Как определить износ тормозных дисков
Проверка износа тормозных дисков довольно не сложная, главное иметь под рукой штангенциркуль либо микрометр, а если таких инструментов нет, то в крайнем случае можно воспользоваться линейкой или монеткой (об этом ниже). Толщина диска измеряется в 5… 8 точках по кругу и если она меняется значит кроме износа тормозной площади имеется кривизна, либо неравномерность истирания. Следовательно необходимо не только будет менять его при пределе, но и выяснить причину из-за которой происходит неравномерный износ тормозного диска.
На сервисе толщину дисков измеряют специальным прибором — это штангенциркуль, только он имеет меньшие размеры, а также на его измерительных губах имеются специальные бортики которые позволяют охватить диск не уперевшись в борт по краю диска.
Как проверяется
Для того, чтобы узнать степень износа лучше всего демонтировать колесо так как толщину диска иначе не измерить, а если требуется проверка износа задних тормозных барабанов, то придется снимать полностью весь тормозной механизм. При проведении дальнейшей проверки необходимо учитывать, что диски изнашиваются с обеих сторон — внешней и внутренней. Причем не всегда равномерно, поэтому требуется узнать степень изношенности диска по двум сторонам диска, но об этом ниже.
Перед проверкой обязательно нужно знать информацию о том, какая толщина нового тормозного диска для конкретного автомобиля. Ее можно узнать в технической документации либо на самом диске.
Предельный износ тормозных дисков
Значение максимально допустимого износа будет зависит от начального размера диска и мощности двигателя автомобиля. Обычно общий износ всего диска для легковых автомобилей составляет порядка 3…4 мм. А для конкретных плоскостей (внутренней и внешней) около 1,5…2 мм. При таком износе уже нужно их менять. Для тормозных дисков, состоящих из одной плоскости (обычно устанавливается на задние тормоза), процедура будет аналогичной.
Проверка износа тормозных дисков подразумевает проверку толщины обеих плоскостей диска, величины буртика, а затем сравнение этих данных с номинальным значением, которое должен иметь новый диск, или рекомендуемыми параметрами. Также оценить общий характер истирания рабочей области диска, а именно, равномерность, наличие борозд и трещин (размер трещин не должен быть больше чем 0,01 мм).
При плановом осмотре необходимо смотреть величину канавок выработки и их структуру. Небольшие регулярные канавки это нормальный износ. Рекомендована замена дисков в паре с колодками если имеются глубокие нерегулярные канавки. При коническом износе тормозного диска нужно обязательно его менять и выполнить проверку тормозного суппорта. Если на диске заметны трещины или другая коррозия и изменение цвета, то обычно связано с тепловыми явлениями, возникающими из-за частых и чрезмерных изменений температуры диска. Они приводят к шуму при торможении и снижают эффективность торможения. Поэтому диск желательно также заменить и желательно ставить более качественные с улучшенным отведением тепла.
Заметьте, что при износе диска по окружности образуется некий бортик (колодки по нему не трут). Поэтому при измерении нужно мерить именно рабочую поверхность. Делать это проще с помощью микрометра, поскольку его «обхватывающие» рабочие элементы позволяют с ним не прикасаться. В случае использования штангенциркуля под его измерители нужно подложить какие-либо предметы, толщина которых совпадает с износом колодок (например, кусочки жести, металлические монеты и прочее).
Если значение толщины диска в целом либо какой-либо из его плоскостей ниже допустимой — диск нужно менять на новый. Эксплуатировать изношенный тормозной диск нельзя!
При замене тормозного диска всегда нужно менять тормозные колодки, причем вне зависимости от их износа и технического состояния! Использование старых колодок с новым диском категорически запрещено!
Если у вас нет под рукой микрометра, а с помощью штангенциркуля проверять неудобно по причине наличия бортика, то можно воспользоваться металлической монетой. Например, по официальным Центрального Банка России толщина монеты номиналом 50 копеек и 1 рубля составляет 1,50 мм. Для других стран соответствующую информацию можно найти на официальных сайтах центральных банков соответствующих стран.
