Заправка дизеля по сезону
Практически каждый обладатель технологичного и современного дизельного мотора на своем легковом или другом автомобиле ранее эксплуатировал какой-либо авто на бензине. Для многих «дизелистов», которые только начинают свое знакомство с этим типом ДВС, немедленно становится актуальным вопрос обязательного сезонного перехода с одного вида дизельного топлива на другой.
Необходимость заправлять качественное и чистое горючее на проверенных заправках известна всем, а вот причины обязательного перехода на летнее, зимнее или даже арктическое дизельное топливо понятны не каждому водителю в числе быстро увеличивающегося количества обладателей дизельных двигателей в СНГ.
Причина такой необходимости кроется в том, что дизтопливо имеет одну крайне неприятную особенность, которая проявляется при низких температурах. Из жидкого состояния такое горючее на холоде становится вязким. Виноват в этом интенсивный рост кристаллов парафина. Эти кристаллы и заставляют жидкую летнюю солярку превращаться в гелеобразную субстанцию под воздействием отрицательных температур.
Если вспомнить об особенностях и устройстве системы питания дизельного двигателя, тогда главным критерием становится филигранная точность исполнения отдельных компонентов, минимальные зазоры в устройствах топливоподачи дизеля для создания высокого давления. Именно это давление и обеспечивает эффективный распыл дизельного топлива в камере сгорания.
Сезонность дизельного топлива
Процесс парафинизации дизтоплива при отрицательных температурах закономерно приводит к тому, что происходит уменьшение показателя его текучести. Проход густой солярки через различные элементы топливной системы дизельного ДВС (трубопроводы, фильтры, ТНВД) становится сильно затрудненным или даже невозможным. Дизель в таких условиях или полностью не заводится, или после запуска работает предельно неустойчиво. Естественно, ни о какой нормальной эксплуатации машины и речи быть не может.
Опытные и не очень владельцы дизельных авто на протяжении многих лет по-разному решают проблемы с вопросами запуска дизельного мотора в холодную погоду. Главной задачей становится прогрев дизтоплива в системе топливоподачи.
У такого способа есть неоспоримый минус, так как устройства греют только солярку в баке и не способны осуществить эффективный нагрев трубопроводов. Получается, что в топливных магистралях находится большое количество кристаллизировавшейся парафиновой массы.
Что трактору хорошо, дизельной легковушке — смерть!
Существует также весьма спорный метод разбавления дизельного топлива обычным бензином или керосином. Данное решение определенно улучшает текучесть замерзшей солярки и может практиковаться опытными «камазистами», а также водителями тракторов и другой тяжелой техники, однако наличие бензина или солярки в современном высокотехнологичном дизельном двигателе с высокой долей вероятия приведет к серьезной поломке силового агрегата.
Так называемая «летняя» солярка стоит дешевле «зимней». Недобросовестные владельцы автозаправок, особенно вне крупных населенных пунктов, очень часто продают более дешевую солярку под видом зимнего дизтоплива. Такая практика распространена в межсезонье, когда за окном еще нет устойчивого минуса.
Некоторые идут еще дальше, продолжая нарушать соответствующие требованиям после наступления интенсивных холодов. На таких заправках зимний дизель получают просто варварским способом — разбавляют летнюю солярку химией и присадками неизвестного происхождения.
Некоторые наши читатели могут подумать, что ситуация с дизелем зимой совсем безвыходная. Спешим вас заверить, что на деле все не так страшно. Мы лишь привели отдельные примеры, которые встречаются, но не являются массовыми.
Способы решения проблемы
Выходом из сложившейся ситуации становятся депрессорные присадки, которые еще называются антигель. Добавление антигелей в дизтопливо улучшает его текучесть при отрицательных температурах.
