Организация технического обслуживания на СТО

С кем согласовывается деятельность

Чаще всего собственникам и руководству сервисных мастерских придется сталкиваться с требованиями и проверками:

  • Санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора и его местной структуры — СЭС).
  • Пожарной инспекцией и МЧС.

Кроме этого, деятельность должна быть согласована с управлением по архитектуре, экологами и ГИБДД.

Требования могут варьироваться в зависимости от вида мастерской:

  • Шиномонтаж.
  • Кузовные работы (включающие сварку, рихтовку и т. п. услуги). К этим организация требования МЧС и пожарных особо строги.
  • Предприятие, обслуживающие электрику автомобилей.
  • Специализированные организации (ремонтирующие автомобили от одного производителя или определенной марки).
  • Ремонтные сервисы общего назначения.

Однако общие требования ко всем мастерским будут стандартными. Изложены они в законах РФ, СНиПах, ГОСТах, приказах и постановлениях правительства, методических указаниях и некоторых других регламентирующих документах.

Метод специализированных постов

Метод специализированных постов предусматривает выполнение всего объема работ технического обслуживания данного вида по каждому автомобилю на нескольких постах. При этом степень специализации постов зависит от характера работ, для выполнения которых требуется однородное оборудование и соответственная специализация рабочих (например, смазочные, электротехнические, крепежные работы.) Специализация постов может также ограничиваться числом выполняемых операций по данному виду работ или предусматривать совмещение однородных работ.

Метод специализированных постов в свою очередь может быть:

Поточный метод

При поточном методе объем работ данного вида технического обслуживания, выполняемых одновременно, распределяется по нескольким постам, расположенным в технологической последовательности с закреплением за каждым постом определенных операций и специализированных рабочих мест. Посты могут располагаться прямоточно по направлению движения автомобиля или в поперечном направлении.

Необходимым условием этого способа организации процесса обслуживания является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом из постов, что достигается постоянным объемом работ, выполняемых на постах, и соответствующим количеством рабочей силы на них.

Нарушение установленных норм времени или объемов работ хотя бы на одном посту может вызвать непроизводительные простои на других постах и нарушение процесса поточного производства. Объем работ на постах может быть изменен только при условии изменения количества работающих на постах всего потока. Специализация постов обслуживания обусловливает специализацию рабочих.

Посты при поточном методе обслуживания чаще всего располагают по прямой линии, что обеспечивает наиболее короткий путь перемещения автомобиля с одного поста на другой. Совокупность постов при поточном методе обслуживания называется линией обслуживания.

Операционно-постовой метод

При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида технического обслуживания распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными-постами. за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например:

  • 1-й пост — механизмы передней подвески и переднего моста
  • 2-й пост — задний мост и тормозная система
  • 3-й пост — коробка передач, сцепление, карданная передача

Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоя на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов.

Организация работ по такому методу обусловливает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда.

Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, а следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовать в несколько приемов-заездов, распределив его на несколько дней.

Основными преимуществами поточного метода обслуживания являются сокращение трудоемкости и повышение производительности труда при одновременном улучшении качества технического обслуживания, снижение квалификации рабочих, лучшее использование производственных площадей и оборудования, повышение дисциплины труда и уменьшение себестоимости работ по обслуживанию.

Данный метод организации технического обслуживания нашел применение в крупных автохозяйствах при организации ЕО, ТО-1 и ТО-2.

При поточном методе автомобили могут перемещаться по постам обслуживания периодически или непрерывно. В первом случае процесс называется потоком периодического действия, во втором — потоком непрерывного действия.

Автомобили на поточной линии могут перемещаться с поста на пост:

  • своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателя);
  • перекатыванием автомобилей на колесах по наклонной плоскости, вдоль которой расположена линия обслуживания;
  • перекатыванием автомобилей вручную на роликовых тележках по рельсам;
  • при помощи конвейеров.

ТОИР и управление ремонтами

ТОИР – это совокупность различных важных для предприятия ремонтно-профилактических работ. Представляет собой комплекс процессов по восстановлению или поддержанию оборудования в том состоянии, в котором оно может выполнять возложенные на него задачи и функции. К подобным процессам относятся техническое обслуживание, наладка, модернизация, ремонт, настройка, монтаж, диагностика, мониторинг состояния. Каждая из этих работ не может выполняться отдельно. Все процессы взаимосвязаны. Они выступают частью ТОИР.

