которого смесь воспламеняется, происходит самостоятельно во время процедуры сжатия.
- Задача состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойность протекающего процесса.
- Вот для чего на практике применяются в двигателях на дизельном топливе специальные устройства – свечи для накаливания.
Оно реализуется следующим образом – обеспечивает нагрев смеси до требуемого уровня температурного значения после того, как было направлено в цилиндры и коллектор, предназначенный для впуска.
Когда температура постепенно повышается в устройстве двигателя, то у смеси температура также возрастает. При этом добавление лишних градусов способствует тому, что смесь способна воспламенится до того момента, как попадает в моторный цилиндр.
Это способно не только сделать работу системы двигателя малоэффективной, но также привести к его полному отказу.
Свечи накаливания выполняют при этом немаловажную функцию – меняя собственную температуру, они обеспечивают поддержание температурного диапазона в необходимых пределах.
Как обеспечить беспроблемный запуск автомобиля зимой?
Это одно из главных условий беспроблемного старта в морозы. Особенность такого дизтоплива заключается в том, что оно способно сохранять характеристики при более низких температурах
Здесь стоит обратить внимание, при какой температуре замерзает дизельное топливо
Согласно установленным стандартам помутнение, загелирование возможно:
- после -25 -35 градусов (если используется качественная зимняя солярка);
- после -45 -65 для арктического топлива.
Но даже при выборе качественного топлива нельзя исключить вероятность подмерзания при сильном понижении температур. Чтобы избежать неприятных ситуаций, стоит использовать антигель. Это специальная присадка, способная влиять на низкотемпературные показатели дизтоплива. Так, даже в сильный мороз, горючее будет прокачиваться и разбрызгиваться.
Выбирая гель для дизельного топлива зимой, стоит отдать предпочтение продукции проверенных марок, иначе легко приобрести составы, которые нанесут вред машине. Одной из лучших считается присадка Hi-Gear Супер Анти-Гель.
Как использовать присадку:
- состав можно добавлять перед заправкой непосредственно в бак, а при подаче горючего все хорошо перемешается;
- другой вариант предполагает добавление в бак смеси присадки и топлива.
Хранить антигель нужно в тепле, иначе он замерзнет.
Что делать, если дизельное авто не заводится
Если температура опустилась ниже -10 градусов, спешить со стартом не стоит, сперва рекомендуется прокалить свечи, если они предусмотрены на машине.
Для этого нужно:
включить зажигание, вместе с которым начинает работать и реле накала свечей; по истечении 10 секунд зажигание нужно выключить, а через 5 повторить процедуру еще раз, обращая внимание на работу лампочки накала свечей; когда лампочка погаснет, можно заводить авто, работая педалью газа, если в автомобиле не установлен электронный ТНВД. На что обратить внимание:
На что обратить внимание:
- Если установлены свечи зажигания, их проверяют в первую очередь – снимают шину, выкручивают свечи. Используя толстую проволоку, подсоединяют + к + накопителя, корпус к минусу. Когда свеча исправна, для накала наконечника требуется не более 5 секунд. Если накаливание занимает больше времени или не происходит, нужна замена. Этот метод работает для свечей на 12 Вольт, если они на 6, выполняется парное тестирование.
- Реле – может не подавать ток на шину. Проверка проводится на холодном авто при использовании лампочки или тестера. Здесь один контакт подсоединяется к шине, а другой к массе и включается зажигание.
Если на автомобиле установлен дизель, заводка зимой может стать настоящей проблемой. Чтобы эксплуатация авто не доставляла хлопот, подготавливая машину к холодам, стоит убедиться в исправности АКБ, свечей, заправлять качественное горючее, использовать присадку.
Тонкости запуска двигателя в различных ситуациях
Изучая форум, легко встретить различные ситуации, при которых владельцы авто пытались завести дизель в мороз, советы и оптимальный алгоритм действий помогут избежать многих проблем.
Вариант №1
Несколько раз в попытках завести авто стартер активно крутит, но мотор не запускается, при этом свечи полностью исправны. Обычно причина заключается в отсутствии подачи топлива – парафин забил сетку приемника или присутствует в магистрали.
Что делать:
- используя насос, компрессор, нужно продуть магистраль;
- прогревают бак, направляя тепло от горелки вдоль конструкции;
- при необходимости прогревается и аппаратура, здесь достаточно использовать горячую воду.
Вариант №2
Мотор заводится, некоторое время машина едет. Но вскоре отмечается потеря тяги, динамики, при подгазовке силовой агрегат подтравливает, авто глохнет, не заводится вновь. Значит, приемная сетка в баке засорена. Для устранения проблемы достаточно прогреть бак.
