Диагностика автомобиля — это первый этап любого ремонта, потому что при наличии любых неполадок сначала нужно понять, какой механизм или элемент вышел из строя. Рассказываем, как проводят диагностику и в каких случаях она необходима. Помогут нам разобраться в этом эксперты сайта компании
Что такое диагностика и когда её проводят
Диагностика представляет собой проверку систем, агрегатов, механизмов и элементов автомобиля. Её проводят для того, чтобы выявить износ деталей, утечки масел и технических жидкостей, а также наличие механических повреждений.Чаще всего диагностику делают, если какая-то система работает неправильно. Неполадки могут проявляться посторонними шумами при работе агрегатов или при движении машины. На приборной панели могут появляться индикаторы, сообщающие о наличии неисправности. Если есть серьёзная поломка, то двигатель может не запускаться или автомобиль может быть обездвижен. После ночной стоянки под машиной могут скопиться лужи масла или других технических жидкостей. Это означает разгерметизацию системы.
Во всех этих случаях потребуется диагностика автомобиля. Но не при любой неисправности можно передвигаться на автомобиле. Например, если в системе смазки двигателя нет нужного давления, то возникает повышенное трение, и агрегат может заклинить. Тогда придётся проводить дорогой ремонт. Поэтому при обнаружении неполадки лучше проконсультироваться с мастерами сервиса, где обслуживают машину. Если они скажут, что движение автомобиля запрещено, то нужно вызвать эвакуатор.Также диагностика может быть профилактической мерой. Сотрудники техцентров рекомендуют проводить её при каждом регламентном техническом обслуживании автомобиля, то есть каждые 8000–10 000 км. В некоторых сервисах диагностику проводят бесплатно при обслуживании или ремонте. Так можно выявить неполадки на ранней стадии и избежать дорогостоящего ремонта или аварийной ситуации.Диагностику автомобиля нужно провести перед дальней поездкой, чтобы в дороге не произошло неприятностей. Это важно ещё и потому, что за пределами крупных городов мало автосервисов, где делают качественный ремонт.Диагностику обязательно проводят перед покупкой автомобиля — чтобы понимать, в каком состоянии его системы и механизмы. Обнаруженные неполадки могут стать аргументом при торге.
Как проводят диагностику в техцентре
Существует несколько способов диагностики автомобиля. Проверка некоторых систем требует специализированного оборудования. Часто для диагностики одного узла могут использовать две или несколько методик.
Визуальный осмотр
С помощью визуального осмотра можно выявить дефекты лакокрасочного покрытия кузова и очаги ржавчины. Для этого сначала автомобиль осматривают снаружи. Затем проверяют скрытые области — например, нижнюю часть дверей или пространство под уплотнителями стёкол. В скрытых местах — под различными защитными элементами — часто скапливается влажная грязь и соли, поэтому там происходит окисление металла. Затем автомобиль поднимают на подъёмнике и осматривают днище. Поскольку эта часть кузова наиболее подвержена воздействию влаги, солей и реагентов, на ней чаще всего можно обнаружить очаги коррозии.
С визуального осмотра начинают оценку повреждений кузова. Мастера определяют целесообразность восстановления деталей. Иногда элемент проще и дешевле заменить, чем ремонтировать. Но при оценке таких дефектов может понадобиться демонтировать детали. Это нужно для того, чтобы убедиться в отсутствии скрытых повреждений.При визуальном осмотре можно выявить течи масла и других технических жидкостей из агрегатов. Например, двигатель осматривают сверху и снизу. Если проверяют состояние коробки передач или редуктора, то их можно осмотреть только снизу.Визуально можно определить состояние приводных ремней — например, ремня генератора, гидроусилителя или газораспределительного механизма (ГРМ). Для осмотра ремня ГРМ может понадобиться снять защитную крышку.Также можно обнаружить дефекты элементов ходовой части и подвески. Например, пришедший в негодность амортизатор можно определить по подтёкам масла, а сайлентблок — по трещинам на резиновой части элемента.В подкапотном пространстве можно обнаружить обрывы проводки или окисление контактов — на них будет характерный налёт. Также можно увидеть запотевание или влагу в корпусах фар и фонарей.Ещё при визуальном осмотре мастера оценивают уровень технических жидкостей. Например, уровень масла двигателя можно определить по специальным отметкам на щупе. Но щуп есть не во всех современных автомобилях — его часто заменяет датчик. На бачках с антифризом и тормозной жидкостью нанесены специальные отметки, по которым можно определить объём состава в системе. В некоторых коробках передач есть щуп, по которому можно оценить уровень масла.
Визуально можно оценить состояние тормозных колодок и дисков, а также барабанов. Проще всего увидеть уровень износа элементов, если снять колесо. В случае с барабанами нужно будет снять не только колесо, но и внешнюю часть механизма.
