Зачем нужно охлаждение масла в АКПП
Итак, если владелец намерен увеличить срок службы масла в автомате и ресурс такой коробки, допрадиатор охлаждения АКПП может потребоваться как для новых авто, так и для моделей, которым 10 лет и более
Важно понимать, что масло в коробке автомат под нагрузками подвержено достаточно сильному нагреву (доходит до отметки около 100 градусов по Цельсию). Не трудно догадаться, что такой нагрев сильно ухудшает свойства самой жидкости, также перегретое масло оказывает определенное негативное воздействие на различные элементы АКПП, тем самым сокращая ресурс агрегата
Еще добавим, что коробка вариатор также может иметь гидротрансформатор. Получается, для CVT с ГДТ дополнительное охлаждение трансмиссионного масла также никак не будет лишним.
Не трудно догадаться, что такой нагрев сильно ухудшает свойства самой жидкости, также перегретое масло оказывает определенное негативное воздействие на различные элементы АКПП, тем самым сокращая ресурс агрегата. Еще добавим, что коробка вариатор также может иметь гидротрансформатор. Получается, для CVT с ГДТ дополнительное охлаждение трансмиссионного масла также никак не будет лишним.
Главное, добиться того, чтобы коробка работала в штатном режиме, то есть когда поддерживается оптимальная рабочая температура АКПП. В среднем, нормой для разных типов автоматов можно считать отметку 65-95 градусов. Если же нагрев превышает показатель в 100 градусов (как на машинах со штатным радиатором охлаждения автомата, так и без него), нужно срочно принимать меры.
В противном случае АКПП начнет перегреваться со всеми вытекающими последствиями:
- трансмиссионное масло по нагреву имеет предел на отметке 130 градусов. При этом в случае «тянучки» в пробках на жаре, агрессивной манере езды, буксировке прицепа и т.д. масло в АКПП легко можно перегреть. Вполне логично, что АTF начинает подгорать, свойства жидкости ухудшаются, продукты распада масла быстро загрязняют коробку, увеличивается общий износ автомата;
- от высоких температур сильно страдают фрикционы (фрикционные диски АКПП). Не вдаваясь в подробности, фрикционы конструктивно состоят из мягких элементов, при этом их сильный нагрев приводит к разрушению;
- сильный нагрев масла также может вывести из строя соленоиды АКПП и клапанную плиту (гидроблок), а также проводку. Что касается проводки, аналогично пластиковым соленоидам, провода при избыточном нагреве попросту плавятся;
Сам гидроблок и установленные в нем соленоиды фактически являются каналами для циркуляции ATF и клапанами, которые их перекрывают. При этом соленоиды, выполняющие функцию клапанов, на современных АКПП изготовлены не из металла, а из пластика. Перегрев масла приводит к деформации и оплавлению. Излишний нагрев также может затронуть и гидроблок, особенно если плита «облегченного» типа.
- также следует добавить, что перегретое масло в АКПП не способно обеспечить необходимой смазки нагруженных элементов. В таком случае увеличивается механический износ, затрагивающий планетарные шестерни и другие детали трансмиссии;
Симптомы перегрева
О превышение нормы рабочей температуры АКПП подскажет лампочка перегрева или падения давления уровня жидкости на панели бортового компьютера. Если же цвет индикатора масла не горит красным, то состояние АКПП может выдать ее поведение. Для лучшего понимания связи симптомов и причин их появления информация сведена в таблицу.
Проблема | Причина |
Толчки при переключении передачи | Нагретое масло, загрязненное продуктами износа, забивает соленоиды и тонкие каналы гидроблока, что приводит к падению давления. Фрикционные диски перестают сжиматься, буксуют друг об друга, что и приводит к жесткой работе коробки. |
Передачи переключаются с задержкой | |
Повышенная передача сбрасывается на пониженную | |
Запах горелого масла | ATF начала пригорать. |
Свойства
Отметим основные свойства, которыми обладают гидромуфты:
- Ведомые и ведущие валы действуют вне зависимости друг от друга. К примеру, когда ведомый вал находится в покое, то в это время ведущий вал может функционировать или соответствовать промежуточному значению угловой скорости. Но отметим, что значение последней не может равняться скорости вращения ведущего вала. Обычно её значения меньше на 2 – 3%.
