Неисправность стартера и причина возникновения
Стартер жужжит, но не крутит двигатель.
Указывает на то, что происходит замыкание электрической цепи и питание подается на щетки электродвигателя. Состояние электродвигателя работоспособное. Не происходит срабатывание удерживающей катушки втягивающего реле и не происходит перемещение бендикса. Шестерня бендикса не зацепляется за шестерню маховика. Электромотор работает в холостом режиме. Причина может иметь как механический, так и электрический характер.
Механическая часть. Усилие с втягивающего элемента реле передается на бендикс через пластиковый рычаг, имеющий форму ухвата. При высоком сопротивлении перемещению бендикса по валу ротора происходит поломка этой пластмассовой детали. Бендикс не переводится в рабочее положение, и стартер вращается без передачи крутящего момента на маховик.
Косвенной причиной поломки пластикового ухвата может быть износ зубьев на вале ротора электродвигателя или износ зубьев на ответной части бендикса. Для ремонта потребуется разобрать пусковой агрегат и заменить либо сам рычаг, либо рычаг и бендикс.
Другой механической причиной холостого хода стартера является разрушение зубьев на маховике двигателя. Неисправность относится к поломке двигателя и не связана напрямую с работой привода. На вероятность наличия такой неисправности может указывать срабатывание всех рабочих элементов стартера, раскрутка электродвигателя и перевод бендикса в рабочее положение, что фиксируется по характерному щелчку при повороте ключа зажигания.
Для подтверждения вероятности такой поломки следует сдвинуть автомобиль с включенной 3 или 4 передачей без включения зажигания на 0,5 м. Это приведет к смещению положения неисправной части маховика. Повторить запуск в штатном режиме поворотом ключа зажигания. Если мотор запускается, то необходимо проверить состояние маховика в условиях СТО.
Электрическая часть. Если стартер жужжит, но не крутит двигатель, то неисправность может быть локализована во втягивающем реле. Втягивающее реле, смонтированное на корпусе стартера и имеющие клеммы для электрического подключения, имеет две обмотки:
- втягивающую
- удерживающую
Назначение обмоток разное и поэтому они создают различное усилие. Втягивающая обмотка предназначена для замыкания контактных пятаков и передачи напряжения с аккумулятора на щетки электродвигателя. Удерживающая — предназначена для создания усилия, достаточного для надежного зацепления шестерни бендикса и зубчатого обода маховика двигателя. Работа на холостом ходе указывает на нормальное срабатывание втягивающей обмотки и замыкание контактов.
При межвитковом замыкании в удерживающей обмотке не происходит фиксация бендикса в рабочем положении и происходит его выброс из зацепления. Крутящий момент не передается на шатунно-поршневую группу и раскрутка двигателя не происходит. Ремонт выполняется заменой втягивающего реле. При отсутствии отдельно поставляемого реле стартер заменяется целиком.
Стартер не вращается при повороте ключа зажигания
Проблема в основном связана с электрической цепью. Причиной возникновения неисправности могут быть следующие элементы:
- контактная группа замка зажигания
- защитное реле
- втягивающее реле
- щеточный узел электродвигателя
Первоначально следует проверить работу реле стартера, расположенного в релейном блоке, заменив его на заведомо исправное. Реле стартера стандартное 4-х контактное. При достаточном навыке электрического монтажа можно использовать реле любого производителя, соблюдая правильность подключения.
Другой причиной неисправности является отсутствие контакта провода идущего от реле стартера к втягивающему реле. При недостаточной фиксации клеммы происходит выпадение провода из монтажного гнезда и не подается напряжение на втягивающую и удерживающую обмотки втягивающего реле. устраняется обжатием клеммы и восстановлением электрического подключения.
Неисправности втягивающего реле и щеточного узла устраняются переборкой стартера с выполнением замены неисправных деталей.
С механической стороны возможен износ подшипников скольжения ротора стартера и «прилипание» его к магнитам.