Механические нагрузки
При помощи механических воздействий проверяют состояние элементов подвески и ходовой части. Нагрузки выявляют люфт в местах соединений деталей. Он говорит об износе или повреждениях резинометаллических элементов. Для этого автомобиль нужно установить на подъёмник. Затем на элементы оказывают давление, как бы раскачивая их. Если деталь исправна, то люфта не будет. Если до детали сложно дотянуться рукой, то используют специальный металлический инструмент, похожий на толстый прут.
Также с помощью механических воздействий проверяют состояние ступичных подшипников. Для этого машину устанавливают на подъёмник, а колесо раскачивают в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Если обнаружат люфт — подшипник нужно будет заменить.Ещё механическими воздействиями проверяют состояние амортизаторов. В этом случае машина должна стоять на ровной плоскости. Переднюю или заднюю части раскачивают в вертикальной плоскости, а затем резко убирают нагрузку. Если после этого машина сделала больше одного «кивка», то амортизаторы пора менять. Если машину не удалось раскачать, то есть вероятность, что амортизаторы заклинило.
Компьютерная диагностика
Современные автомобили оснащены большим количеством датчиков и блоков управления. Если элемент или механизм работает неправильно или не работает совсем, в блоке управления фиксируется ошибка. Она сохраняется в виде специального кода. Для разных марок автомобилей предусмотрены свои коды. Чаще всего при возникновении ошибки на приборной панели появляется индикатор, который сообщает водителю, что нужно обратиться в сервис.Чтобы считать и расшифровать код ошибки, понадобится специальный компьютерный сканер. Это может быть автономное устройство или адаптер, который передаёт информацию в компьютер. Если используют компьютер, то также понадобится программное обеспечение. С помощью компьютерной диагностики можно не только расшифровать коды ошибок, но и проверить параметры работы систем в реальном времени.
Диагностика с помощью специализированного оборудования
Для некоторых типов диагностики могут понадобиться специальные инструменты или оборудование. Например, состояние свечей зажигания можно проверить визуально. Но чтобы извлечь элементы, потребуется специальный свечной ключ.Для проверки состояния тормозной жидкости используют специальный тестер, который указывает на процент содержания воды в составе. Если её более 4%, то жидкость нужно поменять.
Для проверки антифриза используют рефрактометр — прибор, который измеряет преломление света в среде. С его помощью можно определить температуру замерзания антифриза, а значит — можно ли использовать жидкость при отрицательных температурах зимой.
Работоспособность аккумулятора можно проверить с помощью мультиметра или нагрузочной вилки. Также мультиметром проверяют работу генератора.С помощью эндоскопа проверяют состояние внутренних поверхностей цилиндров — ищут задиры. Миниатюрную камеру помещают в цилиндр через посадочное отверстие свечи.Дымогенератором проверяют герметичность магистралей двигателя — ищут так называемые подсосы воздуха. В двигатель нагнетают дым, а затем наблюдают, будет ли он покидать систему. Так можно определить место разгерметизации.Углы установки колёс проверяют на стенде для настройки схода-развала. К колёсам крепят датчики, а компьютер считывает их положение. Так можно выявить нарушения углов установки колёс или геометрии подвески.
Какую диагностику можно провести самостоятельно
Для профессиональной диагностики нужно профильное оборудование, которое стоит дорого. Но некоторые операции можно выполнить и без него. Например, можно осмотреть кузов на предмет наличия дефектов лакокрасочного покрытия или ржавчины. Без подъёмника невозможно осмотреть днище, но можно заглянуть под машину и проверить состояние порогов.Также можно проверить уровень технических жидкостей — масла в двигателе, тормозной жидкости, антифриза. Если физического масляного щупа нет, то проверить уровень масла во многих моделях можно с помощью внутренней диагностики через бортовой компьютер.Ещё можно проверить наличие течей масла и других жидкостей двигателя. Для этого нужно открыть капот и внимательно осмотреть силовой агрегат. Если всё в порядке, то двигатель будет сухой. Если есть подтёки или запотевания (следы масла на стыках деталей и элементов магистралей), то нужно обратиться в сервис.
Можно купить недорогой сканер для компьютерной диагностики. Некоторые устройства стоят в пределах 1000 ₽ и могут расшифровать большую часть ошибок. Также сканеры могут сбросить ошибку — удалить её из системы.
Состояние ремней можно проверить визуально. Если на ремне есть трещины или материал начал расслаиваться, то его пора менять.Если раскачать переднюю или заднюю часть машины, то можно проверить работоспособность амортизаторов. Но без опыта можно будет выявить только серьёзные неполадки — если амортизатор полностью пришёл в негодность.Также при эксплуатации автомобиля нужно обращать внимание на посторонние шумы — например, при работе двигателя или при передвижении по неровной поверхности. Если заметили посторонние звуки или необычное поведение автомобиля — нужно провести диагностику в сервисе.