Можно ли установить систему ESP на автомобиль с ABS?
Имея подержанную
иномарку в начальной или средней комплектации, всегда есть соблазн что-то
установить из «максималки». Запчасти часто в наличии, да и цена не кусается. Часто
производитель даже оставляет заводские штекеры и установочные отверстия для
установки детали «болт-он». Но увы, это не касается системы ESP. Даже имея в
«базе» систему ABS, не получится просто
докупить гидроблок и датчики. Главная проблема в прошивке блоков управления.
Часто не совпадают версии прошивки ABS, из-за чего ESP не работает. Иногда даже
отличаются составляющие тормозной системы. Поэтому если и удастся установить ESP, заставить ее
работать правильно будет сложно
ESP – важная
система активной безопасности, призванная сохранить управляемость машины в
заносе. В ее работе учувствует множество датчиков и сложный блок управления. В
случае неисправности не стоит откладывать диагностику и ремонт системы «на
потом».
Эксплуатировать
такой автомобиль не только некомфортно (так как пропадает часть функций и
мощность), но и опасно – в любой момент можно потерять управление.
Но как мы
убедились, ЕСП не всегда приносит пользу. Эксплуатируя автомобиль зимой или на
пересеченной местности, порой приходится ее отключать. В остальных случаях она
должна работать постоянно. Но помните, что ESP – это только вспомогательная система. Какими
бы опциями она не была наделена, конечный маневр остается за водителем.
Управляйте автомобилем безопасно и будьте бдительны на дороге!
Принцип работы Electronic Stability Program
Из теории автомобиля известно, что существуют два нежелательных явления при движении – избыточная и недостаточная поворачиваемость.
В идеале, когда наступает предел сцепления колёс с дорогой, автомобиль должен скользить наружу поворота всеми четырьмя колёсами с одинаковой интенсивностью, точно так же прекращая скольжение одновременно передней и задней осью.
Реально это случается редко, поэтому одна ось неминуемо обгоняет другую, что приводит к появлению ненулевого угла между продольной осью автомобиля и касательной к его траектории.
Причём угол увеличивается, реакция водителя может быть неправильной или запоздалой, машина начинает совершать курсовые колебания, что и означает потерю стабилизации и переход в неуправляемое вращение.
Избыточная управляемость означает опережение в уводе или срыве задней оси. Машина поворачивает нос внутрь поворота, развитие явления принято называть заносом. В определённой мере это условно, но терминология сложившаяся.
ESC
Одним из важнейших изобретений в сфере автобезопасности, после изобретения трехточечных ремней, называют систему курсовой устойчивости, или ESC. Значение ее настолько велико, и благодаря ей настолько снизилось количество аварий, что во многих странах — ЕС, США, Австралия, Канада, Израиль — она стала обязательной для установки на новые автомобили.
Если коротко сформулировать предназначение ESC, то можно сказать, что основная задача состоит в том, чтобы автомобиль двигался именно в том направлении, в которое повернут руль. То есть она позволяет удерживать машину в пределах той траектории, которую задает водитель. Соответственно, если ваше авто ею оснащено, возникнет меньше ситуаций, в которых машина может уйти в занос, перевернуться, не вписаться в крутой поворот.
Стоит сказать, что название никак не отображается на функционале. Кроме того, электронный контроль устойчивости подтвердил свою высокую эффективность, благодаря чему и стал обязательным элементом системы безопасности.
Устройство
Еще одно из названий ESC — электронный контроль устойчивости (ЭКУ).
В принципе, другие ассистенты входят в ее состав:
- антиблокировка тормозов;
- распределение тормозных усилий;
- антипробуксовка;
- блокировка дифференциала.
Важнейшими компонентами являются:
- блок управления;
- гидроблок;
- сенсоры.
Многочисленные датчики регистрируют характеристики передвижения транспортного средства и работу различных его агрегатов: давление тормозной жидкости, угол поворота руля, положение коленчатого вала; плюс к этому: угловая скорость, скорость вращения колес, ускорение и так далее.