Для проверки толщины тормозного диска с помощью монеты необходимо приложить ее к рабочей поверхности диска. В большинстве случаев критический износ одной поверхности диска находится в пределах 1,5…2 мм. С помощью штангенциркуля таким образом можно узнать толщину износа как одной половины диска, так и общую толщину всего диска. Если бортик не износился измерять можно прямо от него.
Зачем нужно знать степень износа деталей тормозной системы?
Износ любого другого узла или детали приводит машину в нерабочее состояние. Если изнашивается компонент тормозной системы, это может привести к серьезным последствиям: угрозе жизни участников дорожного движения, серьезным повреждениям транспортных средств, попавших в аварию.
Наибольшая нагрузка при движении автомобиля выпадает на диски, фрикционные накладки колодок, барабаны. От постоянного контакта со своим партнером по системе, работы при высоком температурном режиме, некорректной эксплуатации машины водителем они стираются.
Производители устанавливают максимальное допустимое значение толщины изделия, при достижении которого эксплуатация машины запрещена. Эти параметры прописываются в сервисных книжках по обслуживанию автомобилей.
Чем опасен износ деталей тормозной системы свыше допустимого значения?
Разберем подобный случай износа на примере диска этого узла. В популярном среди отечественных автолюбителей Renault Megane 2 он имеет толщину 22 мм. Минимальный показатель диска – 19,8 мм. Дальнейшая эксплуатация машины может привести к серьезным неприятностям. Тонкое изделие может не выдержать нагрузки при работе, треснуть, развалиться и заблокировать колесо. В результате: серьезное ДТП и тяжкие последствия.
Важно! Регулярно проверяя состояние устройства в автосервисе или самостоятельно, можно избежать несчастного случая
Типы фрикционного покрытия колодок
Основным рабочим материалом, отвечающим за процесс остановки авто, является фрикционный слой, закрепленный на металлической части колодки. Идеального сочетания материалов, применяемых в их производстве, достичь пока не удалось. Сейчас производятся четыре типа тормозных планок:
- Колодки с нанесенным на них полуметаллическим фрикционным слоем, в котором встречается до 65% составляющих из меди, стальной проволоки или порошка железа, смешанных для лучшего трения с графитом. Их плюс – высокая теплоотдача, а минусы – быстрый износ и шум.
- Планки с приклеенным к ним материалом из органических составляющих: высокотемпературной смолы, резины, стекла, кевлара и углерода. К их положительным качествам можно отнести менее шумную работу и мягкость, а к отрицательным – меньший срок службы и достаточное количество выделяемой ими пыли.
- Колодки с небольшим содержанием металлических элементов, не более 30%, с добавлением органических (вышеописанных) веществ. Что способствует неплохому теплообмену, но сказывается на их шумности.
- Керамические планки, считающиеся на данный момент лучшим вариантом. Их фрикционный слой изготовлен из керамических волокон с добавлением наполнителя, включающего в себя небольшое количество меди. Обладая небольшим весом, эти колодки в эксплуатации более долговечны и производят меньше шума.
На что обратить внимание, при снятом колесе для определения износа тормозного диска
При снятии колеса, обратите внимание на цвет диска. Посиневшая поверхность знаменует об окислении детали.
Наличие трещин, ямок, бугорков на диске является серьезной неисправностью
Дальнейшая эксплуатация приведет к заклиниванию тормозной системы и дорогостоящему ремонту.
При снятом колесе, с силой прокрутите диск. Посмотрите на ровность его оборотов. Если диск совершает овальные движения, то можно смело признать такой дефект, как коробление диска.
Овальность барабана можно распознать, присмотревшись к протектору шин. Неравномерный износ рисунка (в одном месте больше, в другом меньше, как бы узор идет пятнами), указывает именно на этот дефект.
Как проверить состояние колодок не снимая колес
Тормозная система автомобиля должна работать всегда исправно и не иметь никаких проблем. Одним из самых изнашиваемых ее элементов являются колодки.
Процесс их работы основывается на постоянном трении, что делает колодки недолговечной деталью.