Типичные неисправности втягивающего реле и их признаки
Обрыв или замыкание в управляющей цепи. Могут случиться на любом отрезке — от замка зажигания, до клеммы на корпусе ВР. Эта категория включает: износ контактной группы самого замка, перегоревший предохранитель, замкнувшее реле блокировки, КЗ в жгутах проводки, окисление клемм в колодках. Поломка проявляется по‐разному. Чаще — полным отсутствием реакции устройства на попытки запуска. Иногда — стартер щелкает только вначале, пока не сядет батарея.
Подгорание контактной группы внутри устройства, из-за которого большой ток – не поступает на щетки электромотора, и он не крутится. Потеря проводимости из-за нагара, окисления «пятаков», сломанной, или съехавшей со своего места пластины — вторая по распространенности проблема реле стартера. При подобных неисправностях пусковое иногда щелкает, но не крутит шестерню.
Обрыв удерживающей обмотки в месте ее крепления к корпусу – из-за которого, вместо одного срабатывания, слышен целый «каскад» бесполезных щелчков. Бендикс не успевает входить в зацепление с зубьями маховика – его тут же отбрасывает назад. Автомобиль при этом выдает четкую картину коротких «холостых» срабатываний муфты со стуком, воем, треском или жужжанием. Случай не совсем подходит под определение: «щелкает реле, а стартер не крутит», но относится чисто к поломке втягивающего реле.
Замыкание ВО – при этой поломке стартер щелкает, но не может полностью вытолкнуть бендикс и подать питание на нижний силовой болт (к щеткам). Неисправность выявляется только при снятии с авто и поочередной «прозвонке» катушек.
Неисправности электрооборудования
Схема подключения стартера
Разделим возможные поломки на две части – на те, что имеют отношение непосредственно к стартеру, и на те, которые связаны с подачей на него напряжения.
Отсутствие подачи напряжения на стартер
Причинами отсутствия подачи питания на стартер могут быть:
- Разряженный аккумулятор. Эксплуатация авто (и АКБ в том числе) в режиме коротких поездок, при этом со включенными многочисленными потребителями (фары, подогрев руля и сидений, обогрев заднего стекла и т.д.) не способствует тому, чтобы генератор полностью восстанавливал заряд батареи. Да и сам аккумулятор, возможно, уже «не первой молодости». При холодном пуске требуется небольшое усилие для прокручивания коленвала поскольку компрессия в цилиндрах холодного двигателя меньше, так как на холодном двигателе зазоры между деталями шатунно-поршневой группы больше. После прогрева мотора зазоры, вследствие теплового расширения деталей, уменьшаются, из-за чего возрастает компрессия (давление) в цилиндрах, и стартер не крутит горячий двигатель.
- Для некоторых авто характерно «подгорание» контактов замка зажигания, когда машина не реагирует на ключ зажигания. Особенно эта «болезнь» свойственна для авто, у которых отсутствует дополнительное реле стартера – именно оно защищает контактную группу замка зажигания, не допуская излишнего искрения подвижных контактов. Но, даже если такое реле присутствует, то может и оно выйти из строя. В любом случае, цепь питания стартера можно проверить, замкнув металлическим предметом (отвёрткой) его «плюсовые» контакты. Если и после этого механизм не подаст «признаков жизни», то, скорее всего, неисправен сам стартер.
- Обязательно тщательно проверьте силовой «плюсовой» провод от АКБ, соединённый с втягивающим реле. Вполне возможно, когда-то плохо затянутая клемма на стартере обгорела. Также проверьте «минусовые» провода и их соединения с кузовом и двигателем.
Неисправности втягивающего реле стартера
https://youtube.com/watch?v=nSp7c0ln4G0
Основной причиной отказа работы этого узла является нарушение контакта между медными «плюсовыми» болтами и контактной пластиной. Со временем на их поверхностях появляется нагар (вследствие искрения), нарушая электрический контакт. Устраняется дефект зачисткой или заменой деталей, но, к сожалению, подавляющее большинство втягивающих реле имеют завальцованную крышку и поэтому практически являются неразборными. Ещё довольно часто имеет место нарушение контакта между клеммой и проводом, а также «отгнивание» этого контакта.