Вся эта информация подается на электронный блок управления, где сопоставляется и анализируется по сложным алгоритмам и программам. На этой основе ЭБУ анализирует, насколько автомобиль в каждый конкретный момент времени отклоняется от заданного курса. Если такое отклонение зафиксировано, подаются импульсы на гидравлический блок, а от него на клапаны ABS или антипробуксовочной системы.
При необходимости ESC подключает и другие агрегаты: инжектор, трансмиссию, подвеску. Благодаря такому подходу автомобиль следует по расчетной траектории. Понятно, что и водитель чувствует себя за рулем более спокойно.
Принцип действия
При анализе текущий ситуации блок управления системы ЭКУ сравнивает то, к каким действиям прибегает водитель и как на это реагирует авто. Например, если автомобилист поворачивает руль под определенным углом, чтобы вписаться в поворот, а автомобиль описывает более широкую дугу, выезжая на встречную полосу, предпринимаются различные действия:
- некоторые из колес подтормаживаются;
- увеличивается или уменьшается крутящий момент;
- изменяется угол поворота колес.
Все это происходит благодаря передаче сигналов на различные системы автомобиля. Так, если ваше авто оснащено адаптивной подвеской, уменьшение крена или избежание заноса на повороте может быть достигнуто за счет изменения жесткости амортизаторов.
Подтормаживание происходит за счет передачи импульсов на гидроклапаны, связанные с главным тормозным цилиндром, соответственно давление в системе то повышается, то понижается в зависимости от дорожной ситуации. Также скорость снижается из-за того, что система управления двигателем уменьшает крутящий момент или изменяет угол открывания дроссельной заслонки.
Есть у ЭКУ и другие полезные функции:
- предотвращает переворачивание;
- предотвращает столкновения с другими машинами или неподвижными объектами;
- повышает эффективность работы тормозов;
- стабилизация автопоезда.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Устройство и принцип работы
Функциональными частями ESP являются многочисленные датчики, задача которых – контролировать положение автомобиля в пространстве.
Помимо этого, электроника системы ведет контроль за работой всей автомобильной электроники, гидравлики тормозного контура, а также модулей помпы.
Согласно этому, ESP позиционируется как система обеспечения активной безопасности.
Датчики, которые производители располагают на каждом из колес машины, собирают необходимую информацию.
В частности, они фиксируют угловую скорость колес автомобиля, а потом отправляют информацию на обработку в электронный блок управления.
Помимо колесных датчиков, есть еще датчик и на рулевом колесе – он призван следить за поворотом последнего.
Информация об этом, естественно, тоже идет на электронный модуль.
После получения всех требуемых данных начинается сравнение информации и, если надо, регулировка подачи топлива.
Если ситуация экстремальна, то подача топлива будет ограничиваться очень существенно, а также каждое колесо начнет независимое торможение.
Пара микропроцессоров стабилизирующей системы обеспечивает фактически мгновенный сбор информации и быструю ее обработку.
Можно сказать, что реакция ESP на усложнившуюся обстановку будет молниеносной.
Как работает ESP в автомобиле
Как мы уже писали выше, эта сложная система состоит из различных составляющих, а именно:
- Наружных измерительных устройств, которые отслеживают определенные параметры;
- Специального блока управления;
- Гидравлического исполняющего механизма.
С помощью внешних датчиков ESP прослеживает за углом поворота руля, положением педали газа, системой торможения (по сути, следит за действиями водителя) и различными изменениями в текущем движении автомобиля. Данные обрабатываются и направляются в центральную систему управления, которая при малейшей необходимости может задействовать любые исполняющие устройства, связанные с системой активной безопасности.
Блок управления непрерывно проводит анализ поступающей с датчиков информации, причем делает это с частотой до тридцати раз в секунду. И в случае обнаружения каких-либо отклонений в положении элементов управления транспортного средства от текущих параметров движения машины – ESP вмешивается в управление. Тем самым помогая водителю сохранить контроль над машиной, а также противодействовать боковому движению.
В свою очередь корректировка направления движения автомобиля может осуществляться:
- С помощью системы торможения, которая по сигналу блока управления может прижимать и отпускать диски тормозов определенных колес.
- С помощью изменения частоты вращения коленчатого вала. Последнее достигается вследствие вмешательства ESP в систему подачи топлива.