В нашей отдельной статье о выборе антигеля мы поговорим о том, как правильно и безболезненно для мотора улучшить текучесть дизельного топлива именно тогда, когда это наиболее актуально и необходимо. Речь идет о переходном периоде с суточными колебаниями температуры. Не является секретом, что на АЗС в такое межсезонье зачастую еще допродают остатки летней солярки. Не менее востребованным данный способ использования антигеля становится и во время устойчивого минуса зимой.
«Питер — АТ»
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453
Самые распространённые ГОСТы дизельного топлива
В каждой стране существуют свои нормативные акты, утверждающие, какие должны быть показатели и обозначения у дизельного топлива. Однако в РФ действует и более строгий ГОСТ, который считается главным для некоторых операций (производства и купли/продажи). Речь идёт о РТ ТС 013/2011 (Регламент Технический Таможенного Союза), который был принят с целью прийти к одним показателям в составе дизеля для ряда стран.
Называется такой ГОСТ «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». И действует он в пределах таможенной зоны РФ, Беларуси и Казахстана.
Для дизельного топлива в этом нормативном документе указано, какая у него должна быть маркировка. Таким образом, было принято единое обозначение и в процессе операций экспорта-импорта ГСМ не возникает недопонимание.
Принятая маркировка:
- дизельное топливо — ДТ;
- сезон года — Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное);
- экологический класс — К (класс) 2, 3, 4 и 5.
Если составить одно название какого-либо дизельного топлива, то оно может выглядеть: ДТ–З–К4. На первый взгляд, всё интуитивно понятно. Однако понятие экологического класса требует дополнительного разъяснения. Это один из самых важных показателей в маркировке дизельного топлива.
Класс говорит о таких моментах:
- уровень загрязнения окружающей среды;
- работоспособность двигателя в разных климатических условиях;
- безопасность работы с дизельным топливом.
Таблица основных показателей по экологическому классу:
К2 | К3 | К4 | К5 | |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более (%) | – | 11 | 11 | 8 |
Содержание серы, не более (мг/г) | 0,5 | 0,35 | 0,05 | 0,01 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже (°С): | ||||
для летнего и межсезонного ДТ | 40 | 40 | 55 | 55 |
для зимнего и арктического ДТ | 30 | 30 | 30 | 30 |
Цетановое число, не менее: | ||||
для летнего ДТ | 45 | 51 | 51 | 51 |
для зимнего и арктического ДТ | – | 47 | 47 | 47 |
Температура фильтруемости, (°С): | ||||
летнее дизельное топливо, Л | – | – | – | – |
межсезонное дизельное топливо, Е | -15 | -15 | -15 | -15 |
зимнее дизельное топливо, З | -20 | -20 | -20 | -20 |
арктическое дизельное топливо, А | -38 | -38 | -38 | -38 |
Все виды класса соответствуют Европейскому стандарту. Поэтому на АЗС можно встретить обозначение ДТ ЕВРО.
Дизельное топливо, которое выпускается для внутренней продажи и использования в РФ регламентируется ГОСТом 32511–2013. Он заменил нормативный акт 305–2013, в котором класс экологичности и вязкость не подходит для современных автомобильных двигателей.
Требования к дизельному топливу по ГОСТам, действующим внутри страны
Существует ряд ГОСТов, на которые опираются все НПЗ РФ при выпуске дизельного топлива. К ним относится ГОСТ 32511–2013, в котором утверждается та же маркировка, которая указана в «таможенном» регламенте. И те же требования к ДТ, относительно класса экологичности. По сути, этот документ просто повторение нормативов для дизеля, но с указанием, что они действуют по РФ.
А вот ГОСТы, на которые ещё стоит обратить внимание, это те, в которых идёт расширение маркировки ДТ
ГОСТ 52368
В документе указаны требования к дизелю, которые полностью совпадают с требованиями Европы. Теми, которые указаны в европейском акте EN 590.