- Именно гидравлические муфты смогут обеспечить плавное начало движения транспорта и плавный набор разгона.
- Строение организовано таким образом, что в ней отсутствуют детали, которые тесно соприкасаются между собой. Другими словами отсутствует процесс трения деталей, а следовательно, их износ сводится к минимуму.
- Гидромуфта сдерживает крутильные колебания.
- С её помощью обеспечивается бесшумное функционирование передач.
- Обеспечивается высокие показатели коэффициента полезного действия, до 0,96 – 0,98.
- Высокая степень надёжности при эксплуатации.
С их помощью можно организовать управление, как на дистанционном, так и на автоматическом уровне.
Периодичность замены масла
Сначала разберем, через сколько производится замена расходного материала в автоматической коробке переключения передач 2AFS или другой КПП. В зависимости от производителя транспортного средства, интервалы смены смазочных жидкостей могут быть разными. В некоторые автомобили расходный материал заливается на весь срок службы машины, его замена не предусматривается концерном. Но даже в этом случае смазка нуждается в замене, поскольку со временем она теряет свои свойства. Если произойдет утечка жидкости или агрегат поломается, коробку придется ремонтировать, что также приведет к необходимости замены.
В среднем ресурс эксплуатации смазочного материала в коробке автомат составляет около 50 тысяч километров. При этом смазку надо регулярно обновлять после последующих 20 тысяч км пробега методом слива около 40% вещества из агрегата. Автовладелец может сменить расходный материал полностью или частично.
Признаки необходимости замены
Часто автовладельцы меняют смазку при появлении таких признаков:
- В работе агрегата стали появляться шумы и нехарактерные для его функционирования звуки. Они могут проявляться на холодную. Но по мере прогрева двигателя звуки будут пропадать. Часто шумы не исчезают после нагрева мотора и трансмиссии.
- Утечка жидкости. Для ремонта потребуется снять агрегат и произвести замену вышедших из строя элементов. После этого потребуется замена смазки, поскольку часть ее уже вышла. Если вы знаете, какое масло было залито, то после ремонта можно просто добавить жидкость. Но лучше ее полностью поменять. Это обусловлено тем, что в ходе проведения ремонтных работ в систему трансмиссии могут попадать мусор и пыль, которые приведут к неполадкам в работе АКПП.
- Рычаг коробки передач стал вибрировать. Иногда появление вибрации обусловлено тем, что «троит» двигатель. Но если силовой агрегат работает нормально, а рычаг КПП вибрирует, возможно, причина заключается в использовании некачественной жидкости.
- Передачи на коробке стали переключаться дольше и жестче. Агрегату надо больше времени, чтобы выполнить переключение скорости и увеличить или уменьшить обороты.
- Пинки и толчки при переключении передач. Один из основных признаков необходимости замены. Такой симптом иногда связывают с поломкой конструктивных элементов коробки.
- Масло изменило свой цвет, стало более темным, в нем появились отложения. Наличие отложений — первый признак необходимости замены. Если расходный материал теряет свои свойства и не может качественно смазывать детали, он обычно становится более темным. Наличие отложений говорит о невозможности выполнения возложенных на масло характеристик. Если в смазке имеются продукты износа, то агрегат надо не только промывать, но и ремонтировать.
- Появление запаха гари в салоне авто. Если откроете коробку и услышите, что этот запах исходит от масла, то смазочное вещество пора менять.
Канал Сделано в гараже обнародовал ролик, в котором показан процесс самостоятельной смены смазочного вещества в автоматической трансмиссии.
Другие радиаторы
само собой хондоводы любят менять старый радиатор на новый, более толстый, и тут как раз таки можно посмотреть что нибудь интересное, например толстый HD2020 AVA радиатор — в 27мм против стандартного в 14мм. Первоначально такой радиатор стоял на HRV с номером 19010-PEL-J01. Так же многие любят ставить радиаторы от Integra DB6 ZXI например или Honda SMX. Эти радиаторы занимают все пространство за телевизором и подходят лишь тем кто не имеет кондиционера, но я думаю это уже излишество для городского автомобиля. Многие считают что установив большой радиатор зимой ухудшит прогрев двигателя. Как писалось выше, при прогреве до 78 градусов термостат закрыт. В этом режиме «образно» радиатор можно вообще выкинуть. Далее в рабочем диапазоне ОЖ проходит через большой круг, но опять таки вентилятор не включится и не не начнет охлаждать радиатор пока второй датчик не покажет температуру выше 90 градусов.