Вариант №3
После продува магистрали, прогрева системы, бака мотор заводится, но развивать обороты не может, машина не едет. Значит, парафин засорил фильтр тонкой очистки – его нужно прогреть. Также можно залить теплую солярку, нагрев ее отдельно.
Проверка мультиметром (тестером)
Тестер для проверки свечей накала дизеля используется в трех режимах:
- Замер показания сопротивления;
- Способом прозвона (если поддерживается);
- Замер показания потребляемого тока.
Все способы можно применить, не снимая изделия с двигателя. Но таким образом мы ответим только на вопрос – «исправна свеча или нет». Выяснить в каком она состоянии и причины ее поломки не удастся.
Прозвон цепи
Для проверки способом прозвона необходимо:
- Отсоединить питающий провод от свечи накала;
- Выставить на тестере регулятор в нужное положение;
- Минусовой щуп прижать к блоку двигателя, плюсовой – к электроду.
- Наличие звука указывает на то, что спираль целая.
Если вы используете аналоговый тестер, то нужно ориентироваться по стрелке, ее отклонение указывает на целостность цепи.
Также это можно сделать и на снятой свече, только вместо блока щуп нужно приложить к корпусу изделия.
Первый и третий способы более информативны, но здесь есть свои особенности, которые важно знать
Замер сопротивления
Тут важно понимать принцип взаимосвязи блока ЭБУ с сопротивлением спирали, которое в новой свече накала должно быть в пределах 0.7-1.8 Ом. ЭБУ ориентируется на потребляемый нагревательными элементами ток (А), который в зависимости от их прогрева меняется. Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления
Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления
ЭБУ ориентируется на потребляемый нагревательными элементами ток (А), который в зависимости от их прогрева меняется. Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления.
Т.е. свечи накала отключаются тогда, когда их сопротивление в результате нагрева увеличивается, а сила тока, проходящего через спираль, уменьшается. По достижении определенного значения тока на ЭБУ поступается сигнал, что свечи прогреты и их нужно отключить.
Если сопротивление, в результате неисправности нагревательных элементов, завышено (больше номинального), то сила тока уменьшается раньше, чем это необходимо.
В этот момент на ЭБУ поступает сигнал (в нашем случае преждевременный), что свечи накала прогреты и их нужно отключить, что и происходит. При этом температура воздуха в цилиндрах остается не достаточной для уверенного запуска двигателя.
Замер потребляемого тока
Наиболее информативный способ, который предполагает запуск еще холодного двигателя. Т.е. свечи накала снимать не нужно.
Благодаря замеру потребляемого тока можно быстро выявить неисправный нагревательный элемент. При этом достоверность полученного результата будет приближаться к 100%.
Но здесь важно понимать, какие типы свечей накала установлены в двигателе и какой у них нормативный ток потребления. К примеру, если взять стрежневые изделия, то они могут быть однополюсными и двухполюсными. К примеру, если взять стрежневые изделия, то они могут быть однополюсными и двухполюсными
К примеру, если взять стрежневые изделия, то они могут быть однополюсными и двухполюсными.
Первые подключаются по классической схеме – масса на корпусе, отходит один вывод. Потребляют от 5 до 18 А.
Вторые определяются по наличию двух выводов, могут потреблять до 50А.
Чтобы замерить потребляющий ток необходимо в электрическую цепь, питающую свечу накала, последовательно подключить тестер в режиме «амперметр».
Для этого:
- Отключаем от изделия запитывающий провод;
- Переводим мультиметр в режим амперметра;
- Подключаем один щуп к питающему проводу, второй – к центральному выводу свечи накала.
- Потребуется помощник. Заводим автомобиль (двигатель должен быть холодным) и снимаем показания с прибора.
В первые секунды, сопротивление на электроде будет минимальным, так как двигатель еще холодный, соответственно и тестер будет показывать максимальную силу тока.
По мере прогрева свечи, сопротивление в ней будет повышаться, а сила тока падать. Это будет отображаться на приборе. Снижение должно проходить без резких перепадов, постепенно. А затем, на каком-то этапе, ток должен стабилизироваться.
Результаты проверки каждой свечи лучше записывать, чтобы затем их можно было сравнить. Они должны быть максимально идентичными.
Если поведение какой-то свечи накала отличается от других, то скорее всего прогреваются только ее середина или кончик. Отсутствие тока будет указывать на обрыв в цепи.
Здесь уже придется выкручивать изделие и повторно проводить проверку, но уже визуально наблюдая процесс накала. Как правило, это уже делается с помощью аккумулятора, подключенного напрямую (смотрите дальше).