Проверка работоспособности стартера выполняется поэтапно
Проверка стартера вцелом
На первоначальном этапе происходит демонтаж устройства и его фиксация в тисках. Следует убедиться в том, что устройство надежно закреплено в тисках, но в то же время не сильно придавлено. Далее замыкаются контактные болты с помощью обрезки провода или любым взятым металлическим предметом. Если стартер функционирует, он придет в движение. Это означает, что причина поломки заключается, скорее всего, в неисправности тягового реле.
Проверка стартера с помощью аккумулятора
Проверка втягивающего реле
Проверка втягивающего реле стартера происходит следующим образом: с одной стороны используется реле на корпусе стартера и положительный вывод аккумулятора, а с другой – корпус стартера с отрицательной клеммой. Если причина не в реле, то якорь моментально выдвинет шестеренку наружу, произведя характерный щелчок.
Проверка втягивающего реле с помощью аккумулятора
Проверка якоря и щеток
Если первые два этапа не помогли выявить причину неисправности, следует проверить якорь стартера. Для этого нужно подать напряжение 12 Вольт напрямую на стартер, минуя втягивающее реле. Этим способом мы не сможем точно выяснить, что неисправно — обмотки якоря или щетки. Но при разборке стартера визуально можно легко диагностировать причину поломки, плюс можно будет прибегнуть к помощи мультиметра.
Проверка якоря и щеток аккумулятором
Неисправности и ремонт стартера
В процессе эксплуатации стартера часто возникают неисправности, которые можно диагностировать по основным признакам. В дальнейшем принимается решение о возможности ремонта или замены узла. Рассмотрим основные виды повреждений:
- Стартер прокручивает. Такая неисправность может быть вызвана нарушением целостности обгонной муфты или планетарного механизма. Ситуации часто встречаются при попадании жидкости в узел, длительном отсутствии обслуживания, чрезмерном нагреве или неправильной регулировкой топливного оборудования (на машинах с дизельным мотором).
- Стартер не крутит, а только щелкает. Причиной ситуации может быть отсутствие «минуса» на корпусе, нехватка тока, износщеток или повреждениебендикса. Нельзя исключать выход из строя ротора или замыкание стартера на «минус». Подобные неисправности могут возникнуть из-за попадания влаги внутрь и окисления, разряда аккумулятора, обрыва «массы» или попадания жидкости в электрический мотор стартера. В процессе диагностики нужно проверить изделие на факт износа, подгорание контактной группы и т. д.
- Стартерный механизм тяжело вращает. Неисправность может быть обусловлена замыканием статора / ротора на корпус, повреждение роторных втулок, замыкание щеточного узла. Чаще всего проблема обусловлена попаданием воды внутрь и, как результат, вымыванием смазки, разрушением изоляции статора / ротора, повреждением изоляторов щеток.
- Скрежет при пуске. Неисправность объясняется износом втулки обгонной муфты, вала или венца махового механизма. Причиной, как правило, является попадание внутрь воды и снижение эффективности смазывающего состава.
- Щелканье на горячую и работа на холодном моторе. Искать неисправность необходимо во втягивающем реле или пружинах щеточного узла. В первом случае возможно повреждение, а во втором — уменьшение твердости.
В ситуации, когда не заводится стартер, или возникают иные сложности в работе, необходим ремонт механизма. Общий алгоритм действий для грузовика имеет следующий вид:
Подготовьте рабочее место с хорошим освещением.
Снимите «минус» с АКБ.
Открутите гайку, которая удерживает провод на втягивающем реле, и снимите его.
Снимите «плюс» аккумуляторной батареи и провода, по которым подходит питание к стартеру.
Открутите пару гаек, удерживающих стартер.
Визуально осмотрите устройство на факт повреждений.
Подключите «плюсовой» провод к контакту втягивающего реле, а «минус» к корпусу
Обратите внимание на бендикс стартера. Если не работает, значит, нужно ремонтировать или менять реле.
Осмотрите шестеренки обгонной муфты, ведь из-за большой нагрузки они быстро истираются
Еслибендикс вращается в обе стороны, нужно его менять или венец махового механизма.
Обратите внимание на состояние шестеренки на факт сколов и иных проблем.