На длительность их эксплуатации влияет:
- манера езды водителя. При частом резком торможении, а также при резких ускорениях износ возрастает в несколько раз;
- материал, из которого они состоят. В зависимости от завода-изготовителя может быть разная толщина изделия и качество производства;
- вид автомобиля. На более крупных машинах, имеющих больший вес, изнашиваться колодки будут быстрее.
- резкие перепады температур. В условиях нестабильной погоды, особенно зимой, при изменении показателей термометра от минуса к плюсу в течении нескольких часов, реакции в системе приводят к деформации металла, а это влияет на износ всех деталей автомобиля, в том числе колодок.
- неисправности в других элементах системы торможения. На состоянии колодках отобразится любая проблема системы. Например, при сбоях работы цилиндра или суппорта.
Проверка изнашиваемости
Сделать первичный осмотр сможет любой владелец машины, для этого не понадобится даже снимать колеса.
Чтобы проверить состояние тормозных накладок, нужно обратить внимание на такие моменты:
Звук – это первый явный признак. Появляется при любом торможении, похож на неприятный скрип.
Все современные автомобили оснащены датчиком износа. Определить такую неисправность пользуясь этой функцией очень просто – необходимо лишь заметить показание лампы индикатора. Как правило, она загорается красным светом
Обратите внимание. Этот способ не всегда срабатывает
Бывали случаи, когда колодки уже стерлись, а по показаниям прибора все в порядке. Поэтому руководствоваться только им не стоит.
Увеличение тормозного пути. Обнаружив что, машина не сразу реагирует на команды, а путь тормоза становится дольше требуется незамедлительно принимать меры.
Стоит присмотреться к колесным дискам, если на них находится стружка из металла, это может говорить, как об износе колодок, так и диска.
Замерив толщину наружной колодки. Это сделать вполне можно, не снимая колесо, правда если колесное отверстие позволяет ее видеть. Для этого понадобится линейка, приложив ее торцом к тормозному диску измерить оставшуюся толщину. По рекомендациям профессионалов, она должна быть не менее 4-5мм.
Во всех этих случаях, эксплуатация автомобиля становится небезопасной
Важно, как можно скорее заменить изношенные части самостоятельно или обратиться к квалифицированному автомеханику
Почему колодки изнашиваются неравномерно — основные причины явления
Проверяя целостность деталей системы тормоза, можно заметить неравномерность износа колодок автомобиля. Проблема проявляется по-разному: может изнашиваться конкретный фрагмент, иногда выработка происходит на всей установке. Предстоит устранять проблему, чинить оборудование.
Именно дисковые механизмы сегодня распространены – данный тип деталей выставляется по всем колесам. С выжимом тормозной педали жидкостью выдавливается поршень, он прижимает колодку. На барабанных установках стираются быстрее колодки передние. Это подтверждается повышенной нагрузкой — с торможением смещается масса машины.
Бывают еще варианты износа:
- например, внутри колодка быстрее стирается;
- износ получается клиновидным;
- на одном механизме колодки быстрее стираются.
Необходимо разбираться в причинах такого явления
Выясняем, отчего колодка внутренняя на дисковом тормозе получается тоньше внешнего изделия. Значит, при растормаживании не весь поршень возвращается на позицию. Поэтому внутренняя часть получается прижатой на диске, контактирует с ним постоянно. Вариант возможен с повреждением уплотнителей поршня, попаданием грязи в цилиндр – аппарат просто «подклинивает».
Износ внешней детали случается при поврежденных резиновых компонентах – уплотнителей. С попаданием грязи формируется коррозия, «клинит» механизм суппорта. Предстоит вынимать этот механизм, зачищать аппарат, смазывать направляющие, менять уплотнители. Если этого не выполнять, от ржавчины может произойти износ элементов.
Рассмотрим ситуацию с клиновидным стиранием. Получается, что частично поверхности накладки быстрее изнашиваются. Такое возможно при неаккуратном обслуживании транспорта. Бывает, что при сборке узла не соблюдают технологию. В итоге направляющие даже гнутся. Наперекос выставляется суппорт, усилия прижима создается больше в конкретной точке. Придется менять направляющие.