Согласно этому документу, дизельное топливо должно маркироваться дополнительными буквами, обозначающими сорт и классификацию. В свою очередь, обозначение сорта и классификации говорит о температуре фильтруемости при разных климатических условиях:
Для умеренного климата | Для холодного климата | ||
сорт | t, °С | класс | t, °С |
А | 5 | -20 | |
В | 1 | -26 | |
С | -5 | 2 | -32 |
D | -10 | 3 | -38 |
E | -15 | 4 | -44 |
F | -20 |
Дополнительно в этом нормативном документе указывается, какое допускается содержание серы. И маркируется римскими цифрами: вид «I» не более 0,35 мг/г, вид «II» не более 0,05 мг/г и вид «III» не более 0,01 мг/г.
Чем зимнее ДТ отличается от летнего
Дизельное топливо с точки зрения химика — смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов и их производных.
Важно. Дизельное топливо (ДТ) часто называют соляркой, это ошибка
Солярка — это соляровое масло, продукт прямой перегонки нефти. Вязкость солярки выше, чем у ДТ, в два раза, температура кипения тоже выше. Солярку используют для низкооборотистых ДВС тракторов и тяжелой техники. Если залить соляровое масло современный автомобиль, оно просто убьет высокоточную топливную аппаратуру дизельного ДВС.
Выделяют три вида дизтоплива:
- летнее — ДТЛ
- зимнее — ДТЗ
- арктическое — ДТА
Если ДТЛ начинает застывать уже при -5°С, то ДТЗ выдерживает уже до -20°С и меньше — все зависит от состава и качества топлива.
- Использовать летнее ДТ при температуре ниже допустимой запрещено -можно вывести дорогостоящую топливную аппаратуру из строя. Лучше перейти на зимнее дизтопливо сразу с приходом первых заморозков.
- А вот зимнее ДТ можно использовать в теплое время года. Правда, это нецелесообразно: отдача двигателя в таком случае будет ниже, токсичность выхлопа — выше.
Отличается летнее и зимнее дизтопливо по плотности: когда нефть в процессе изготовления ДТЗ перегоняют с меньшей температурой, чем при получении ДТЛ. В результате плотность зимнего ДТ выше, оно сохраняет текучесть и застывает (парафинируется) не так легко, как летнее дизтопливо.
Главный показатель качества зимнего дизтоплива — его цетановое число. Оно определяет максимальное сжатие топлива в цилиндре ДВС, при котором происходит его самовоспламенение. Чем выше этот показатель, тем спокойнее и ровнее сгорает топливо. Оптимальный показатель от 45 до 55.
Также важен баланс между парафинами и ароматическими углеводородами в составе «зимнего» ДТ. Если ароматических углеводородов слишком много, выхлоп получается дымным, мотор работает шумно и неустойчиво. Если много парафинов — уже при температуре -10°С двигатель не заведется без подогрева.
ОК, с этим понятно. Но где найти зимнее топливо?
Самый простой способ — приехать на проверенную заправку и поинтересоваться, когда появится зимний дизель. Конечно, лучше озаботиться заранее и с весны запастись парой канистр топлива, но это лишняя трата времени и денег, да и будет ли этим кто-то заниматься с наступлением тепла…
Не стоит доверять предложениям «левых» заправщиков. Часто находчивые бизнесмены под видом зимнего топлива продают смесь летнего дизеля и керосина. Такая смесь, конечно, тоже не загущается при низких температурах, но будьте готовы к тому, что снизится ресурс ТНВД и форсунок. Все дело в том, что подобная смесь значительно снижает и смазывающую способность дизтоплива.
Использование зимних сортов в летний период
Ещё одним актуальным вопросом считается использование летом солярки, которая предназначена по своим характеристикам для эксплуатации в условиях заморозков.
Действительно важно точно знать о том, можно ли летом или тёплой весной заливать в бак и использовать дизтопливо, реализуемое как зимнее. Как уже было ранее сказано, зимой летняя солярка густеет и может застыть
Из-за этого заливать его в такой период не рекомендуется. Это опасно для двигателя и топливной системы
Как уже было ранее сказано, зимой летняя солярка густеет и может застыть. Из-за этого заливать его в такой период не рекомендуется. Это опасно для двигателя и топливной системы.