Толстый радиатор устанавленный в штатное место
Установка дополнительного радиатора
Проблемы с нагревом АКПП возникают у владельцев таких автомобилей, как Шевроле и ему подобных. Потому что рабочая температура двигателя у этих автомашин достигает 115 градусов. А коробка передач не имеет отдельного радиатора охлаждения масла автоматической КПП. В результате автомат автомобиля, еще не проездив свои законные 60000 километров, начинает пинаться, терять набор скорости, и автовладелец получает полуразрушенную коробку в ремонте.
В таком случае АКПП этого автомобиля спасет установка универсального радиатора АКПП. У машины перестанет нагреваться автомат, когда двигатель автомобиля набирает обороты выше положенных узлов, при которых трансмиссионная жидкость будет оставаться при оптимальной температуре. Увеличится длительность выработки механических деталей, а значит от ремонта и до ремонта автомобиль будет набирать положенное количество километража.
Режим блокировки
Для того, чтобы справиться с основными недостатками гидротраснформатора (низкий КПД и плохая динамика автомобиля), был разработан механизм блокировки. Принцип его работы схож с классическим сцеплением. Механизм состоит из блокировочной плиты, которая связана с турбинным колесом (а следовательно, с первичным валом КПП) через пружины демпфера крутильных колебаний. Плита на своей поверхности имеет фрикционную накладку. По команде блока управления трансмиссией, плита прижимается накладкой к внутренней поверхности корпуса гидротрансформатора при помощи давления жидкости. Крутящий момент начинает передаваться напрямую от двигателя к коробке передач без участия жидкости. Таким образом достигается снижение потерь и более высокий КПД. Блокировка может быть включена на любой передаче.
Как не допустить перегрева коробки-автомат: рекомендации по эксплуатации
Наиболее распространенной причиной перегрева АКПП является нарушение правил по эксплуатации автомобиля. Предотвратить перегрев трансмиссии можно придерживаясь следующих рекомендаций:
- Не допускать резких стартов с места или постоянного переключения коробки на кик-даун;
- Избегать пробуксовок АКПП или автомобиля, не буксировать и не тягать сторонний груз;
- Своевременно проводить замену системы фильтрации и трансмиссионной жидкости в коробке;
- Следить за техническим состоянием двигателя и навесного оборудования.
Обратите внимание! Качество трансмиссионного масла напрямую влияет на работоспособность коробки-автомат. Использование контрафактного или неоригинального масла может привести к недостаточному смазыванию и охлаждению комплектующих внутри АКПП, что ускорит выработку запаса прочности всех элементов трансмиссии
Помните, для стабильной работы АКПП важно не экономить на ТО и проводить своевременную замену расходников оригинальными комплектующими
Как работает система охлаждения
Существуют различные виды радиаторов, которые отвечают за охлаждение рабочей жидкости внутри автоматической коробки передач.
Но схема работы системы выглядит примерно одинаково. Она включает в себя несколько основных элементов:
- Насос. Специальное устройство, обеспечивающее создание давления внутри системы. Способствует перекачки масла от подвижных элементов АКПП к бункеру.
- Маслоприёмник. Он же бункер. Включает в себя прямоугольное тело, с двух сторон которого предусмотрены патрубки. Бункер может находиться внутри радиатора охлаждения двигателя или в нижней части поддона. Расположение позволяет достигать эффективного охлаждения.
- Фильтр. Обычно представлен в виде сетки из металла. Но могут применяться и синтетические материалы. Фильтр нужен для того, чтобы очищать масло от различных частиц и примесей, появляющихся в результате износа и трения поверхностей.
Работа системы охлаждения АКПП во многом зависит от того, какой тип используется в конкретном автомобиле.