Элементами данной системы являются:

  • Объекты ТОИР. Представляют собой производственные активы предприятия. К ним принадлежит оборудование, инструменты, техника. Они обеспечивают производство продукции. Все активы должны быть исправны, чтобы выполнять функции, необходимые предприятию.
  • Средства ТОИР. Это запчасти, материалы, инструменты, приборы. Они используются для поддержания или восстановления рабочего состояния производственных активов предприятия.
  • Программное обеспечение. Это специальные системы, позволяющие автоматизировать все процессы по ТОИР. Обеспечивают работу с данными о состоянии оборудования предприятия и выполнении необходимых для поддержания работоспособности работ. К программному обеспечению относятся ІТ-средства, начиная от электронных таблиц Excel и заканчивая программами мониторинга и диагностики, сложными ЕАМ системами.
  • Техническая документация. К ней принадлежат технологические карты, инструкции, справочники. Техническая документация определяет порядок проведения ТОИР оборудования компании, а также регламентирует качество таких работ.
  • Инженерно-технический персонал. Это специалисты, которые занимаются непосредственным ремонтом и обслуживанием техники и оборудования, использующихся на предприятии, для поддержания их работоспособного состояния.
Популярные статьи  Как определить состояние свечи зажигания

Для организации всех работ по ТОИР обычно на предприятии создается специализированное подразделение. Назначается руководитель, который несет ответственность за работоспособное состояние оборудования и техники перед директором компании. Для выполнения задач в области ТОИР используются специальные модули и программы. Они автоматизируют необходимые процессы.

Сколько стоит открыть СТО? Финансовая часть

Чтобы правильно спланировать работу предприятия и получать стабильный доход, необходимо заранее просчитать все расходы и ожидаемую прибыль. Следует установить фиксированные расценки на выполняемые работы, однако желательно их корректировать с учётом сезонности, объявляя акции и скидки.

Кроме того, в начале работы рекомендуется немного понизить цены в сравнении с конкурирующими организациями. Как уже говорилось выше, затраты на организацию бизнеса зависят от размеров и специализации будущего автосервиса. В качестве примера рассмотрим финансовую организацию небольшой СТО с минимальным перечнем оказываемых услуг.

Затраты

  • Согласование документов для открытия СТО – около 20 000 рублей.
  • Реклама (наружная, в печатных и электронных СМИ) – около 30000.
  • Закупка и установка оборудования – около 2 миллионов рублей.

Помимо капитальных вложений, существуют и текущие ежемесячные расходы:Организация технического обслуживания на СТО

  • аренда площадей – 140-160 тысяч;
  • зарплата персонала – не менее 200 000;
  • закупка расходных материалов – до 100 000.

Прибыль

Этот показатель зависит от успешности и грамотности организации предприятия. Начинающий автосервис может рассчитывать на ежемесячную выручку в размере от 500 тысяч рублей. Таким образом, прибыль составит от 50000 ежемесячно.

Окупаемость

В зависимости от прибыли, СТО окупается за срок от одного года до трёх.

Таким образом, открытие автосервиса является перспективным видом бизнеса и позволяет рассчитывать на приличный ежемесячный доход

Уделив должное внимание таким важным аспектам организации, как составление проекта станции технического обслуживания автомобилей, подбор опытного персонала и грамотное распределение денежных средств, можно гарантированно ожидать успешного развития предприятия.. Зарабатывайте от 90 000 р

до 700 000 р. В МЕСЯЦ

Организация технического обслуживания на СТО
Зарабатывайте от 90 000 р. до 700 000 р. В МЕСЯЦ

на прокачке и продаже NFT-персонажей
в онлайн MMORPG игре-бестселлере!

Помогла статья? Подписывайтесь в наши сообщества: , Фейсбуке, , Одноклассниках или Google Plus.

Будем очень благодарны, если поставите «Лайк» ниже. Спасибо!

Получайте обновления прямо на вашу почту:

Технические воздействия могут выполняться разными методами:

  1. индивидуальным методом все работы выполняются непосредственно на автомобиле;
  2. агрегат удаляется из неработающей единицы (единиц) автомобиля и заменяется новой или отремонтированной единицей из оборотных средств; количество однотипных единиц в оборотном капитале обычно составляет 47 единиц на 100 автомобилей;
  3. метод агрегатного сечения, некоторые группы агрегатов назначаются разным производственным участкам.