Но летом зимнее горючее точно не застынет. Потому многие уверены, что его можно смело использовать, и ни с какими побочными эффектами двигатель не столкнётся. Такое утверждение ошибочное. В теории заливать зимние марки летом можно. Но на практике делать это настоятельно не рекомендуется.
Тут вопрос уже не в застывании. В состав холодных марок дизельного топлива входят компоненты, которые в условиях тёплой погоды становятся крайне вредными и опасными для дизельного двигателя. Речь идёт о сере и таком свойстве как вязкость. Зимние марки низковязкие, то есть они менее густые, нежели летние аналоги солярки.
Сера, а точнее меркаптановая сера, вместе с продуктами сгорания выводиться не будет. Вместо этого она начнёт постепенно накапливаться внутри топливной системы. Тем самым внутри образуются опасные отложения. С течением времени автовладелец столкнётся с проблемой загрязнения топливопроводов и всей системы, которая в результате может окончательно выйти из строя. Некоторые элементы особо чувствительные к таким загрязнениям, из-за чего они первыми засоряются и ломаются.
Если же говорить про низкую вязкость, которая применяется с целью недопущения замерзания зимней солярки, при тёплой погоде она не позволяет обеспечить элементы двигателя необходимой эффективностью смазки. В результате трущиеся поверхности будут активнее изнашиваться.
Заливать зимние виды дизельного топлива в автомобиль можно лишь при условии, что иного выхода у вас просто нет. Отсутствует возможность приобрести и залить специальные летние марки. Но при первой же необходимости следует выполнить переход по предложенной выше схеме. Чем дольше эксплуатируется машина на несезонном горючем, тем выше вероятность столкнуться с неприятными последствиями.
Признаки замерзания топлива в автомобиле
Первым и основным признаком превышения предела стойкости топлива к морозу будет отказ мотора запускаться. Он просто не получит нужного количества дизтоплива для воспламенения и устойчивой работы.
Если замерзание началось на ходу, то дизель потеряет тягу, начнёт троить и не сможет раскручиваться до номинальных оборотов.
Визуально будет заметно помутнение обычно прозрачной солярки, затем выпадение осадков и кристаллизация. Фильтр, на котором пытались запустить двигатель с таким топливом придёт в негодность и подлежит замене. Езда на неотфильтрованном горючем недопустима.
Отличия между летним и зимним дизельным топливом
При зимней эксплуатации дизеля часто возникает такая проблема, как возможное замерзание горючего, что становится причиной невозможности осуществления холодного пуска силового агрегата. Поэтому сегодня существуют как летние, так и зимние варианты дизельного топлива.
Летнее горючее отличается от зимнего более высоким содержанием длинных цепей молекул парафина, которые крисстализируются еще при положительных температурах. Для того, чтобы этого избежать, на стадии перегонки нефти устанавливают более высокие температурные отметки (плюс 320 градусов по цельсию). При этом парафины не попадают в топливо, но в результате горючего при выходе получится гораздо меньше. Это и объясняет более высокую цену зимнего топлива.
Существует способ самостоятельного преобразования летнего горючего в зимнее. Для этого необходимо добавить в топливо специальный антигель.
Каждому водителю автомобиля с дизелем нужно уделять тщательное внимание выбору качественного горючего материала. Лучше будет самостоятельно осуществить процессы подготовки топлива к холодам и критично низким температурам, чтобы не попасться на низкое качество продукта, не получив при этом никаких отличий от летнего варианта
Особенности производства зимней марки
Чтобы получить необходимую плотность, характерную для зимнего дизтоплива, а также обеспечить другие важные параметры, позволяющие при отрицательных температурах не опасаться кристаллизации, требуется выполнить ряд технологических условий при изготовлении состава.