Какие действия следует предпринять в той или иной ситуации, чтобы стабилизировать движение машины – определяет блок управления. Например, если в критической ситуации автомобиль начинает заносить, ESP может снижать обороты двигателя и одновременно с этим подтормаживать внешним передним колесом, чтобы стабилизировать машину на дороге.
Конкретный пример работы ESP
Давайте рассмотрим работу ESP на реальном примере, когда водитель неожиданно попадает в ситуацию, которая требует быстрого маневрирования. Например, на дороге перед машиной неожиданно возникает препятствие. Водитель для объезда препятствия резко поворачивает руль влево, в то же время датчик поворота рулевого колеса передает эту информацию ESP. Но датчик угла поворота информирует о том, что машина поворачивает недостаточно. А это означает, что ведущие колеса потеряли сцепление с дорожным покрытием и теперь машина движется прямо на препятствие.
Для выхода из сложившейся ситуации ЕСП за доли секунды принимает решение и резко замедляет вращение левого заднего колеса на короткий промежуток времени – это действие производит желаемое противодействие заносу. Таким образом, система помогает водителю сохранить управление над машиной и эффективно увернуться от столкновения с препятствием.
Но что произойдет, если водитель с целью удержания машины на левой полосе после уклонения резко начнет крутить руль в сторону противоположную заносу? В результате такого маневра машина может повернуться слишком сильно, и задняя часть кузова войдет в занос влево. То есть крутящий момент вправо будет стремиться развернуть машину вопреки желаниям человека за рулем.
Чтобы этого избежать, ESP моментально замедляет вращение левого переднего колеса – это воздействие позволит уменьшить крутящий момент кузова и с большой вероятностью не даст автомобилю войти в занос. Таким образом, благодаря ESP машина остается управляемой, в то время как автомобиль без системы стабилизации могло бы полностью развернуть и отправить в кювет.
Система ABS и ESP для безопасного управления автомобилем
Изначально автомобили имели встроенную кнопку системы АБС. Она предназначалась для торможения автомобиля максимально эффективно. Однако, во время торможения колеса полностью не блокировались.
Электроникой разрешалось вращение колес всего лишь на несколько процентов. Благодаря этому курсовая устойчивость автомобиля сохранялась в процессе торможения.
Затем конструкторы доработали систему контроля тяги и модернизировали ее, добавив систему контроля тяги и электронную стабилизацию. Начиная с 1 января 2016 года, Технический регламент Таможенного союза запрещает сертификацию для реализации на территории Российской Федерации автомобили, не имеющие систему ABS.
Система esp в автомобиле что это?
Система против пробуксовки устанавливается на разных автомобилях и имеет самые разные названия: TCS, ASR, A-TRAC, ETS. Однако, от изменения названия ее предназначение не изменяется.
Основное предназначение системы – препятствие пробуксовке автомобиля. Но иногда бывают такие ситуации, где просто не обойтись без пробуксовки. К примеру, чтобы выбраться из снежной либо песочной ловушки – нужно очень сильно пробуксовать. При включенной системе противобуксовки автомобиль будет беспомощным даже при небольшом заносе.
Панель управления автомобиля имеет мигающие индикаторы ограничения тяги. При такой ситуации колеса автомобиля могут поворачиваться толчками не чаще, чем четверть оборота в полсекунды. С такой скоростью из сугроба не выбраться однозначно.
Противобукстровочная система функционирует слаженно с системой Electronic Stability Program (ESP).Она обладает большими возможностям, оказывает большее влияние на управление автомобилем.
Cистема стабилизации esp
ESP предназначается для более точного контроля поперечной динамики автомобиля, способствует автомобилисту выйти из сложных ситуаций и не дать автомобилю сорваться в занос.
Другими словами, благодаря использованию такой системы автомобилю удается сохранить курсовую устойчивость и правильную траекторию движения, стабилизировать движение машины при движении прямо на неродной дороге. А так же на поворотах.
Именно поэтому в многих книгах и в разговоре между собой автомобилисты систему ESP называют системой устойчивости либо системой против заносов.
Электронная система стабилизации курсовой устойчивости esp
Система ESP в комплексе с иными системами не только может предотвратить момент вращения автомобиля на ведущей паре колес, а так же и тормозить некоторыми колесами машины, которые помогают ей.
