Область применения и совместимость
Жидкость Рось DOT-4 предназначена для использования в тормозных магистралях, механизмах сцепления легковых, грузовых автомобилей, независимо от конструкции силовой установки, марки машины или потребляемого топлива. Допускается применение в автобусах, легкой промышленности.
Пользователи отмечают пригодность к заливке в сельскохозяйственную, строительную и узкоспециализированную технику, при наличии допуска ДОТ-4.
Также, продукт полностью взаимозаменяем с товарами брендов Роса, Нева, Нева-Супер, Томь, и другими жидкостями класса Дот-3/4.
Примечание! Универсальная формула совместима с другими смесями стандарта DOT-4.
Можно ли смешивать тормозные жидкости разного класса?
Тормозная жидкость — важная составляющая каждого транспортного средства. Без данного состава тормозная система перестает функционировать в полной мере, а иногда может отказывать совсем. Многие автомобилисты задаются вопросом — можно ли мешать тормозную жидкость и с какими последствиями можно столкнуться? Такие ситуации могут возникать, когда наступает самая первая замена.
Для начала рассмотрим немного теории. Тормозную жидкость можно поделить на 2 класса — сухая и увлажненная. Первая не может впитывать влагу, а вторая содержит ее в концентрации 3.5%. Соответственно, увлажненная жидкость требует более частой замены. Опытные автомобилисты знают, что средство для тормозной системы классифицируется по Dot. Самый первый тип носил название Dot 1. Через некоторое время вывели Dot 2. Обе жидкости сделаны на минеральной основе и были предназначены для тихоходных транспортных средств, которые могут ехать со скоростью не более 60 км/ч. После того, как автомобильная промышленность начала развиваться, данных жидкостей не хватало по составу. Они не могли выдерживать высокую температуру. Когда автомобиль разгоняется, а потом резко тормозит, температура нагрева может доходить и до 400 градусов. Часть тепла направляется на суппорты, а потом на тормозную жидкость.
Состав на минеральной основе быстро закипал в таких условиях работы, поэтому его убрали с производства. Специалисты занялись совершенствованием жидкости, чтобы она могла выдерживать более высокую температуру. В современное время на прилавках можно увидеть Дот 3,4, и 5.1.
Основа. В основе данных составов есть гликоли. Они могут разделяться на классы — 3,4, 5.1. Самая первая была Дот 3 — она сухая и может выдерживать 230 градусов, увлажненная могла устоять только до 140 градусов. Очень долгое время такого средства хватало. Однако, автомобили становились более крепкими, могли набирать большую скорость, поэтому свойств Дот 3 не хватало. Специалисты пошли дальше и изобрели Дот 4. Данная жидкость содержит гликолевую основу и закипает сухой при 240 градусах, увлажненной — при 155. Но даже этого недостаточно. Сегодня выпускаются автомобили с запредельной скоростью. У них во время торможения выделяется большое количество тепла. В таком случае понадобится Дот 5.1 Сухое кипение — 260 градусов, увлажненное — 180.
А теперь ответим на главный вопрос — можно ли смешивать тормозные жидкости разного класса? На самом деле, это не запрещено, но никакого смысла в этом нет. Конечно, ничего критичного не произойдет, но вот качества и свойства состава будут ухудшены.
В тот момент, когда был создан Дот 4, производители понимали, что нужно будет выводить на рынок более совершенный состав через некоторое время. Поэтому они приступили к работе над пятым поколением. Получился Дот 5, который отлично выдерживал температуру и мог работать в тяжелых условиях, однако, здесь же выявились первые недостатки. Во-первых, жидкость очень плохо смазывала суппорта. Во-вторых, износ деталей в тормозной системе наступал быстрее. Смешивать такие жидкости можно только с аналогами и не стоит путать Дот 5 и Дот 5.1. Разработки ведутся даже сегодня. Есть информация, что через некоторое время появится новый класс — Дот 6.
Делаем вывод — смешивать Дот 3, 3, и 5.1 можно, но это не всегда разумно. Если требуется перейти на новую жидкость, то сначала следует слить старую, а потом применить свежую. Дот 5 и Дот 5.1 АБС категорически нельзя смешивать, так как они имеют разные основы. Это, в свою очередь, может нанести серьезный вред тормозной системе и всем механизмам в ней.
Итог. Тормозные жидкости разделяются на несколько классов. Некоторые из них можно смешивать друг с другом, другие — категорически запрещено.
Как часто менять жидкость ?
Тормозную жидкость рекомендуется менять не реже чем один раз в два года в независимости от модели автомобиля, так как работает она в тяжёлых эксплуатационных условиях – нагревается до высокой температуры при частом торможении. Ещё «тормозуха» гигроскопична, и со временем в ее составе накапливается влага, от этого температура кипения ТЖ снижается. Если влаги скопится слишком много, жидкость будет закипать при торможении, у автомобиля откажут тормоза.