Проверьте втягивающее реле с позиции дефектов. Измерьте напряжение, осмотрите изоляцию на факт повреждений. Измерьте сопротивление, которое должно быть на уровне 1-1,5 Ом.
Осмотрите щетки. Проверьте сопротивление между пластинкой и держателем. В идеален параметр должен быть бесконечным. Оптимальная высота щеток — от 7 мм. В случае износа щетки меняются.
Проверьте ротор на факт дефектов. Проверьте сопротивление, чтобы выявить межвитковые замыкания.
Проведите диагностику статора. Осмотрите его на факт дефектов, проверьте качество посадки магнитов, измерьте сопротивление, которой должно быть около 10 000 Ом.
Осмотрите крышку, которая должна быть целой. Измерьте зазоры на факт соответствия требованиям. Проверьте целостность посадочных мест.
После завершения диагностики выполните замену или ремонт неисправных элементов стартера грузовика, а после этого верните узел на место. Сначала подвесьте его и зафиксируйте гайками, а после верните питающие провода. Последним крепится провод на втягивающем реле, а после него — «минус» на АКБ. Если для работы пришлось вывешивать двигатель грузовика, время вернуть его на место.
Пневматический
В некоторых газотурбинных и дизельных двигателях , особенно на грузовиках , используется пневматический самозапуск. В наземных транспортных средствах система состоит из турбины с редуктором, воздушного компрессора и напорного бака. Сжатый воздух, выпущенный из бака, используется для вращения турбины и через набор редукторов входит в зацепление с зубчатым венцом на маховике, как в электростартере. После запуска двигатель приводит в действие компрессор для зарядки бака.
Самолеты с большими газотурбинными двигателями обычно запускаются с использованием большого объема сжатого воздуха низкого давления, подаваемого от очень маленького двигателя, называемого вспомогательной силовой установкой , расположенного в другом месте самолета. В качестве альтернативы авиационные газотурбинные двигатели можно быстро запустить с помощью мобильного наземного пневматического пускового двигателя, называемого пусковой тележкой или пневматической пусковой тележкой .
На более крупных дизель-генераторах, установленных на крупных береговых установках и особенно на судах, используется пневматический пусковой механизм. Пневматический двигатель обычно приводится в действие сжатым воздухом под давлением 10–30 бар . состоит из центрального барабана о размере супа с четырьмя или более слотов , вырезанных в него , чтобы позволить лопасти должны быть размещены в радиальном направлении на барабане с образованием камер вокруг барабана. Барабан смещен внутри круглого кожуха, так что воздух для запуска попадает в область, где барабан и лопатки образуют небольшую камеру по сравнению с другими. Сжатый воздух может расширяться только за счет вращения барабана, что позволяет маленькой камере увеличиваться в размерах и помещает еще одну из выпуклостей во впускное отверстие для воздуха. Пневматический двигатель вращается слишком быстро, чтобы использовать его непосредственно на маховике двигателя; вместо этого используется большой редуктор, такой как планетарный редуктор, для снижения выходной скорости. Для включения маховика используется шестерня Bendix.
Осторожно, громкий звук. Пара пневмодвигателей на резервном дизельном генераторе мощностью 3300 кВт.. Поскольку в больших грузовиках обычно используются пневматические тормоза , система выполняет двойную функцию: подает сжатый воздух в тормозную систему
Пневматические стартеры обладают такими преимуществами, как высокий крутящий момент, простота механики и надежность. Они устраняют необходимость в больших, тяжелых аккумуляторных батареях в электрических системах первичного двигателя .
Поскольку в больших грузовиках обычно используются пневматические тормоза , система выполняет двойную функцию: подает сжатый воздух в тормозную систему. Пневматические стартеры обладают такими преимуществами, как высокий крутящий момент, простота механики и надежность. Они устраняют необходимость в больших, тяжелых аккумуляторных батареях в электрических системах первичного двигателя .