Именно для этого и предназначены различные датчики – датчик движения, датчик торможения, датчик ускорения. Это все оказывает влияние на вращение автомобиля.
Что будет если отключить ESP?
Практически все автопроизводители знают о популярности системы ESP. Именно поэтому на кнопке включения системы практически всегда пишут аббревиатуру «ESP OFF». Практически все автомобили имеют разные кнопки.
Кнопка «ESP OFF» имеет такой алгоритм действий:
- Нажав кнопку, вы включаете только систему антипробуксовки;
- При повторном нажатии кнопки система отключается полностью.
Т.е. в порыве гнева водитель может отключить систему антипробуксовки, но система сама сможет подстаховать автомобиль.
Некоторые марки автомобилей можно отключить только противобуксовочную систему. Остальные автомобили могут отключить систему ESP частично.
При такой скорости электроника просто обязана вмешаться в управление автомобилем. Систему ESP можно отключить не на все время, а до того времени, когда зажигание автомобиля будет включено до того, пока скорость автомобиля не станет стабильной. При достижении автомобилем скорости 40–50 км/ч система курсовой устойчивости включится сама.
Нужно ли отключать ESP?
Отключение ESP ни к чему не приведет. Это может привести только к тому, что машина станет неуправляемой в условиях зимы и низких температур. Не желательно так поступать на скользкой дороге, автомагистрали. Отключение противобуксовочной системы благоприятно скажется на том, чтобы выбраться из снежного заноса. Самый простой и банальный совет – если вы новичок-автомобилист либо автолюбитель со стажем, не игнорируйте инструкцию к своему автомобилю. Зная все ну или практически все о своем автомобиле, вы сможете избежать неприятных ситуаций на дороге.
Искренне желаем всем автомобилистам хорошего автополотна, свободной трассы, расчищенный автопарковок, и исключение необходимости отключать систем безопасности автомобиля.
Оценка автовладельцами
Большинство автолюбителей положительного восприняло появление таких электронных помощников, которые позволяли существенно упростить управление автомобилем, обеспечивая максимально возможную безопасность. По мере развитие технологии ESP существенно улучшались, вносимые коррективы были практически незаметны, но при этом повысилась безопасность управления автомобилем, делая даже скоростной пилотаж максимально комфортным.
Если первоначально такая электронная опция предлагалась покупателям исключительно на премиальных автомобилях и за существенную доплату, то уже в двухтысячных годах наличие ESP на авто стала стандартной опцией, которая предлагалась большинством автопроизводителей в качестве стандартного оснащения.
Представить себе сегодня современный и безопасный автомобиль без такой системы стабилизации курса попросту невозможно. Даже заядлые драйверы, которые хотят полностью сохранить контроль над автомобилем, не отключают ESP, так как ее работа просто незаметна, но при этом обеспечивается безопасность управления машиной.
На каких машинах есть ESP?
К сожалению, в России такая система не всегда устанавливается даже на новые автомобили. Пострадавшая семья из Архангельской области ехала не на старых «Жигулях», а на достаточно новом китайском кроссовере Lifan X60, но, к сожалению, в этой машине нет даже ESP в самой дорогой комплектации. Вторая семья врезалась в KIA Sportage. Все новые автомобили этой модели уже оснащены ESP, но автомобили прошлых лет комплектовались ею выборочно. В западных странах производители обязаны устанавливать ESP на все новые автомобили во всех комплектациях.
Этот закон существует только для системы ABS, которая помогает тормозить. С 2016 года все новые автомобили в РФ должны иметь АБС во всех комплектациях, а наличие ESP зависит от производителя. Вот 15 самых продаваемых моделей в России. В 9 из них все автомобили оснащены ESP во всех комплектациях. То есть все-таки большинство новых машин в России продаются с ESP, но есть поздние марки.