Ещё следует поменять тормозную жидкость:
1) при покупке подержанного автомобиля – неизвестно, когда последний раз предыдущий хозяин обслуживал ТС;
2) при помутнении жидкости или появления в ней осадка.
Промышленностью разработаны специальные тестеры, которые проверяют гигроскопичность ТЖ, примером может служить прибор компании Novitec. На его лицевой панели расположены четыре индикатора:
Когда при проверке тормозной жидкости на тестере загорается зелёный индикатор Gut, это означает, что тормозная жидкость отвечает требованием гигроскопичности и воды в своём составе на содержит. 1% – состояние «тормозухи» удовлетворительное, 2 и 3% – жидкость необходимо менять, она не годится для дальнейшего использования.
Тормозную жидкость какой фирмы лучше выбрать
Пользователи предпочитают приобретать средства проверенных производителей — тех, кто зарекомендовал себя с хорошей стороны. Как показали опросы, в основном это популярные бренды, которые могут предоставить дополнительные гарантии на свою продукцию. В рейтинге рассмотрены лучшие фирмы, по показателям надежности и качеству выпускаемых товаров:
- Motul — известная компания из Франции, производящая смазочные материалы. Выпускает биоразлагаемые жидкости на синтетической основе, постоянно обновляя и разрабатывая новые линейки.
- Hyundai — производитель из Южной Кореи изготавливает автомобили, запчасти и масла для них с 1967 г. Занимает четвертое место в мире по производству машин.
- Vag — бренд из Германии принадлежащий концерну Volkswagen Group. Эта известная корпорация занимает лидирующие позиции по производству автомобилей, мотоциклов, спецтехники и запчастей.
- Castrol — торговая марка из Великобритании, основанная в 1899 г. Выпускает только смазочные материалы для легковой и грузовой техники.
- Eurol — независимый производитель из Нидерланд, который поставляет масла более полувека. Компания достаточно популярна, ей доверяют пользователи в 80 странах.
- Liqui Moly — еще один бренд из Германии, представляющий высококачественные тормозные жидкости. Обеспечивает маслами и является генеральным спонсором Формулы 1.
- Toyota — известная компания, производящая не только автомобили, но и смазочные материалы к ним. Предоставляет гарантию на свою продукцию, которая благодаря отличному качеству увеличивает срок службы запчастей.
Совместимость и замена
ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.
Каковы особенности жидкостей на основе гликолей?
— вдвое меньшее сжатие даже при нагревании, что приводит к более высокой производительности системы и усиливает ощущение твердости педали тормоза;
— содержание воды увеличивает вязкость при низких температурах и усиливает коррозионную активность;
— разъедают краску и раздражают кожу;
— срок хранения очень ограничен из-за гигроскопических свойств и обычно не превышает 12 мес. после открытия тары;
— полностью совместимы между собой (3, 4 и 5.1);
— легко смываются и нейтрализуются водой.
DOT 5 — чем отличается?
— эта силиконовая жидкость абсолютно несовместима с гликольными;
— имеет гидрофобные свойства, что увеличивает срок хранения (гипотетически до неограниченного в герметичной таре и 10-15 лет после вскрытия) и эксплуатации до 4-5 лет;
— так как не поглощает воду, то любая влага, находящаяся в системе, будет собираться в одном месте. Это может повлечь за собой коррозию гидравлики. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха;
— неагрессивна по отношению к лако-красочным покрытиям;
— имеет высокие рабочие температуры с начальной точкой закипания +260°С, предназначена для использования в системах с большими нагрузками или в экстремальных условиях, для быстрой, агрессивной езды с частыми и резкими торможениями. В основном для автомобилей со сложными и многосуппортными тормозными системами;
— немного компрессионна и дает едва заметное ощущение «мягкой педали»;
— запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS);
— дружит с любыми резиновыми частями (жалобы на то, что DOT 5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были при использовании ранних формул силиконовой жидкости. Последние композиции эту проблему устранили).
Отечественные тормозные жидкости
В этом разделе статьи мы рассмотрим отечественных производителей, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке, и многие автолюбители отдали предпочтения именно этим маркам. Напоминаем, что не стоит гнаться за импортным продуктом, ведь порой он попросту не соответствует заявленным характеристикам, а цена его существенно выше. В таких случаях вам пригодится информация, изложенная ниже по тексту.
Синтек Супер ДОТ 4
Синтек – это один из самых популярных брендов на российском рынке, который производит всевозможные смазочные материалы для автопромышленности. Вы наверняка часто видели рекламные компании производителя по телевизору и радио. Стоит отметить, что покупатели в большей степени хвалят продукцию Синтек, нежели оставляют негативные отзывы. Единственные авто куда она не подойдет – это дорогие машины люкс и премиум класса зарубежного производства.