В больших дизельных генераторах и почти во всех дизельных двигателях, используемых в качестве тягача судов, используется сжатый воздух, воздействующий непосредственно на головку блока цилиндров. Это не идеально для дизелей меньшего размера, так как обеспечивает слишком сильное охлаждение при запуске. Кроме того, в головке блока цилиндров должно быть достаточно места для установки дополнительного клапана системы воздушного запуска. Система воздушного запуска концептуально очень похожа на распределитель в автомобиле. Распределитель воздуха соединен с распредвалом дизельного двигателя; В верхней части воздухораспределителя находится одинарный выступ, аналогичный тому, что находится на распределительном валу. Радиально вокруг этого выступа расположены роликовые толкатели для каждого цилиндра. Когда выступ распределителя воздуха ударяет по одному из толкателей, он посылает воздушный сигнал, который воздействует на заднюю часть пускового воздушного клапана, расположенного в головке цилиндров, заставляя его открыться. Сжатый воздух подается из большого резервуара, который поступает в коллектор, расположенный вдоль двигателя. Как только воздушный пусковой клапан открывается, сжатый воздух поступает, и двигатель начинает вращаться. Может использоваться на двухтактных и четырехтактных двигателях, а также на реверсивных двигателях. На больших двухтактных двигателях для запуска требуется менее одного оборота коленчатого вала.
Стартер крутит, но не заводится: дизель
Конструкция дизельных автомобилей отличается от классических, бензиновых агрегатов. Здесь воспламенение горючей смеси происходит по другому принципу, что накладывает собственные критерии к диагностике силовой установки.
Среди распространенных проблем особенно выступают такие. Отсутствие накала Наиболее часто встречается перегорание электрода накаливания. Проверка свечей выполняется исключительно при помощи специального оборудования. Отказ одного элемента вызывает троение или хлопки во время работы мотора. Если сами детали функционируют исправно, причина может скрываться в бронепроводах или силовом реле.
Некорректная подача топлива Распространенная проблема зимой – замерзание дизеля или запарафинивание фильтрующих элементов. При этом необходимо сменить очищающие сетки и отогреть машину в теплом боксе. Если дело происходит летом, поиск «корня зла» выполняется так.
- Ошибочное срабатывание противоугонного оборудования – сигналка отключается или ремонтируется.
- Проверяется состояние основного насоса и целостность топливных магистралей. Если шланг или трубка дала течь, через трещину может подсасывать воздух, что вызывает проблему.
- Выкручиваются форсунки из блока ДВС и тестируются на специальных стендах. Часто напорное отверстие засоряется после заливки низкокачественного горючего или езды по ухабам – осадок поднимается со дна бензобака и поступает на мотор.
- Если стартер крутит, а мотор даже не хватает (также нет дыма из выхлопной трубы) значит, солярка совсем не поступает в цилиндры. Первым делом проверяется исправность топливного насоса высокого давления (ТНВД) и его приводного насоса.
- Далее диагностируются все магистрали для каждой форсунки персонально.
- Калибровка угла подачи дизеля. Ремень ТНВД может перескочить или порваться, что спровоцирует неправильное впрыскивание жидкости.
Общие проблемы
Также причиной того, что стартер крутит но не запускается двигатель бывают общие проблемы, характерные для всех автомобилей, независимо от типа потребляемого горючего или схемы его подачи. В качестве основных выступают такие. Заклинивание навесного оборудования Заклинивание привода ГУР, генератора или компрессора охладителя. Застопорившийся агрегат может препятствовать проворачиванию коленчатого вала. При запуске мотора необходимо посмотреть свободно ли проворачиваются все шкивы.
Снижение компрессии Потеря необходимого давления внутри рабочих цилиндров может способствовать утеканию горючей смеси в картерный отсек или выпускной коллектор. Здесь может быть несколько источников.
- Залегание поршневых колец. Уставшие уплотнители могут закоксоваться или даже лопнуть, что непременно приводит к потере номинального давления.
- Износ или эллипсность цилиндров. Это крайний случай, когда требуется капитальный ремонт ДВС.
- Загибание или дефекты клапанов. Вставки могут отломаться или неплотно прилегать к ГБЦ.
- Разрыв ремня ГРМ – предшественник вышеуказанного случая.
- Образование дефектов термического или механического происхождения. Сюда относятся трещины, сколы или царапины в блоке, поведенная от перегрева ГБЦ. Также нарушение конструкции коленвала и его креплений (вкладыши, шатуны, пальцы).