Система охлаждения на старых и новых АКПП
Уже понятно, что за охлаждение отвечает радиатор. Но он бывает двух типов. Это отдельные и встроенные.
Первый тип используется в основном на старых АКПП. Встроенные появились на современных автоматах.
Отдельные радиаторы — привилегия автомобилей почтенного возраста. Для АКПП предусмотрен отдельный от радиатора охлаждения двигателя радиатор конкретно для коробки. Обдув осуществляется встречными потоками воздуха или принудительно за счёт вентилятора. Это позволяет сохранять температуру в заданном диапазоне.
Схематическое изображение системы охлаждения
Встроенные. Это вариант для современных АКПП, где не предусмотрен отдельный радиатор для коробки. Тут к основному радиатору подключается патрубок, отвечающий за масло в автомате. То есть конструктивно в одном узле находится пара радиаторов. Один охлаждает смазку двигателя, а второй масло в коробке.
Переход на встроенные радиаторы казался революционным способом решить две проблемы с охлаждением одновременно. На практике всё выглядит иначе. У многих моторов рабочая температура выше в сравнении с температурой смазки АКПП. И если мотор может работать при 100-110 градусах, то для автомата эти параметры будут губительными.
Также для охлаждения трансмиссионной жидкости часто используются небольшие патрубки, что негативно влияет на эффективность охлаждения. Поэтому масло может перегреваться при сильной нагрузке.
Чтобы решить проблему недостаточного охлаждения, начали использовать дополнительный радиатор, который устанавливается в помощь основному узлу охлаждения. Монтируются такие элементы в разрыве между главным радиатором и коробкой.
Установка дополнительного радиатора охлаждения масла АКПП
Автоматические коробки переключения передач или АКПП – изобретение, сравнительно недавнее, которое буквально взорвало автомобильную индустрию. За все это время, АКПП успела зарекомендовать себя как удобная и надежная система для переключения передач. Поэтому на все свои новые модели, производители автомобилей устанавливают, в том числе, АКПП.
Автомобили Opel и Chevrolet – гордость многих авто владельцев. Данные автомобили показывают невероятную надежность, это касается всех узлов автомобиля, не исключение и коробки переключения передач. Поэтому, соблюдая все рекомендации производителя по правильной эксплуатации, ремонт АКПП вас будет ждать не менее чем через 200-300 тыс. километров пробега.
Важным моментом при эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой передач, является правильный температурный режим, при котором эксплуатируется АКПП. Летом в жару с включённым кондиционером, да еще в многочасовой пробке температура АТФ достигает 150- 180 градусов, тоже самое происходит при резких светофорных стартах, езде с прицепом, движении по бездорожью.
Штатная система охлаждения работает по принципу теплообмена охлаждающей жидкости двигателя (антифриз) с маслом АКПП (ATF), т.е.
в основном радиаторе двигателя находится трубка охлаждения АКПП, которая омывается антифризом, пока автомобиль новый эта система охлаждения справляется со своей задачей, но с каждым годом ее эффективность уменьшается.
Это связанно с тем, что система охлаждения со временем из-за загрязнения радиаторов, а так же из-за износа автоматической коробки передач, становится менее эффективна, что снижает теплообмен.
Для качественного охлаждения автоматической коробки переключения передач, а так же снижения вероятности перегрева масла в АКПП, необходимо применение дополнительного радиатора охлаждения трансмиссии.
На основании сложившегося опыта можно сделать вывод, что установка дополнительного радиатора АКПП, снижает рабочую температуру масла (ATF) в коробке передач на 10 — 30 град.
(в зависимости от объема дополнительного радиатора), что приводит к более мягкой и плавной работе АКПП, увеличивает срок эксплуатации гидравлического блока управления и автоматической трансмиссии в целом, продлевает срок службы сальников и уплотнений, в некоторых случаях с помощью дополнительного охлаждения можно убрать толчки (удары) при переключении передач. Дополнительные радиаторы рекомендуется устанавливать на автомобили с автоматической трансмиссией, предназначенные для длительных поездок с высокими скоростями движения, перевозки тяжелых грузов, буксировки прицепов, эксплуатации в тяжелых условиях и
Задачей дополнительного радиатора является отвод излишнего количества тепла от трансмиссионной жидкости, сохраняя при этом ее температуру в рабочем диапазоне, что обеспечивает стабильность работы трансмиссии и многократно повышает ресурс АКПП. Сама установка дополнительного радиатора АКПП обоснована еще и тем фактом, что коробки «автомат» более чувствительны к повышению температуры масла, чем двигатель, а сама замена масла производится гораздо реже.