Пол-литра Синтек Супер ДОТ 4 стоят в буквальном смысле копейки. Такая ценовая политика производителя делает её одной из самых дешевых на рынке смазочных материалов. Кстати, изготавливается она на заводе Обнинскоргсинтез, который расположен близ Москвы.
Новая, недавно открытая и залитая жидкость Sintec имеет температуру кипения 240 градусов по Цельсию. Это конечно не идеальный результат, но он вполне достаточный для 90 процентов автомобилей. Тесты показывают, что после года эксплуатации данный параметр падает до 150-ти градусов. Вязкость этой ТЖ показала отличные результаты даже на протяжении двух лет использования в условиях сильных морозов. Единственным недостатком, который бесспорно имеет место быть – это разное качество, выраженное в партиях, произведенных в разное время. Другими словами, сегодня вам попадется один продукт, а через месяц другой такой же, но с некоторыми различиями в параметрах и при этом далеко не в лучшую сторону. Данный момент неоднократно подтвержден различными исследованиями.
Плюсы: Низкая цена; Стабильная вязкость при разных температурах; Соблюдены требования стандарта (класса); Высокая температура закипания в течении первого года эксплуатации.
Минусы: Непостоянство качества.
Рос ДОТ 4
Перед вами очередная тормозная жидкость нашего производства, которая хорошо вписывается в требования стандарта ДОТ-4. Она изготавливается на «Дзержинском заводе» компанией «Тосол-синтез». Как показали опыты и тесты данная ТЖ стабильно закипает при 255 градусов по Цельсию. Однако, как и с предыдущим вариантом имеется существенное ухудшение характеристик на 100°C спустя первый год использования. В зимний период использования вязкость остается стабильной.
Неизменным плюсом этой марки, является широкая её распространенность по всей территории РФ и даже за её пределами. Практически любой малый и большой магазин предложит вам данную ТЖ
Опыт эксплуатации показывает, что данный продукт имеет хорошие антикоррозийные качества, на чем акцентирует внимание завод-производитель
Плюсы: Низкий ценник; Первый год использования имеет высокую температуру кипения; Стабильные характеристики вязкости; Соответствие требованиям стандарта.
Минусы: Существенное ухудшение характеристик, через год использования, что ведет к необходимым частым заменам.
Феликс ДОТ 4
Позиционируется как высокотемпературная жидкость, которая может использоваться не только в системах тормозов, но и в сцеплениях современных автомобилей. Специальные присадки, что входят в состав данной ТЖ обеспечивают высокий уровень защиты от коррозии.
Температура закипания жидкости – не меньше 230 градусов по Цельсию Вязкость при минус 40 равна 1800.
Однако, несмотря на это тесты показывают, что данный продукт может закипеть раньше времени и спустя около года использования теряет свои свойства в худшую сторону.
Плюсы: Доступная цена; Распространенность на рынке; Соответствие требованиям стандарта.
Минусы: Ухудшение характеристик в первый год службы; В некоторых случаях может закипать раньше положенного времени.
Выбор жидкости для тормозной системы
Итак, мы рассмотрели с вами особенности популярных и можно сказать лучших ТЖ на рынке. Теперь подведем итоги:
- Если ваш кошелек не трещит от обилия денег, то лучше всего подойдет жидкость Синтек ДОТ-4. Она очень дешевая, но при этом отменно держит заявленные показатели.
- Лучше, чем предыдущий вариант будет РосДОТ-4. Данный экземпляр отменно сохраняет показатели даже при существенных минусовых температурах. Однако его не рекомендуется использовать в машинах с АБС.
- Отменным, но дорогим вариантом будет Кастрол. Она хорошо показывает себя во всех направлениях и может использоваться в самых агрессивных условиях.
- Интересный вариант для тех, кто живет в центре и на юге будет Ликви Моли. Из импортных она прекрасно себя показывает и имеет доступную цену.
Классификация и состав тормозных жидкостей
Класс тормозных жидкостей | Требования по стандарту FMVSS №116 «Тормозные жидкости для автомобилей» | ||||
Температура кипения, оС | Кинематическая вязкость, мм2/с | Цвет | |||
«сухой» тормозной жидкости | «увлажненной» жидкости (воды 3,5%) | «увлажненной» при температуре 100оС | при температуре -40оС | ||
ДОТ 3 | 205 не менее | 140 не менее | 1,5 не более | 1500 не менее | от светло-желтогодо светло-коричневого |
ДОТ 4 | 230 не менее | 155 не менее | 1,5 не более | 180 не менее | |
ДОТ 5.1 | 260 не менее | 180 не менее | 1,5 не более | 900 не менее | |
ДОТ 5 | 260 не менее | 180 не менее | 1,5 не более | 900 не менее | темно-красный |
Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.
Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.
В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.
Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.
Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).
У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.
Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:
ДОТ 3
Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.
- Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
- Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
- Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.
ДОТ 4
В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.
- У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
- Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
- Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.
ДОТ 5.1
По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.
- Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
- Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.
ДОТ 5
Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.
- Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
- Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
- Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.
ДОТ 5.1/АБС
Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.
Назначение и свойства тормозных жидкостей
Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.
Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к «проваливанию» педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.
Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.
Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.
Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза
Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.
Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 оС и –40 оС. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:
- при низких температурах – не менее 1800 сСт,
- при высоких – не более 1,5 сСт.
Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.
Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 оС.
Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.
Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 оС и +100 оС, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.
Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.
Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 оС, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры
Типы тормозных жидкостей и их характеристики
В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation). Сокращённо – DOT.
Согласно этой классификации, сегодня более чем в 95%!всех транспортных средств используется одна из нижеперечисленных жидкостей:
- DOT-3;
- DOT-4 и её модификации;
- DOT-5;
- DOT-5.1.
Отечественные жидкости «Нева» (сходная по составу с DOT-3, обычно модифицированная присадками, повышающими температуру замерзания), «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются всё реже. Причиной тому стал практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.
Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.
- DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5%!воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
- DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%!) снижает точку кипения до 155°C.
- DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.
-
- DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5%!температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.
Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.
Какие жидкости можно смешивать
Смешение производителей
Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.
Смешение классов
Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.
Статья в тему: Стартер Peugeot 308
А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.
Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.
Все остальные классы совместимы друг с другом.
Цвета
Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.
- Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
- Красный цвет – силикон.
- Зеленый – минеральное масло.
Нельзя смешивать жидкости разных цветов!
Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.
В чём разница между тормозными жидкостями DOT-3 и DOT-4?
Обе рассматриваемые тормозные жидкости изготовлены на одной и той же основе: гликолях. Гликоли – это спирты с двумя гидроксильными группами. Это определяет их высокую способность без выпадения в осадок перемешиваться с водой.
По порядку разберём основные эксплуатационные различия.
- Температура закипания. Пожалуй, в плане безопасности это показатель самый весомый. В сети часто можно встретить такое заблуждение: тормозная жидкость не способна закипеть, так как в системе в принципе нет настолько горячих источников разогрева. А диски и барабаны находятся на довольно большом удалении от суппортов и цилиндров, чтобы передать температуру в объём жидкости. При этом ещё и вентилируются проходящими потоками воздуха. На самом деле разогрев вызывают не только внешние источники. При активном торможении тормозная жидкость подвергается сжатию с колоссальным давлением. Этот фактор также сказывается на разогреве (можно провести аналогию с разогревом объёмной гидравлики при интенсивной работе). У жидкости ДОТ-3 точка кипения находится на отметке +205°С. У ДОТ-4 температура кипения несколько выше: +230°С. То есть ДОТ-4 более устойчива к разогреву.
- Падение температуры кипения при увлажнении. Жидкость ДОТ-3 закипит после накопления в объёме 3,5% влаги при температуре +140°С. ДОТ-4 более устойчива в этом плане. И при такой же доле влаги закипит не раньше, чем после прохождения отметки в +155°С
- Вязкость при –40°С. Этот показатель для всех жидкостей действующим стандартом устанавливается на уровне не выше 1800 сСт. Кинематическая вязкость влияет на низкотемпературные свойства. Чем более густая жидкость, тем сложнее работать системе при отрицательных температурах. У ДОТ-3 низкотемпературная вязкость составляет 1500 сСт. Жидкость ДОТ-4 более густая, и при –40°С имеет вязкость около 1800 сСт.
Отмечается, что благодаря гидрофобным присадкам жидкость ДОТ-4 медленнее впитывает воду из окружающей среды, то есть служит несколько дольше.
Технические характеристики
Высококачественный продукт БОШ признан профессионалами во всем мире. Параметры Bosch DOT-4:
Тип жидкости | Сухая точка вскипания | Точка вскипания увлажненного состава | Вязкость кинематическая при +100°С | Вязкость кинематическая при -40°С |
DOT-4 | 230°C | 155°C | 1,5мм²/с | 1800 мм²/с |
Полезная справка! Точка вскипания сухого состава указывает на температурный режим неиспользованной смеси, т.е. той смеси, которая не заливалась в систему.
Влажная точка вскипания – характеризует изделие после попадания в него определенного количества воды, что измеряется процентным соотношением (не более 3.5).
Вязкость – это единица, которой измеряется скорость течения тормозной жидкости
По важности для эксплуатации – это вторая величина. Малая вязкость дает возможность быстрого сброса и повышения давления в системе, что в свою очередь позволяет быстрее реагировать на требования водителя