- Самая страшная причина – заклинивание двигателя (стуканул мотор). В таком случае требуется полная замена агрегата, что чревато затратами сопоставимыми с 50% стоимости авто.
- Самая комичная ситуация – внутри бака банально нет горючего. Как правило, подобное вызывается неисправностью поплавка или соответствующего датчика. Лечится проблема посещением АЗС.
Причин того, что стартер крутит но не запускается двигатель может быть множество. Быстро и точно найти «корень зла» сможет квалифицированный механик или автолюбитель с большим опытом.
голоса
Рейтинг статьи
Неисправность стартера
Если при запуске двигателя стартер издает один громкий щелчок и больше ничего не происходит, в 100%!случаев это вызвано неполадками в самом модуле. Один щелчок свидетельствует о том, что заряд доходит до стартера, так как реле щелкает. При этом выход из строя реле исключается. Причиной проблемы с функционированием этого модуля может быть нестабильный заряд, который до него доходит. В таком случае следует попробовать запустить двигатель еще раз, и повторять попытки с интервалом 20 секунд. Возможно, со 2-й или 3-й попытки у вас получится завести машину. Если двигатель так и не завелся, исследуйте такие потенциальные причины неисправности:
- вышел из строя бендикс стартера;
- сломалось втягивающее устройство;
- главная обмотка стартера оборвалась;
- замыкание обмотки;
- изношены щетки и втулки.
В последнем случае необходимо лишь заменить вышедшие из строя составляющие.
В любом случае, вне зависимости от причины, по которой возникла данная неполадка, первым делом следует осмотреть и проверить все видимые снаружи контакты. Нередко стартер перестает выполнять нормально свои функции из-за слабого контакта в том или ином узле. Также довольно частой причиной является нестабильный заряд. В таком случае достаточно лишь повторить попытку запуска двигателя несколько раз. Скорее всего, после двух-трех попыток вам удастся завести двигатель, и подобная ситуация не повторится при следующих запусках.
Даже если в итоге вам удалось завести двигатель с какой-то попытки, не стоит считать проблему решенной. В противном случае в какой-то момент автомобиль просто перестанет заводиться и вам придется искать альтернативные способы запуска двигателя. Не стоит решать проблему заменой стартера.
Автомобиль давно перестал быть роскошью. Представить жизнь без машины нынче трудно. Многие люди ездят на авто ежедневно и по любой потребности — на работу, учебу, дачу, по магазинам, на отдых. И поэтому становится очень плохо, когда автомобиль не заводится. Рушатся планы, отменяются встречи, люди теряют деньги!
Ситуации, когда стартер работает, но авто все равно не заводится, мы разберем в другой раз. А сейчас — о том, что делать, если не крутит стартер на Приоре.
Для начала поймем, как работает стартер, каково его устройство. Электродвигатель с шестеренкой, которая зацепляется с маховиком двигателя и крутит его при запуске. Все это упрятано в корпус, на котором крепится втягивающее реле. Оно предназначено для ходом шестеренки и подачи питания на электромоторчик.
Когда вы поворачиваете ключ зажигания, ток подается на реле. С помощью электромагнита оно втягивается, при помощи специального механизма передвигает при этом шестеренку и запускает двигатель путем замыкания контактов. Когда ключ отпускается, на магнит втягивающего реле питание перестает подаваться, происходит срабатывание реле в другую сторону и контакты размыкаются. Итак, мы знаем, как в общих чертах выглядит принцип работы стартера, соответственно теперь нам будет проще понять, отчего на Приоре не крутит стартер.
Если при повороте ключа зажигания раздаются щелкающие звуки, а лампочки на панели приборов гаснут — возможно, дело в аккумуляторе. Его необходимо проверить, подзарядить, долить электролита или заменить. Аккумулятор в порядке? Тогда ситуация становится интереснее. Проверьте провода, которые идут от аккумулятора. Если они греются, проверьте их контакт с аккумулятором. Снимите с клеммы, зачистите, смажьте их (бывает, происходит окисление) и установите обратно.