Производители АКПП дают рекомендации владельцам машин с автоматической трансмиссией устанавливать дополнительный радиатор охлаждения АКПП, если присутствуют тяжелые условия эксплуатации.
- Эксплуатация автомобиля при высокой температуре воздуха;
- Частая вынужденная езда в городских пробках;
- Езда по бездорожью;
- Агрессивный стиль вождения.
Важно! После любого ремонта АКПП по причине ее перегрева, просто необходима установка дополнительного радиатора АКПП, так как пренебрежение этим может привести к повторному и более дорогому ее ремонту, что гораздо дороже, чем стоимость радиатора охлаждения АКПП. В техцентре «Автоцентр Сити», Вы можете приобрести радиатор охлаждения АКПП необходимого Вам типа, а наши специалисты выполнят профессиональную его установку
Установка дополнительного охлаждения существенно сократит износ коробки и увеличит срок её эксплуатации
В техцентре «Автоцентр Сити», Вы можете приобрести радиатор охлаждения АКПП необходимого Вам типа, а наши специалисты выполнят профессиональную его установку. Установка дополнительного охлаждения существенно сократит износ коробки и увеличит срок её эксплуатации.
Частичная замена масла
Замену автомобильного масла производят только на «холодном» двигателе. Способ несложный и предполагает не полную смену общего объёма отработанного масла, а лишь его части. В автомобильной коробке оставляется некоторая часть масла. Для проведения частичной замены выкручивают сливную пробку в картере коробки передач. При этом сливается только та часть масла, которая способна самостоятельно вытечь. Заливать надо объем, соответствующий вытекшему, или больше, проверяя при этом уровень щупом, обычно, заменяется от 30 до 40 процентов масла. При этом способе снимается фильтр и из него тоже выливается масло, проверяется, есть ли в нём металлическая стружка, чистятся магнитики. Фильтр лучше заменить.
Чтобы полностью сменить масло в коробке передач, надо провести процедуру 3-4 раза. Перемешивать старое масло со свежим в условиях гаража можно следующим образом. Освободив передние колёса и подвесив их в воздухе, переводим селектор передач на Drive. При этом колёса вращаются, коробка функционирует, прокачивая масло по системе. Происходит перемешивание старого масла и вновь залитого.
К плюсам этой методики относят возможность самостоятельного совершения процедуры замены, без услуг СТО и использование меньшего объёма масла.
Признаки неисправности
Признаков серьезных неисправностей гидротрансформатора АКПП может быть несколько. Все они свидетельствуют о скорой поломке ГДТ и выходе из строя.
Признак. Слышен шум, напоминающий биение металлического предмета. При нагрузке он пропадает.
Проблема и решение. Износ подшипников, находящихся между турбиной и насосом. Чтобы удалить эти симптомы и устранить поломку, нужно разобрать гидротрансформатор и заменить подшипники.
Признак. Вибрация АКПП во время разгона выше 60 км/ч или движения автомобиля по ровной поверхности на большой скорости.
Проблема и решение. Загрязнения фильтрующего устройства. Потеря функциональных свойств смазывающего средства. Необходимо сделать полную замену ATF в АКПП и установить новый фильтр. Вполне возможно, что наступило масляное голодание. Необходимо проверить поддон АКПП на потеки.
Признак. Нет движения ни назад, ни вперед.
Проблема и решение. Оборвалось соединение турбины с валом АКПП. Для решения этой неисправности понадобится замена гидротрансформатора. В редких случаях можно обойтись просто заменой шлицевого соединения.
Признак. Автомобиль не может разогнаться и набрать необходимую скорость за короткое время.
Проблема и решение. Вышла из строя обгонная муфта. Необходимо разобрать гидротрансформатор и заменить ее.