В крупных АТП и СТО работа может выполняться специализированными бригадами (ЭО, ТО1, ТО2, ТР, ремонт агрегатов); сложные команды (ТО1, ТО2, TR); командами производственных площадок, метод агрегатной площадки.

Незаинтересованность работника в качественном выполнении ТОПа и отсутствие личной ответственности. В современных условиях этот недостаток может быть преодолен с помощью надлежащей платежной системы, например, в форме пакета акций каждого ATP, работающего с прибылью. В большом АТП и в БЦТО метод организации работы агрегатного участка наиболее рациональный. Основное производственное звено — это секция, которая выполняет все работы по техническому обслуживанию и ремонту для данной единицы или системы всех автомобилей ATP или всех различных транспортных средств ATP, назначенных BTSTO.

Рекомендуется организация

  1. моторы;
  2. трансмиссии (включая центральный и складной стояночный тормоз);
  3. тележка, тормоз
  4. системы и рулевое управление; энергосистемы и электрооборудование;

Все работы выполняются, как правило, в специализированных местах и ​​на рабочих местах. Основной документ — это лист ТО и ремонта, составленный слесарем КТП. Во время работы вводятся имена людей, которые выполнили конкретные технические вмешательства. Общее руководство работой производственных участков осуществляет начальник производства, оперативное руководство — экспедитор. Мастера производственных участков непосредственно организуют работу и проверяют качество их выполнения.

Они гарантируют специализацию мест, оборудования и художников, а также сокращение необходимых производственных площадей. Однако создавать производственные линии ТО2 даже на крупных АТП бесполезно: сопутствующие ремонты нарушают темпы производства, автомобиль может простоять на КПП много часов или даже несколько дней, блокируя продвижение последующих автомобилей на производственной линии.

Анализ экономических показателей деятельности СТО

Общее количество обслуженных автомобилей в автосервисе компании в 2018 году составило 7224 единицы, что меньше 2017 года на 3,75% или на 281 единицу.

Организация технического обслуживания на СТО Динамика количества обслуженных автомобилей в ООО «Фит Автосервис», ед.

При этом еще в 2017
году за счет открытия новых филиалов в г. Кемерово, динамика была
положительной. Причиной снижения количества обслуженных автомобилей в ООО «Фит
Автосервис» в 2018 году является общее снижение спроса в связи со снижением
реальных доходов населения.

Снижение количество машинозаездов, являющимся основным показателем объемов оказания услуг станции технического обслуживания, не повлияло на положительную динамику выручки от продаж.

Организация технического обслуживания на СТО Динамика и состав выручки от продаж в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.

Открытие новых филиалов СТО позволило с 2016 года нарастить высокий объем выручки, как по оказанию автосервисных услуг, так и по реализации автомобильных запасных частей. ООО «Фит Автосервис» имеет довольно весомое преимущество по сравнению с другими станциями технического обслуживания и автосервисами, которое выражается в наличии возможности самостоятельного подбора автомобильных запасных частей для клиента. Таким образом, клиент просто сдает автомобиль на обслуживание и не беспокоится о поиске необходимых его автомобилю узлов и агрегатов.

Популярные статьи  Экономитель топлива fuelfree: развод или правда? (+ реальные отзывы)

Организация технического обслуживания на СТО

Рост себестоимости продаж в совокупности с довольно высоким уровнем коммерческих расходов компании оказали существенное влияние на величину прибыли от продаж. Так, в 2017 году прибыль от продаж по сравнению с 2016 годом в компании сократилась на 592 тыс.руб., а в 2018 году относительно 2017 года еще на 1273 тыс.руб.

Организация технического обслуживания на СТО Динамика прибыли от продаж и чистой прибыли в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.

Причиной снижения общей
величины чистой прибыли компании стал рост затрат, как на оказание услуг
технического обслуживания, так и существенный рост на закупаемые для
перепродажи автомобильные запчасти.

Графически соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Фит Автосервис» представлено на рисунке.

Организация технического обслуживания на СТО Динамика дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.