Касание механизмов бывает разным. Иногда диск деформируется, нарушается геометрия изделия. Показатель обязательно отразится на колодках – они будут быстрее изнашиваться. Потребуется выполнение проточки этих дисков.
Статья по теме — Ремонт тормозной системы автомобиля своими руками — основные советы
Обнаружив на магистрали привода «завоздушивание», наличие грязи, у жидкости не получится выдавливать поршень. Поэтому колодки к диску не прижмутся. Подобный недуг проявляется с отклонением машины в сторону, на стадии торможения. Видимо, «пробило» привод магистрали.
Какое колесо клинит?
Если вдруг машина перестает нормально ехать, клюет носом, издавая характерные скрежещущие звуки и создавая впечатление, будто на каждом колесе повисло по пудовой гире, то можно смело констатировать факт заклинивания какого-то элемента тормозной системы одного из четырех или сразу нескольких колес. Обычно в этот перечень попадает трос ручника, суппорты, колодки или сам тормозной цилиндр.
Для этого рекомендуется:
- дать остыть механизму (хватит получаса);
- проехать около 10 метров, хотя авто, скорее всего, будет перемещаться внатяжку, всячески сопротивляясь движению, как будто включен стояночный тормоз;
- прощупать пальцем тормозные диски всех колес, используя для этих целей воздухоотводные отверстия.
Горячий диск указывает на то, что заклинивает именно это колесо, после чего будет гораздо проще выявить и устранить неисправность.
Конструктивные особенности
Основная масса передних и задних дисков изготавливается из чугуна. Его популярности способствовали невысокая себестоимость и неплохие фрикционные свойства. Но беда в том, что в процессе торможения происходит нагревание этого материала. Это может привести к его короблению, изменению формы рабочей поверхности и в итоге неравномерному стиранию. Для минимизации данных явлений производители начали выпуск передних и задних дисков с внутренней вентиляцией. А также стали нарезать на их поверхности канавки и перфорировать это изделие. Что позволило существенно уменьшить перегрев и увеличить их время эксплуатации.
Эффективное сцепление между колодками и диском начинается лишь после их притирки. В это время не стоит резко нажимать на тормоз, а нужно останавливаться плавно. Обычно это происходит при пробеге не более 1000 км. Проверить эффективность притирки можно на специальном стенде.
Какой износ тормозных дисков
Любой автовладелец должен знать, какой износ тормозных дисков допустимый, при котором их еще можно безопасно эксплуатировать, а какой уже предельный, и стоит сменить диски.
Дело в том, что при превышении максимального износа тормозных дисков существует вероятность возникновения аварийной ситуации. Так, в зависимости от конструкции тормозной системы тормозной поршень может либо заклинить, либо он попросту вывалиться из своего посадочного места. А если это случится на большой скорости — это очень опасно!
Допустимый износ тормозных дисков
Итак, какой допустимый износ тормозных дисков? Нормы износа тормозных дисков прописывает каждый производитель. Данные параметров зависит от мощности двигателя автомобиля, размера и вида тормозных дисков. Предельный износ будет отличаться для различных типов дисков.
Например, толщина нового тормозного диска для популярного автомобиля Шевроле Авео составляет 26 мм, а критический износ наступает при снижении соответствующего значения до 23 мм. Соответственно допустимый износ тормозного диска составляет 24 мм (по одной единице с каждой из сторон). В свою очередь производители дисков наносят информацию о пределе износа непосредственно на рабочую поверхность диска.
Делается это одним из двух методов. Первый — непосредственная надпись на ободке. Например, MIN. TH. 4 мм. Другой метод — метка в виде выемки на торцевой части диска, но с внутренней ее стороны (чтобы колодка не чиркала по ней). Как показывает практика, второй метод удобнее, поскольку при увеличении износа вплоть до критического диск начинает тормозить рывками, что будет наглядно ощущаться водителем при торможении.
Допустимый износ тормозных дисков считается таким который не превысил 1-1,5 мм, а уменьшение толщины диска на 2…3 мм от номинальной толщины будет уже предельным!