Посмотрите соединение клеммы массы с кузовом. Если нужно — зачистите данное соединение. Проверьте место соединения клеммы «плюс» и стартера. Определите, поступает ли питание на втягивающее реле от замка зажигания. Для этого нужно отсоединить разъём от реле, и повернув ключ зажигания «на старт» замерить напряжение на разъеме.
Все еще не крутит стартер Приоры? Тогда придется снять его с машины и проверить.
Процедура снятия выглядит так: отсоедините клеммы аккумулятора, открутите и снимите воздушный фильтр, отверните и снимите провод «плюс» от стартера. Затем отсоедините разъем от реле, отверните гайки крепления стартера и снимите его. Мы уже куда ближе подобрались к решению вопроса, почему у Приоры стартер не крутит. Теперь берем провода для прикуривания («крокодилы») и соединяем ими провод «минус» аккумулятора и корпус стартера. Плюсовой замыкаем на разъем реле, после чего должно произойти срабатывание и выброс шестеренки вперед. Если нет — меняйте втягивающее.
Можно зацепить минусовой провод на корпус стартера, а плюсовой — на нижний вывод втягивающего реле. Электромотор не сработал? Виноваты, скорее всего, щетки электродвигателя.
Неисправность стартера и причина возникновения
Стартер жужжит, но не крутит двигатель.
Указывает на то, что происходит замыкание электрической цепи и питание подается на щетки электродвигателя. Состояние электродвигателя работоспособное. Не происходит срабатывание удерживающей катушки втягивающего реле и не происходит перемещение бендикса. Шестерня бендикса не зацепляется за шестерню маховика. Электромотор работает в холостом режиме. Причина может иметь как механический, так и электрический характер.
Механическая часть. Усилие с втягивающего элемента реле передается на бендикс через пластиковый рычаг, имеющий форму ухвата. При высоком сопротивлении перемещению бендикса по валу ротора происходит поломка этой пластмассовой детали. Бендикс не переводится в рабочее положение, и стартер вращается без передачи крутящего момента на маховик.
Косвенной причиной поломки пластикового ухвата может быть износ зубьев на вале ротора электродвигателя или износ зубьев на ответной части бендикса. Для ремонта потребуется разобрать пусковой агрегат и заменить либо сам рычаг, либо рычаг и бендикс.
Другой механической причиной холостого хода стартера является разрушение зубьев на маховике двигателя. Неисправность относится к поломке двигателя и не связана напрямую с работой привода. На вероятность наличия такой неисправности может указывать срабатывание всех рабочих элементов стартера, раскрутка электродвигателя и перевод бендикса в рабочее положение, что фиксируется по характерному щелчку при повороте ключа зажигания.
Для подтверждения вероятности такой поломки следует сдвинуть автомобиль с включенной 3 или 4 передачей без включения зажигания на 0,5 м. Это приведет к смещению положения неисправной части маховика. Повторить запуск в штатном режиме поворотом ключа зажигания. Если мотор запускается, то необходимо проверить состояние маховика в условиях СТО.
В технически сложных стартерах с планетарным редуктором возможна поломка зубьев редуктора. При этом требуется замена агрегата целиком. Планетарный редуктор не поставляется в качестве запасной части.
Электрическая часть. Если стартер жужжит, но не крутит двигатель, то неисправность может быть локализована во втягивающем реле. Втягивающее реле, смонтированное на корпусе стартера и имеющие клеммы для электрического подключения, имеет две обмотки:
Назначение обмоток разное и поэтому они создают различное усилие. Втягивающая обмотка предназначена для замыкания контактных пятаков и передачи напряжения с аккумулятора на щетки электродвигателя. Удерживающая — предназначена для создания усилия, достаточного для надежного зацепления шестерни бендикса и зубчатого обода маховика двигателя. Работа на холостом ходе указывает на нормальное срабатывание втягивающей обмотки и замыкание контактов.
При межвитковом замыкании в удерживающей обмотке не происходит фиксация бендикса в рабочем положении и происходит его выброс из зацепления. Крутящий момент не передается на шатунно-поршневую группу и раскрутка двигателя не происходит. Ремонт выполняется заменой втягивающего реле. При отсутствии отдельно поставляемого реле стартер заменяется целиком.