Способы проверки свечей накаливания для дизеля
Выход из строя одной или двух свечей накала может быть незаметно при относительно теплой погоде. А при наступлении морозов сразу возникают трудности с запуском дизельного мотора.
Мы опишем три разных способа проверки работоспособности свечей накаливания. Выбор каждого из них зависит от того, есть ли у автомобилиста определенные приборы, инструменты, навыки и свободное время.
Способ 1 — Проверка свечей накаливания при помощи аккумулятора
Наиболее точную и наглядную картину об исправности нагревательных элементов для дизеля дает проверка на аккумуляторной батареей. Каждая свеча проверяется отдельно, при этом автолюбитель видит степень ее накаливания.
Недостатком данного метода диагностики будет необходимость выкручивания всех свечей накала. Это потребует в некоторых автомобилях значительных затрат времени, а также демонтажа некоторых деталей, затрудняющих доступ к нагревательным элементам.
- Для проведения испытаний понадобится изолированный провод длиной около 0,5 м.
- Свеча накаливания переворачивается нагревательным элементом вверх и устанавливается центральным электродом на плюсовую клемму АКБ.
- С помощью электрического провода нужно соединить минусовую клемму аккумулятора и корпус свечи (в боковой части).
- Если нагревательный элемент быстро накаливается более чем наполовину, то свеча исправная.
- При отсутствии накала или нагревании только кончика элемента — требуется замена свечи.
Ниже приведены более простые способы проверки свечей накала.
Способ 2 — Проверка свечей накаливания мультиметром
Иногда нет времени или инструментов, чтобы извлечь свечи накаливания из головки блока дизельного двигателя. В этом случае может оказаться полезной проверка мультиметром. Прибор устанавливается в положение для тестирования сопротивления (омметр).
Но предварительно необходимо отсоединить от свечей накала провод, подающий ток на центральный электрод. На каждый нагревательный элемент может подаваться отдельный провод или же все свечи могут соединяться медной или латунной шиной. Теперь остается плюсовой щуп мультиметра соединить с центральным электродом свечи, а минусовым щупом прикоснуться к боковой поверхности корпуса. Если стрелка не отклоняется или нет показаний на цифровом дисплее, то имеется пробой в нагревательном элементе. Свечу накаливания необходимо заменить.
Недостатком этого способа является трудность выявления нагревательных элементов со слабым накалом. Тестер покажет, что пробоя нет, а свеча будет недостаточно прогревать камеру сгорания.
Способ 3 — Проверка свечей накаливания на «искру»
Старым испытанным способом проверки исправности свечей накаливания является степень искрообразования. Для этого понадобится изолированный провод длиной 0,5-1 м, на обоих концах которого снимается по 1-2 см изоляции.
Теперь нужно освободить свечи накала от шины и подающего провода. Один конец проверочного провода крепится на плюсовой клемме аккумулятора, а вторым концом выполняется касательное движение по центральному электроду свечи накаливания (смотрите на видео ниже). Таким образом мы сможем наблюдать примерно следующее:
- На исправном нагревательном элементе образуется сильная искра.
- Если свеча слабо накаливается, искрение будет незначительным.
- На полностью неисправной свече накаливания искры не будет вообще.
Данную проверку можно смело делать на старых автомобилях, у которых нет «мозгов» и компьютера. На видео ниже, таким способом проверяют свечи накала на дизельной Nissan Primera.
Приведенные выше способы проверки свечей накаливания позволяют самостоятельно обнаружить причину плохого запуска дизеля. При выявлении неисправной детали автовладельцу останется только заменить вышедший из строя нагревательный элемент. После этого завести двигатель на морозе, как правило, не составляет труда.
Также владельцам машин с дизельными моторами в зимнее время года совсем не лишним окажется предпусковой подогреватель двигателя.
Принцип работы
Упрощённо говоря, калильные свечи представляют собой обычный погружной электронагреватель со спиральным резистором. Стержень свечи накаливания выступает в камеру сгорания (или предкамеру) дизеля, так, что его кончик расположен на границе создаваемого форсункой завихрения рабочей смеси.