Признак. Перегрев масла. АКПП дергается и пинается.
Проблема и решение. Например, при проблемах износа фрикционной накладки поршня блокировки гидротрансформаторного тормоза очень трудно заметить неправильную работу устройства. Из-за этого масло часто перегревается до 140 градусов Цельсия. Перегретая смазка вызывает уничтожает резину сальников ГДТ. Масло начинает течь.
В продолжение этой неисправности является полный износ накладки фрикциона. Ее клееная часть отрывается и путешествует по АКПП. Затем она оседает и приклеивается в неположенных местах вызывая засор. Засор мешает свободной циркуляции масла. Падает давление.
Поэтому и эксперты, и опытные механики на СТО просят автовладельцев проводить регулярное техническое обслуживание. При износе фрикциона — неисправность незаметна. Но в последствие она приводит к полной замене АКПП. Хотя на первоначальных этапах можно было обойтись только сменой накладки фрикциона.
К нечастым поломкам ГДТ относятся следующие проблемы:
- разрушение лопастей турбины и насосного колеса. Приводит к поломке ГДТ. Требуется его полная замена. Проблема определяется только после вскрытия;
- клин обгонной муфты;
- разблокировка обгонной муфты;
- перегрев с разрушением ступицы.
Читать
Типичные неисправности и ремонт АКПП Renault
Перегрев трансмиссионной жидкости может вызывать быструю потерю функциональных свойств.
Признак. Запах горелой пластмассы, распространяющийся в салоне. Частая проблема на тойотах Камри 50.
Проблема и решение. Забитый радиатор является проблемой в этом случае. Рекомендуется снять и прочистить его. Заменить масло и фильтрующее устройство – обязательно.
Признак. Пинки, задержки во время переключения скоростей зимой.
Причина и решение. Этому может способствовать запуск на холодную. Чтобы избежать этих симптомов у автомата нужен прогрев АКПП зимой. При температуре ниже 0, автовладелец должен прогреть АКПП до рабочей температуры в 70 градусов по Цельсию и только потом начинать движение.
На автомобилях старого года выпуска выходит из строя сама кулиса. Она стопорится в одном положении. Здесь понадобится замена селектора и ручки переключения скоростей. Это можно сделать без снятия автоматической коробки.
Перегрев АКПП и как с ним бороться
Наверное, многие из тех, кто обратил внимание на описанные выше ненормальности в поведении автомобиля, заметили, что проявляются они при работе в тяжёлых условиях движения, транспортировки прицепа, частом переключении скоростей, при длительной работе на предельных оборотах. При таких режимах работы сильно нагревается АКПП, следовательно нагревается масло, которое загружено в её систему
Какой должна быть температура
Казалось бы, зачем охлаждать масло? Ведь в системе АКПП нет механической трансмиссии. Но в гидротрансформаторе, являющимся составным элементом АКПП, такие элементы есть.
Перегретое масло теряет свои свойства, не забывайте об этом.
Практически во всех современных автомобилях имеется возможность отследить значение температуры масла в автоматической коробке передач. Зачем возникла необходимость иметь перед глазами автомобилиста такую информацию? Превышение температурных пределов может привести к непредсказуемым последствиям:
- Масло, будучи рабочим телом в АКПП, при нагреве просто-напросто подгорает, что приводит к выходу из строя трущихся элементов агрегата. Предел его нагрева – 120-130 градусов, а ведь именно до таких температур нагревается сама коробка передач при экстремальных нагрузках.
- У фрикционных дисков есть твёрдые и мягкие элементы. Высокие температуры способствуют быстрому разрушению именно мягких элементов, когда температура масла превышает 100 градусов.
- Распределяется масло по коробке передач при помощи гидроблока, являющегося составным элементом автоматической коробки передач. Соленоиды – элементы гидроблока – закрывают и открывают его внутренние каналы. В современных соленоидах имеются детали сделанные из пластика. Порой они (соленоиды) бывают пластиковыми целиком. Высокая температура их попросту губит, разрушает. Порой и сам гидроблок перегревается выше допустимых пределов, что приводит к существенной деформации многих его деталей.