За этим названием скрывается советская Нива, которая продается уже 40 лет без существенных изменений дизайна. Неудивительно, что на нем нет ESP. Также на Lada Largus вообще нет ESP, а на Lada Granta только более дорогая комплектация. В защиту АвтоВАЗа можно сказать, что без ESP продаются только подставшие модели. Новые Lada Vesta и Lada XRAY полностью оснащены этой системой. Volkswagen Polo отстает от иномарок, у него ESP только в самой дорогой комплектации. Да и бюджет Renault ESP идет не сразу, а может быть установлен за дополнительную плату.
Как видите, сейчас нет проблем с покупкой машины с ESP. Данная система доступна для автомобилей любого класса, большинство новых автомобилей ею оснащено, где-то есть варианты ее предоставления за дополнительную плату. 15-20 тысяч — это не те деньги, на которые в данном случае стоит экономить. Они отреагируют, даже если система спасет вас от небольшой аварии, не говоря уже о серьезных или смертельных случаях. На вторичном рынке, конечно, иная ситуация. В предыдущие годы этой системой было оснащено меньше автомобилей, но при правильном подходе нетрудно найти машину с ESP https://www.youtube.com/watch?v=lITNpiJpOiE С 2000-х годов она уже был на многих иномарках, по крайней мере, в богатой комплектации, так что найти такую машину где-то можно с 300 000 рублей опций с ESP становится много.
И если ваш бюджет очень ограничен, купите машину хотя бы с АБС. Эта система помогает сохранять управляемость при торможении и значительно повышает безопасность. Многие старые иномарки с такой системой уже фигурируют при бюджете в 150 000 рублей.
Как выглядит кнопка отключения ESP
Чаще всего на данной кнопке есть одноименная надпись «ESP OFF». Что переводится как «выключение ESP». Но у данной функции есть и свое графическое обозначение. В активном режиме на приборной панели загорается пиктограмма с изображением задней части автомобиля, с расходящимися волнистыми линиями от задних колес. Так схематически изображается занос автомобиля.
Кнопка может располагаться на центральной части торпедо, в части управления климатической системой автомобиля или на рулевой колонке. Также она может находиться в области тоннеля или в районе управления оптикой машины.
Распространение [ править | править код ]
Пока Швеция проводит кампании по информированию общественности и продвижению использования систем ЭКУ, другие страны законодательно утверждают необходимость их использования.
Обязательное оснащение автомобилей электронной системой устойчивости вводится, с:
- 1 января 2010 года в Израиле уже стала обязательной.
- 1 сентября 2011 года в Канаде, для всех новых пассажирских автомобилей.
- 1 ноября 2011 года в Австралии, для всех пассажирских автомобилей.
- с ноября 2011 года в Евросоюзе, для всех продаваемых автомобилей.
- c 2011 года в США, для всех пассажирских автомобилей, весом менее 4536 кг (10 000 фунтов).
esp
Водитель превысил допустимую скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте. В обычной ситуации это привело бы к заносу автомобиля и РАЗВОРОТУ НА ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ. Но ESP выровняла траекторию движения, притормозив колеса, идущие по внешнему радиусу поворота Водитель превысил допустимую скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте. В обычной ситуации это привело бы к заносу автомобиля и РАЗВОРОТУ НА ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ. Но ESP выровняла траекторию движения, притормозив колеса, идущие по внешнему радиусу поворота
Все это электронное воинство по 25 раз в секунду снимает показания и передает их в блок управления. И если, сопоставляя полученную информацию, “в центре” вдруг понимают, что реальное движение автомобиля никак не соответствует положению рулевого колеса и желанию водителя, меры принимаются незамедлительно. Блок управления отдает команду исполнительным модулям в тормозах и в двигателе, чтобы те замедлили вращение того или иного колеса или колес, а также уменьшили подачу топлива в камеру сгорания. Более того, некоторые системы стабилизации на машинах с АКП умеют даже переключаться на пониженную. От водителя требуется только работа рулем.
Что такое ESP (ЭКУ )?