Стартер не вращается при повороте ключа зажигания
Проблема в основном связана с электрической цепью. Причиной возникновения неисправности могут быть следующие элементы:
- контактная группа замка зажигания
- защитное реле
- втягивающее реле
- щеточный узел электродвигателя
Первоначально следует проверить работу реле стартера, расположенного в релейном блоке, заменив его на заведомо исправное. Реле стартера стандартное 4-х контактное. При достаточном навыке электрического монтажа можно использовать реле любого производителя, соблюдая правильность подключения.
Низкая компрессия
Другая причина, когда на холодную стартер крутит в холостую, – это сам ДВС. Если компрессия двигателя недостаточна для нормального сжатия топливной смеси, то запустить мотор не получится. Также коленчатый вал может вращаться с сопротивлением – это тоже влияет на запуск.
Одними из самых простых причин является все, что связано с человеческим фактором. Например, пустой бак или низкий уровень топлива. В некоторых авто бак сделан так, что если машина стоит на горке, а уровень топлива в баке низкий, то насос не может закачать нужную порцию бензина. Запустить двигатель не удастся. Это же касается и свечей. Стартер может крутить двигатель до тех пор, пока не сядет аккумулятор, но мотора не запустится по причине неисправных свечей.
Механические неисправности
В основном механические проблемы проявляют себя тем, что стартер работает, но коленвал не вращается.
Однако есть одно исключение – изношенные вкладыши подшипника скольжения.
В этом случае может исчезнуть зазор между ротором и обмоткой статора и стартер перестанет вращаться вообще.
Эта поломка определяется после снятия узла – достаточно попробовать – не ходит ли в носке вал ротора.
Если вращение есть, но на коленвал оно не переделается, виноваты могут быть следующие детали:
- Сносились ролики в зажимном устройстве бендикса.
- Износились зубцы шестеренки бендикса.
- Сломалась подающая вилка.
- На венце маховика двигателя обломалось несколько зубцов.
Проблема с маховиком определяется по скрежету при запуске. Особенно характерно, когда маховик приходит во вращение и тут же перестает крутиться с возникновением скрежета.
Часто проблема в износившейся вилке, которая соскочила со своего места и не выдвигает бендикс вперед.
На стартер подается мощный ток, поэтому пятаки контактов подвергаются значительному воздействию искровой коррозии.
Через некоторое время их поверхность выгорает, со временем приводя к отсутствию контакта.
Подгоревшие пятаки контактов.
Подгоревшие контакты – самая распространенная причина того, что стартер перестает крутить или то вращается, то нет, при этом реле исправно срабатывает.
Для ремонта нужно:
- Снять крышку реле, для этого нужно выкрутить крепеж, удалить гайки на медных болтах, также понадобится распаять контакты и развальцевать корпус отверткой.
- С помощью наждачной бумаги тщательно очистить выгоревшие контакты.
- При сильной коррозии контакты чистятся при помощи наждачного круга или нуждаются в полной замене.
- Контактную пластину на штоке достаточно повернуть гладкой обратной стороной.
Это происходит по вине:
- Заедания втягивающего реле.
- Слипшихся контактов на реле.
- Рычага привода (заевшего, слетевшего с креплений).
- Обратная пружина ослабла или сломалась.
Для починки придется глушить мотор, и снимать узел для разборки.
Обычно о скорых проблемах со стартером можно узнать заранее, если быть внимательным.
О будущей поломке могут свидетельствовать следующие симптомы:
- Включить стартер удается только после нескольких поворотов ключа. При этом звук втягивающего реле слышен. Пора чистить подгоревшие контакты.
- Стартер с трудом крутит маховик, при этом аккумулятор исправен и хорошо заряжен. Скорее всего стерлись щетки, выгорел коллекторный узел или из-за выработки подшипника появилось биение ротора.
- При выключении питания стартера он не сразу выходит из зацепления с маховиком. Причинами могут быть износившиеся зубцы шестерни маховика или бендикса, а также ослабшая возвратная пружина.