- Электропроводка, имеющаяся внутри автоматической коробки передач, от высоких температур может просто расплавиться, что приведёт к серьёзным последствиям.
До каких пределов можно допускать нагрев масла
Диапазон этих температур достаточно широк. Многое зависит от того, масло каких марок применяется в той или иной системе, от его свойств. Ведь нельзя заливать масло любой марки, кроме той, что рекомендовано для АКПП конкретной модели. Но сейчас многие производители сошлись на диапазоне 65 – 95 Цельсия.
Превышение 100, а уж тем более 110 – 115 градусов заставляет бить тревогу. Есть повод задуматься о дополнительной системе охлаждения.
Почему именно дополнительный радиатор охлаждения АКПП
На АКПП старых образцов рядом с основным радиатором монтировался отдельный. Такое решение было правильным. Он обдувался «забортным» воздухом или вентилятором, обеспечивающим охлаждение радиатора. Такой вариант почти исключал возможность перегрева масла. Полностью такой перегрев можно полностью исключить, если автовладелец вовремя и правильно меняет масло.
Система охлаждения старых АКПП увеличивала пробег автомобиля на несколько десятков тысяч километров. Фото: i.ytimg.com
Сейчас многое изменилось. В двигателях современных автомобилей такой радиатор является как бы элементом основного радиатора – встроенный радиатор. Эти две системы – охлаждения ATF жидкости и масла АКПП – разделены, дабы они не перемешивались. Казалось бы, простое и эффективное решение. Но возникают некоторые довольно серьёзные проблемы:
- Появились новые двигатели, допускающие нагрев до 100 – 110 градусов Цельсия. А максимум для АКПП – 95.
- Сечение трубки, по которой проходит масло в радиатор, невелико. Нужной эффективности охлаждения не достигается. Следовательно, не исключён перегрев.
- Со временем такие трубки забиваются грязью, несмотря на применяемые фильтры, и замену масла. Без чистки самой системы не обойтись. Иначе ухудшается качество системы охлаждения, что ведёт к быстрому износу агрегата.
Таким образом, видно, что встроенный радиатор проигрывает отдельному. Каков выход? Дополнительный радиатор!
Что такое АКПП и история ее создания
Под АКПП понимается трансмиссия, которая без участия автомобилиста выбирает оптимальный показатель передаточного числа согласно условиям передвижения. В результате обеспечивается плавность хода ТС и комфорт для самого водителя.
Управление коробкой передач.
История изобретения
Основой автомата считают планетарную коробку передач и гидротрансформатор, который создал немец Герман Фиттенгер в 1902 году. Изобретение изначально предполагалось использовать в области судостроения. В 1904 г. братьями Стартевентами из Бостона был представлен другой вариант АКПП, состоящей из 2-х коробок передач.
В 1930-е годы конструкторы General Motors выпустили полуавтоматическую трансмиссию. В машинах еще предусматривалось сцепление, зато гидравлика управляла планетарным механизмом. Примерно в эти же годы инженеры Крайслера добавили в коробку гидромуфту. Двухступенчатая коробка заменилась овердрайвом — повышающей передачей, где передаточное число меньше 1.
Первая АКПП появилась в 1940 г. в General Motors. В ней сочетались гидромуфта и четырехступенчатая планетарная коробка, а автоматическое управление достигалось за счет гидравлики.
Плюсы и минусы АКПП
У каждого типа трансмиссии имеются поклонники. Но гидроавтомат не теряет своей популярности, поскольку обладает несомненными преимуществами:
- передачи активируются автоматически, что способствует полному сосредоточению на дороге;
- процесс начала движения максимально облегчен;
- ходовая часть с двигателем эксплуатируются в более щадящем режиме;
- проходимость машин с АКПП постоянно улучшается.
Несмотря на наличие плюсов, автолюбители выявляют в работе автомата следующие недостатки:
- отсутствует возможность быстро разогнать машину;
- приемистость двигателя имеет более низкие показатели, чем у МКПП;
- транспорт нельзя завести с толкача;
- автомобиль сложно буксировать;
- неправильное использование коробки ведет к появлению поломок;
- АКПП недешево обслуживать и ремонтировать.