Сам процесс создания зимней солярки является весьма трудоёмким, что во многом объясняет её более высокую стоимость по сравнению с летними марками.
Поскольку дизтопливо получают путём переработки нефти, её характеристики требуют применения систем перегонки, способных поднимать температуру нефтепродукта до 180 градусов Цельсия. Такие нормы действуют при производстве летних марок. Но если говорить именно про зимнее топливо, тут температура поднимается уже до 320 градусов Цельсия. На это уходит больше ресурсов, а также активнее расходуется сама нефть для получения конечного продукта.
При равных объёмах сырья, после перегонки зимней марки на выходе получается на 30-40% меньше дизтоплива, нежели при изготовлении летнего аналога. Тем самым повышаются производственные издержки, и низкотемпературная солярка продаётся на АЗС по завышенным ценам.
Повышенная температурная обработка способствует выпадению в осадок длинноцепным молекулам парафина. Затем их удаляют из зимнего уже практически готового дизельного топлива. В результате производства удаётся изготовить высококачественный состав, не замерзающий при отрицательных температурах. Чтобы дополнительно снизить детонацию, заливаются разные присадки, способствующие обеспечению защиты узлов и систем мотора.
Замерзание дизтоплива
Существует ещё и арктическое дизтопливо, которое устойчиво к ещё более низким температурам. При заливке этого топлива мотор спокойно может запускаться даже в условиях, когда на улице около -50 градусов Цельсия. Процесс его изготовления ещё более трудоёмкий и затратный. Сложная переработка нефти приводит к существенному уменьшению готового продукта на выходе. Это напрямую связано с тем, что стоимость арктических марок наиболее высокая на отечественном рынке.
Но острой необходимости в таком низкотемпературном топливе на большей части территории страны нет. Арктические марки активно используются только в районе Крайнего Севера и в Сибири. Поскольку на остальных территориях температура редко опускается ниже -20-30 градусов Цельсия, большинству автомобилистов подойдут обычные зимние сорта солярки.
Как уже отмечалось ранее, в состав именно зимнего топлива добавляют большее количество декомпрессионных присадок, что крайне важно для дизельного двигателя при работе в условиях отрицательных температур. Но параллельно используется меньший объём парафина
Дополнительно производители сами определяют, что они добавляют в своё дизельное топливо, позиционируемое как зимнее. У изготовителей есть свои секреты, специальные добавки и присадки, о которых что-то узнать достаточно сложно.
Совсем недавно, чтобы избежать замерзания солярки, автомобилисты шли на разные хитрости, искали народные методы обмануть состав, заставив его функционировать при низкой температуре. Ведь замерзание горючего могло и приводило к очень серьёзным негативным последствиям.
Одним из популярных решений было давление в дизельное горючее небольшого количества бензина или специальных присадок. Топливо не замерзало, но всё равно двигатель сильно страдал. В результате моторы выходили из строя, а на их восстановление уходило много сил и денег.
Появление на рынке специальных зимних сортов солярки существенно улучшило ситуацию. Теперь можно без опасений эксплуатировать автомобиль, работающий за счёт дизельного двигателя, при отрицательных температурах. Если говорить о зимних составах, то они сохраняют свою структуру неизменной при температуре до -30 градусов Цельсия, которая крайне редко наблюдается в средней полосе страны.
Что же касается стоимости, то по факту она превышает цена на летние марки всего на несколько рублей. Это не так существенно, если сравнивать с затратами и денежными потерями, обусловленными эксплуатацией машины в период холодов на летних сортах солярки. Порой машина даже завестись не сможет.
Полезные советы
Напоследок стоит дать несколько простых, но действительно важных рекомендаций. С их помощью можно минимизировать проблемы с дизельным мотором, а также избежать негативных последствий от неправильного использования сезонной солярки.
Старайтесь всегда заправляться исключительно высококачественным горючим. Низкая цена на сомнительных АЗС приводит лишь к мнимой экономии. По факту вы будете всё равно платить больше, раньше потребуется ремонт и профилактика двигателя.