Что касается барабанных тормозных дисков, то у них по мере своего износа они не уменьшаются, а увеличиваются в своем внутреннем диаметре. Поэтому чтобы определить какой у них износ нужно проверять внутренний диаметр и смотреть, чтобы он не превышал допустимые нормы. Максимально допустимый рабочий диаметр тормозного барабана выштампован на его внутренней стороне. Как правило это 1-1,8 мм.
На многих ресурсах в интернете и в некоторых автомагазинах указывается, что износ тормозного диска не должен превышать 25%. На самом же деле износ ВСЕГДА измеряется в абсолютных единицах, то есть, в миллиметрах! Для примера приведем таблицу, аналогичную тем, которые приводятся для различных автомобилей в их технической документации.
Название параметра | Значение, мм |
---|---|
Номинальная толщина тормозного диска | 24,0 |
Минимальная толщина диска при максимальном износе | 21,0 |
Максимально допустимый износ одной из плоскостей диска | 1,5 |
Максимальное значение биения диска | 0,04 |
Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки | 2,0 |
На что нужно визуально обратить внимание для определения износа тормозного диска
Главный признак износа тормозной системы обозначается пульсированием педали тормоза и вибрацией автомобиля, а так же его корпуса.
- Совершая экстренное торможение, (резко нажимая на педаль во время движения), издается скрип, скрежет, и другие не нужные звуки. Это указывает на то что, неисправные тормозные колодки задевают тормозной диск, создавая его износ. Возможно, так же, это несоответствие деталей с диском, из-за не качественных тормозных колодок.
- При убавлении скорости, педаль тормоза ощущается мягче, проваливается или наоборот, происходит ее блокировка. Такой признак указывает на предельную изношенность тормозных колодок.
- Неисправностью системы также является длинный тормозной путь.
- Вибрация и визг тормозов свидетельствуют о повышенном износе накладок тормозных колодок, об овальности тормозных барабанов, или задирах на дисках.
- Современные машины оснащены датчиками износа колодок. Горящий индикатор показывает износ колодок, которые подлежат замене.
- Изменения момента торможения и биение руля при этом, сигнализирует о деформации дисков.
- Нажимая на педаль тормоза, на большой скорости, машину заносит в сторону, а возможно и раскручивает на сухой дороге.
- Отсутствие обратного хода тормозной педали, говорит о пригорании колодок к диску, а значит об отсутствии тормозов. Ездить в таком состоянии на машине категорически запрещено.
- Если при торможении происходит блокировка одного или нескольких колес, то такой признак указывает на наличие задиров на тормозном диске, и требует его проточки, или замены.
Исправность заднего тормоза можно проверить таким путем: пустить машину задним ходом и нажать на педаль тормоза. Если автомобиль неохотно останавливается, то это указывает на неисправность задней тормозной системы.
Перечисленные признаки являются косвенными, визуальными. Основные неисправности дисков выявляются при непосредственном их осмотре, и замере на изношенность.
Проверяя диски можно обнаружить деформацию или перекос детали, присутствие глубоких сколов, царапин, выступающий бортик по краю, уменьшенную толщину, растрескивания. Все это показывает на износ диска и требует его замены.
От чего зависит износ тормозных дисков
Степень износа тормозных дисков зависит от многих факторов. Среди них:
- Стиль вождения автолюбителя. Естественно, что при частых резких торможениях происходит чрезмерный износ диска и износ тормозных колодок.
- Условия эксплуатации машины. В горной либо холмистой местности тормозные диски изнашиваются быстрее. Это объясняется естественными причинами, поскольку тормозная система таких автомобилей используется чаще.
- Тип трансмиссии. У автомобилей с механической коробкой передач диски, как и колодки, изнашиваются не так быстро. И наоборот у автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией либо вариатором износ диска происходит быстрее. Объясняется это тем, что для остановки машины с АКПП водитель вынужден пользоваться исключительно тормозной системой. А машину с «механикой» зачастую можно притормозить за счет двигателя.
- Тип тормозных дисков. В настоящее время на легковых автомобилях используются следующие типы тормозных дисков: вентилируемые, перфорированные, диски с насечками, а также сплошные. Каждый из перечисленных типов имеет свои преимущества и недостатки. Однако как показывает практика быстрее всего выходят из строя сплошные диски, а вентилируемые и перфорированные — ходят дольше.