Самая распространенная аббревиатура ЭКУ на сегодняшний день — ESP (Electronic Stability Program). Эта торговая марка была запатентована компанией Bosch, первой начавшей массовое производство системы в 1995 году. Интересно, что в этом году компания отметила своеобразный юбилей — выпуск 75-миллионного ESP. Позже собственные разработки в этой области представили и другие компании. Хотя системы ЭКУ в настоящее время известны под многочисленными наименованиями (ASC, DSC, ESC, ESP, PSM, StabiliTrak, VDC и так далее), принцип их работы и технические характеристики практически идентичны. Эти системы обеспечивают автоматический контроль за работой тормозов каждого из колес, помогая водителю сохранять управление автомобилем во время экстремальных маневров и поддерживать заданное направление движения. Задача ЭКУ заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и предотвращать занос или снос ведущих колес, а также не допускать бокового скольжения. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения маневров, что особенно актуально на высокой скорости или скользком дорожном покрытии.
Принцип работы системы курсовой устойчивости
В результате сопоставления действий водителя и параметров движения транспортного средства, система определяет наступление аварийной ситуации. При отличии фактических параметров движения от нормативных, система ESP считает ситуацию вышедшей из-под контроля и вносит свои коррективы в работу автомобиля.
Система курсовой устойчивости может стабилизировать движение автомобиля следующими способами:
- подтормаживанием одного или нескольких колес;
- изменением крутящего момента двигателя;
- изменением угла поворота передних колес (если в автомобиле имеется система активного рулевого
- управления);
- изменением степени демпфирования амортизаторов (если установлена адаптивная подвеска)
В случае недостаточной поворачиваемости, система ESP препятствует уводу автомобиля наружу за пределы траектории поворота путем подтормаживания заднего внутреннего колеса и изменения крутящего момента двигателя.
В случае избыточной поворачиваемости, система предотвращает занос автомобиля в повороте путем подтормаживания переднего наружного колеса и изменения крутящего момента двигателя.
Для подтормаживания колес в работу включаются соответствующие системы активной безопасности.
Изменение крутящего момента двигателя система ESP осуществляет одним из следующих способов:
- путем изменения положения дроссельной заслонки;
- пропуском впрыска топлива;
- пропуском импульсов зажигания;
- изменением угла опережения зажигания;
- отменой переключения передачи в АКПП;
- перераспределением крутящего момента между осями (если используется полный привод).
Такая система, которая объединяет в себе систему курсовой устойчивости, рулевое управление и подвеску называется интегрированной системой управления динамикой автомобиля.
Дополнительные функции в системе динамической стабилизации
Электронный контроль устойчивости транспортного средства обладает следующими дополнительными функциями, а точнее системой:
- удаления влаги из тормозных дисков;
- повышения эффективности тормозов во время нагрева;
- стабилизации автопоезда;
- предотвращения столкновения;
- предотвращения опрокидывания;
- гидравлическим усилителем тормозов и прочие.
Данные системы не имеют практически своих конструктивных элементов. Они представляют собой программные расширения ESP.
- Roll Over Prevention (ROP) , являющаяся системой предотвращения опрокидывания, осуществляет стабилизацию движения автомобиля во время угрозы опрокидывания. Исключение опрокидывания происходит благодаря уменьшению поперечного ускорения, вследствие подтормаживания передних колес, а также уменьшения крутящего момента двигателя. При этом в тормозной системе дополнительное давление создаётся при помощи активного усилителя тормозов.
- Braking Guard , являющаяся технологией предотвращения столкновения, реализуется в автомобиле, который оснащён адаптивным круиз-контролем. Она обеспечивает опасности столкновения при помощи звуковых и визуальных сигналов. При этом во время критической ситуации происходит нагнетание в тормозной системе. Вследствие этого, насос обратной подачи автоматически отключается.
- Система стабилизации автопоезда реализуется в автомобиле, который оборудован тягово-сцепным устройством. Данная система предотвращает рыскание прицепа во время движения автомобиля. Это достигается благодаря торможению колёс, а также снижению крутящего момента.
- Fading Brake Support или Over Boost (FBS) является системой повышения эффективности тормозов во время нагрева, осуществляет предотвращение неполного сцепления тормозных колодок с дисками, которое возникает в процессе нагрева, при помощи дополнительного повышения давления в тормозном приводе.
- Система удаления влаги из тормозных дисков активируется при скорости более 50 км/час, а также при включенных стеклоочистителях. Система работает за счёт кратковременного повышения давления в передних колёсах. Благодаря этому происходит прижимание тормозных колодок к дискам, а также испарение влаги.