Обычно свечи накаливания подключаются автоматически после поворота ключа зажигания в положение, непосредственно предшествующее тому, в котором включается стартер (III, Start или аналогичное). При этом на щитке приборов зажигается специальная лампа-индикатор (показана на иллюстрации)
, а свечи накаливания начинают нагреваться до высокой температуры (рабочий элемент становится красным), попутно прогревая камеры сгорания и поступающий в камеру сгорания воздух (кроме форкамерных моторов). Однако 2-5 секунд электронакала свечи с холодного состояния хватает только для её саморазогрева, нагреть воздух и холодный металл массивного блока цилиндров и его головки свеча не в состоянии, тем более что воздух при кручении стартером двигателя постоянно замещается извне на не подогретый. Таким образом, главная цель нагрева свечей — это подогрев впрыскиваемого топлива до температуры, при которой оно испарится, хорошо смешается с поступающим воздухом и легко воспламенится уже от компрессии.
После повышения температуры свечи до достаточного уровня (обычно это занимает от 2 до 5 секунд) индикатор гаснет, после чего двигатель можно запускать. Обычно индикатор гаснет тем быстрее, чем выше температура воздуха, но, как правило, напряжение на свечи продолжает подаваться довольно долго. Непосредственно перед пуском двигателя или, чаще всего, вскоре после него свечи накаливания отключаются.
Во время пуска двигателя впрыскиваемое через форсунки топливо сильно нагревается и испаряется, хорошо смешивается с воздухом. Далее, за счёт компрессии, топливо-воздушная смесь самовоспламеняется. Если свечи неисправны или на них не поступает ток, то компрессии холодного дизельного двигателя оказывается недостаточно для уверенного воспламенения смеси — либо двигатель заведётся после продолжительного кручения стартера, либо не заведётся вовсе. Чем ниже окружающая температура, тем более затруднителен старт такого мотора. Исправный же дизельный мотор как правило заводится при минусовых значениях воздуха так же быстро, как и при плюсовых, что обеспечивается свечами накала и компрессией в пределах допуска.
В большинстве современных двигателей они могут продолжать работать до нескольких минут после пуска для снижения уровня вредных выбросов в атмосферу при работе холодного двигателя, а также для стабилизации процесса горения в ещё не полностью прогретом двигателе. Часто для этого напряжение не снимается совсем, но ступенчато снижается (например, +12В или + 24В при первичном прогреве, и +7В далее для поддержания температуры свечей). Затем подача тока на свечи полностью прерывается.
В ходе установившейся работы двигателя, свечи начинают играть другую роль, уже вспомогательную — становятся элементом системы распыления топлива, улучшающим приготовление рабочей смести (поток топлива постоянно «разбивается» о кончик свечи, что способствует созданию завихрений в камере сгорания). Также, представляя собою твёрдое тело с хорошей теплопроводностью, свечи накала продолжают подогревать впрыскиваемое топливо, будучи нагреваемыми уже процессами сгорания внутри двигателя.
Таким образом, от правильной работы свечей накала напрямую зависит зимний запуск дизельного двигателя и его дальнейшая работа.
Следует отметить, что схематика реализации системы свечей накала непосредственно зависит от производителя двигателя — могут подаваться различные напряжения, сами свечи могут быть выполнены из различных материалов, схема управления может учитывать и температуру воздуха, топлива, изменение сопротивления свечей в зависимости от их нагрева, температуру антифриза (по достижению которой заданной отметки отключать подогрев свечей) и так далее.
Неисправности свечей накаливания в дизельных двигателях
Свечи меняются на холодном двигателе. Перед всеми манипуляциями с ними нужно обесточить аккумулятор;
Определяется местонахождение свечей
Стандартное их расположение – сверху головки блока цилиндров;
Снимаются провода, подающие питание на свечи накаливания (или шина, если на вашем авто такая конструкция);
Свечи снимаются по одной, предельно осторожно, специальным ключом. Цель аккуратности – не сломать основание элемента
Если все же избежать поломки не удалось, придется высверливать оставшуюся часть и восстанавливать резьбу канала;
Очищаются все крепления и контакты. Развертка соответствующего диаметра и длины смазывается и вкручивается по очереди в каждое свечное гнездо – внутри могут быть накопившиеся напластования, препятствующие нормальной работе даже целой свечи;
Новые свечи ввинчиваются динамометрическим ключом с выставленным усилием в 15 Нм . Слишком сильно перетянутая свеча при следующих проверках/заменах непременно сломается, что потребует дополнительных хлопот по реставрации гнезда;
Все провода и крепежи возвращаются по своим местам, аккумуляторная клемма подсоединяется, мотор заводится, оценивается легкость запуска и стабильность работы движка.
И если вы знаете, как проверить и заменить свечи накала на дизельных авто, делаете это регулярно, у вас не возникнет проблема с заводом машины в холода. Правда, изношенные моторы опытные дизелисты все же советуют предварительно подготавливать предпусковым подогревателем.