- Класс износостойкости. Он напрямую зависит от цены и указанного выше типа диска. Многие производители вместо класса износостойкости просто указывают минимальный пробег для автомобиля, на который рассчитан тормозной диск.
- Жесткость тормозных колодок. Чем более мягкая тормозная колодка — тем она в более щадящем режиме работает с диском. То есть, ресурс диска увеличивается. При этом торможение автомобиля будет более плавным. И наоборот, если колодка жесткая, то она быстрее изнашивает диск. Торможение при этом будет более резким. В идеале желательно, чтобы класс жесткости диска и класс жесткости колодки совпадали. Это продлит ресурс не только тормозного диска, но и тормозных колодок.
- Масса автомобиля. Обычно на более крупные автомобили (например, кроссоверы, внедорожники) устанавливают диски с большим диаметром, а их тормозная система является более усиленной. Однако в данном случае указывается, что у загруженного автомобиля (то есть, перевозящего дополнительный груз или буксирующего тяжелый прицеп) тормозные диски изнашиваются быстрее. Это объясняется тем, что для остановки груженного автомобиля необходимо большее усилие, возникающее в тормозной системе.
- Качество материала диска. Зачастую дешевые тормозные диски сделаны из некачественного металла, который быстрее истирается, а также может со временем иметь дефекты (искривления, наплывы, трещины). И соответственно, чем качественнее металл, из которого сделан тот или иной диск — тем дольше он прослужит до замены.
- Исправность тормозной системы. Такие неисправности, как проблемы с рабочими цилиндрами, направляющими суппортов (в том числе отсутствие в них смазки), качество тормозной жидкости может повлиять на быстрый износ тормозных дисков.
- Наличие антиблокировочной системы. Система АБС работает по принципу оптимизации усилия, при котором колодка давит на тормозной диск. Поэтому это продлевает срок эксплуатации как колодок, так и дисков.
Обратите внимание, что обычно износ передних тормозных дисков всегда превышает износ задних так как на них оказывается значительно большее усилие. Поэтому ресурс передних и задних тормозных дисков разный, но при этом и разные требования к допуску износа!. В среднем же, для стандартного легкового автомобиля, используемого в городских условиях, проверку диска необходимо выполнять примерно через каждые 50…60 тысяч километра пробега
Следующий осмотр и замер износа делают в зависимости от процента износа. Многие современные диски для легковых автомобилей легко работают на протяжении 100…120 тысяч километров пробега при средних условиях эксплуатации
В среднем же, для стандартного легкового автомобиля, используемого в городских условиях, проверку диска необходимо выполнять примерно через каждые 50…60 тысяч километра пробега. Следующий осмотр и замер износа делают в зависимости от процента износа. Многие современные диски для легковых автомобилей легко работают на протяжении 100…120 тысяч километров пробега при средних условиях эксплуатации.
Признаки износа колодок
Колодки — это расходные запасные части автомобиля, которые постоянно истираются и со временем полностью выходят из строя. Каждый автовладелец (водитель) обязан следить за тем, чтобы колодки находились в работоспособном состоянии (не были слишком стерты). От этого зависит безопасность движения и здоровье не только водителя и пассажиров конкретного автомобиля, но и других участников дорожного движения.
Существует ряд признаков, которые указывают на то, что тормозные колодки находятся уже в критическом состоянии и их нужно менять. К этим признакам относится:
- Появление писка при торможении. На самом деле причин того, что скрипят колодки при торможении, может быть несколько. Однако одной из них является и их значительный износ, в том числе неравномерный. Поэтому имеет смысл проверить их состояние.
- Появление вибрации рулевого колеса при торможении. А в самых худших случаев даже ударов. На самом деле этот симптом может быть вызван и другими причинами, однако не лишним будет и проверить состояние передних (а заодно и задних) тормозных колодок.
- Машина плохо тормозит. То есть, тормозная система не отрабатывает должным образом. Это также может быть вызвано различными причинами (износом дисков/барабанов, разгерметизацией системы, изменением состава тормозной жидкости), однако имеет смысл проверить состояние всех тормозных колодок.