Посещайте проверенные сетевые заправки. Чем больше АЗС у компании, тем обычно выше качество и лучше репутация. Производители и продавцы плохого топлива на рынке долго не задерживаются. Если же изготовитель предлагает хороший продукт, количество его представительств в виде АЗС стремительно увеличивается. В России достаточно много компаний, которые пользуются доверием потребителей и имеют свои точки почти по всей территории страны.
Не используйте присадки без необходимости. Если же требуется залить добавку, покупайте только продукты ведущих производителей. Параллельно сверяйтесь с руководством по эксплуатации и рекомендациями производителя. Обычно автокомпании сами указывают, какие присадки и когда лучше использовать.
Не разбавляйте топливо, приобретённое на АЗС. Существуют разные народные способы, позволяющие якобы поднять эффективность сгорания солярки или сократить расход за счёт специальных добавок. Это опасные эксперименты, поскольку все двигатели проектируются с прицелом на использование чистого горючего без посторонних добавок, которые не предусмотрены в рамках производства.
Старайтесь не смешивать топливо разных марок и видов. Здесь речь не только о летних и зимних сортах, но также и о горючем разных производителей. Составы и используемые компоненты могут отличаться. Вот почему лучше выбрать одну крупную сетевую АЗС, и заправляться у них. Переходя на другое топливо, следует сначала постараться максимально полностью сжечь старое.
Не заправляйтесь небольшими порциями
Особенно это важно на автомобилях, которые находятся в эксплуатации более 1-2 лет. Осадок от солярки всё равно остаётся и оседает на дне
Чем меньше в баке горючего, тем выше вероятность проникновения этого мусора в мотор. Это приводит к загрязнению фильтра и других элементов. Рекомендуется заправлять не менее половины бака и поддерживать уровень не ниже трети от ёмкости резервуара.
Не стоит недооценивать значимость правильного и своевременного перехода на дизельное топливо разных типов.
Источник
Загрязнения
Под загрязнением понимают все инородные нерастворимые вещества, оказавшиеся в топливе, например песок, ржавчина и нерастворимые органические соединения топлива. Стандарт EN 590 допускает максимальное количество нерастворимых примесей, равное 24 мг/кг массы топлива. Тем не менее эта величина еще слишком высока. Прежде всего, очень твердая силикатная пыль вредна для прецизионных деталей агрегатов сисхемы впрыска. Минимальное количество твердых частиц способно вызвать эрозионный и абразивный износ (например, на седлах электромагнитных клапанов). Это приводит к неплотностям, которые влекут за собой падение давления впрыскивания и мощности двигателя, увеличивая также количество вредных веществ в ОГ. Наличие в топливе частиц размером от 6…7 мкм является особенно критичным, если учесть, что в 100 мл топлива могут находиться миллионы частиц. Эффективные топливные фильтры, которые наряду с очень высокой степенью очистки долго работают без замены, способны решить эту проблему.
Почему дизельное топливо замерзает?
Всему виной химический состав нефти, из которой методом «прямой» перегонки с предварительным нагревом получают различные виды топлива, включая и солярку. После этого полученные вещества проходят дополнительную очистку от содержащихся в них смолистых, коррозийных, других вредных соединений.
В зависимости от особенностей месторождения состав нефти отличается, поэтому и качество получаемого из неё продукта будет разным. При этом в готовое топливо переходят практически все вещества из начального химического состава. Одними из основных являются парафиновые углероды. Они – естественная составляющая любого топлива, а не искусственная добавка, как многие считают.
В зависимости от состава нефти, которая берётся на переработку, будет отличаться и доля содержащегося в дизельном топливе парафина. Из полученного готового к использованию в летнее время продукта получают зимние марки, проводя процесс депарафинизации – искусственного удаления парафина. Таким образом удаётся избежать загустения топлива при его охлаждении, позволяя топливной системе нормально работать.