- Для адекватного торможения нужно прилагать больше физической силы на педаль тормоза. Ситуация аналогична, причин может быть несколько, однако нужно проверить и состояние колодок.
Несмотря на то, какая именно неисправность стала поводом для неравномерного изнашивания колодок, перед их заменой обязательно необходимо избавиться от выявленной неисправности. В противном случае новые тормозные колодки постигнет участь старых.
Как работает тормозная система автомобиля?
Вначале немного теории. Тормозная система необходима в любом транспортном средстве для изменения скорости движения машины, совершения маневров исходя из ситуации на дороге, остановки.
Несмотря на обилие марок, которые предлагает потребителям современное автомобилестроение, принцип ее работы одинаковый для всех. Она состоит из:
- педали;
- главного тормозного цилиндра;
- соединительной арматуры (трубок);
- рабочих цилиндров, расположенных на обеих осях машины;
- усилителя.
Водитель, нажимая на педаль в салоне, через поршень главного цилиндра оказывает давление на тормозную жидкость, которая поступает в систему. Она воздействует на рабочие цилиндры, которые приводят в действие устройства торможения.
При отпущенной педали происходит обратная работа: «тормозуха», как ее называют водители, возвращается в главный цилиндр и бачок, а колеса становятся свободными.
Механизмы торможения
Они подразделяются на два вида: барабанного типа и дисковые. Первый тип изобрел знаменитый француз Луи Рено, основатель марки Renault, в 1902 году. В этом же году Уильям Ланчестер с берегов Британии запатентовал дисковую систему. Она не пользовалась популярностью по причине ужасного скрипа, который издавали медные колодки при контакте с диском.
Дисковый вариант в современном обличии появился значительно позже: в 1953 году их установила на «Ягуар» фирма British Girling.
Барабанные тормоза. Состоят из самого барабана, металлической чаши, закрепленной на ступице, одного или двух цилиндров, пружин, колодок. При нажатии на педаль, последние расходятся, прижимаются к округлой поверхности барабана, вращающегося вместе с колесом, происходит торможение.
Вся нагрузка от трения двух компонентов системы приходится на фрикционные накладки, которые приклеены или приклепаны к металлическому корпусу колодок.
Такие механизмы в современном автомобилестроении считаются менее эффективными, поэтому сейчас они устанавливаются в основном на коммерческом транспорте, на задних колесах некоторых марок легковых автомобилей. Много раз обсуждали этот момент у нас на форуме по лада Веста.
Дисковые тормоза
Система состоит из идеально гладкого чугунного диска, расположенного на ступице, суппорта, в котором стоят две колодки, одного или двух рабочих цилиндров. Сам суппорт прикреплен непосредственно к подвеске авто.
При торможении устройство приводит в движение гидравлика, которая и обеспечивает тесный контакт фрикционных накладок колодок и диска.
В чем преимущество дисковой системы?
Объясним, почему производители современных автомобилей предпочитают такие устройства:
- Более стабильное торможение. Площадь контактируемого пятна в барабанном виде больше, чем в дисковом. Однако поршни не в состоянии равномерно прижать колодки, что сказывается на качестве процесса. Колодки в системе с диском прижимают его с обеих сторон, обеспечивая оперативную остановку колеса.
- Дисковые тормоза меньше по размеру и по весу. Температурный режим их работы значительно ниже. В этом «виноваты» вентиляционные отверстия в диске, небольшие размеры участка соприкосновения деталей. В результате они меньше перегреваются, делая торможение более эффективным.
- Фрикционные накладки расположены внутри барабанного устройства. Вся пыль от трения попадает на контактируемую поверхность, что также мешает качественному замедлению автомобиля.
- Дисковые тормоза удобны: их проще обслуживать.
Современная промышленность выпускает диски обычного вида и вентилируемые. Последние обеспечивают обдув воздухом через отверстия, что позволяет снизить рабочую температуру. Они шире обычных по толщине, стоят дороже, но имеют больший эксплуатационный ресурс.
Разобравшись с принципом работы системы, перейдем к основной теме обзора.
Проблемы с направляющими
Как известно, суппорт при работе «ходит» по направляющим, которые еще зачастую называют «пальцами». Если на них попадает грязь, влага, они ржавеют, на них появляются сколы, царапины или другие механические повреждения, то возникает проблема с их заклиниванием. Проблема похожа на ситуацию с износом суппорта – излишне может сжиматься фрикционная часть с одной стороны, из-за чего и возникнет неравномерный износ колодок.
Статья в тему: Неисправности стартера и особенности ремонта своими руками
Чтобы подобная ситуация не возникала, следует не только следить за тормозной жидкостью и своевременно ее менять, но и обязательно при установке пальцев их смазывать специальной смазкой
Обратите внимание, что распространенной ошибкой является использования смазки колодок для направляющих. Это неправильно, для них есть специальная смазка с необходимыми свойствами
Правильный процесс проверки колодок и диска
Перед проверкой просмотрите таблицу показателей допустимых размеров частей тормозного механизма. Когда данные совпадают, начните производить замену. Процесс делится на следующие этапы:
- Устанавливаем транспорт на домкрат и убираем переднее колесо.
- Чистим диск от осевшей пыли.
- Штангенциркулем определяем толщину диска. Допустимый параметр износа – 10,8 мм.
- В смотровом окошке определяем толщину обеих колодок, можно взять штангенциркуль.
- Отверткой смотрим как ходят колодки. Когда двигаются туго, значит, они сдавили диск. Если потертость неравномерная необходимо поставить новый цилиндр и суппорт.
- Чтобы добраться до задних, снимаем колесо и барабан.
- Вымеряем их толщину и размер поверхности барабана. Диаметр должен не превышать 201.5 мм.
Тормозные колодки
Производить замену деталей нужно если:
- накладки в масле;
- изделия тоньше 1,5 мм;
- накладки неплотно соединены с основанием;
- диски нужно заменить, если есть царапины или деформация формы.
Основные признаки износа тормозных колодок
1. Странное поведение тормозной системы.
Если вы стали замечать, что торможение стало слишком резким или слабым, а педаль тормоза опускается ниже, чем обычно, то это сигнал, исходящий от износившейся колодки.
2. Биение при резком торможении.
Шум и ощущение биения свидетельствуют об одной из двух возможных причинах. Первая — износ колодок. Шум возникает из-за сколов и трещин на детали, появившихся в результате неравномерного стирания поверхности изделия, срок службы которого уже близится к концу, а сама деталь требует срочной замены. Вторая возможная причина — износ тормозного диска. В этом случае необходимо заменить запчасть или проточить ее.
3. Металлическая стружка на колесных дисках.
Такой способ проверки возможен только, если у вас не установлены вентилируемые тормоза или легкосплавные колесные диски. Проверка заключается в следующем: под колпаком колеса необходимо проверить наличие металлических вкраплений в тормозной пыли. Если они есть, то это свидетельствует о повреждении накладки, из-за чего диск царапается колодкой. В случае их отсутствия (цвет угольный и равномерный), то с накладкой все в порядке.
4. Снижение уровня тормозной жидкости в бачке.
Свидетельствует о возможных проблемах с тормозными колодками или дисками.
5. Сигнал датчика (при его наличии).
Датчик монтируется во фрикционной накладке. Изнашивание колодок до минимума вызывает замыкание цепи, что запускает включение сигнала о необходимости их замены на панели управления автомобилем. Однако не стоит полностью полагаться на датчик, т.к. провод может подвергнуться коррозии из-за контакта с водой, что выведет из строя систему оповещения.
Одним из самых эффективных способов обнаружения неисправностей является диагностика тормозной системы в автосервисе вследствие того, что не все проблемы явно обнаруживают себя. Кроме того, уровень износа колодки и срок до ее замены лучше всего определит экспертный анализ. Здесь же можно подобрать и установить замену изношенной детали на выгодных условиях.
Если такие явления наблюдаются, игнорировать их нельзя, так как тормоза могут отказать в любой момент. Надо отметить, что существует степень допустимого износа колодок, которая определяется отдельно для каждой модели. Она указывается производителем и определяет необходимость их замены в том или ином случае.