Существенный рост кредиторской
задолженности в компании в 2018 году был вызван ростом задолженности перед
поставщиками автозапчастей и специальных жидкостей (масла, антифриз и
т.п.).  При этом, в компании наблюдается
рост задолженности перед подрядчиками за оказанные услуги по ремонту и
обеспечению деятельности помещений СТО.

При том, что в 2017 году компанией были открыты новые филиалы, существенно среднесписочная численность работников не изменилась, это было вызвано изменением системы управления персоналом в компании, и перераспределением обязанностей по управлению новыми филиалами СТО на действующий административно – управленческий персонал. Это позволило повысить уровень производительности труда.

Организация технического обслуживания на СТО Динамика производительности труда в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб./чел.

Рост производительности
труда был обеспечен, прежде всего, увеличением общего объема выручки от
оказываемых услуг и реализации автомобильных запасных частей, а также
совершенствование системы управления персоналом. Необходимо отметить, что в
компании системе обучения персонала уделяют довольно много внимания. Так,
компания имеет свой тренинговый  Центр
FIT LAB (г. Новосибирск).

Эффективность
использования основных средств в компании имеет не стабильную динамику, так,
если в 2017 году относительно 2016 году показатель фондоотдачи возрос на
67,56%, то в 2018 году можно пронаблюдать его отрицательную динамику, что в
целом вызвано высоким уровнем роста среднегодовой величины основных средств.
Высокие темпы роста среднегодовой величины оборотных активов, вызванные
увеличением финансовых вложений на предприятии, привели к снижению
оборачиваемости оборотных средств на 64,3% в 2017 году относительно 2016 года и
на 44,7% в 2018 году по отношению к 2017 году.

Существенной проблемой компании, вызванной ростом себестоимости продаж и коммерческих расходов, является отрицательная динамика рентабельности продаж и рентабельности затрат.

Организация технического обслуживания на СТО Динамика рентабельности продаж и рентабельности затрат в ООО «Фит Автосервис», %

Снижение общей величины
прибыли от продаж, стало основным фактором снижения показателей рентабельности,
что в дальнейшем при аналогичных темпах, может привести к недостатку
формирования собственных финансовых ресурсов.

Группы процессов

Методология построена на десяти группах типовых бизнес-процессов. В зависимости от специфики производства, оборудования и организационной структуры каждая группа разделяется на процессы, глубина описания которых также зависит от решаемой задачи.

Так, группа 01 ОБЪЕКТЫ включает в себя процессы описания объектов ТОиР. Под объектами понимаются единичное оборудование и технологические системы из множества единиц взаимосвязанного оборудования. От правильного управления процессом описания объектов ТОиР зависит правильность отображения этих объектов в информационных системах. А от этого, в свою очередь, зависит правильность принятия технических, организационных, финансовых решений по поддержанию необходимой надежности.

Группа 02 ЭКСПЛУАТАЦИЯ — использование оборудования по его непосредственному предназначению. В процессе эксплуатации оборудования необходимо также выполнять операции, необходимые для обеспечения его надежности, соблюдать правила эксплуатации, которые непосредственно влияют на программу его поддержания.

Группа 03 НАДЕЖНОСТЬ — управление надежностью является ключевым процессом в организации эффективного управления сложными производственными системами. В ходе анализа исследуются все потенциальные отклонения в работе оборудования (дисфункции). На основе ранжирования критичности их последствий и определяется надёжность — показатель, характеризующий способность оборудования выполнять необходимые функции, и строится новая или корректируется существующая программа работ по ТОиР, модернизации, замене.

04 ДИАГНОСТИКА — процессы диагностики стоятся на использовании технических средств и методов, методологии контроля технического состояния оборудования. Процессы управления диагностикой должны интегрироваться в общую систему управления ТОиР и предоставлять достоверную и своевременную техническую информацию относительно фактического состояния оборудования для планирования своевременных воздействий на него.

05 ПЛАНИРОВАНИЕ — это группа процессов, в результате которых резервируются ресурсы, необходимые для выполнения работ по ТОиР. Современный процесс организации планирования предполагает большую аналитическую работу по исследованию причин типовых дефектов, поиску и организации выполнения не просто ремонтов, например по программе планово-предупредительных ремонтов, а комплексных программ поддержания надежности.

06 УПРАВЛЕНИЕ РАБОТАМИ — координация непосредственного выполнения спланированных заранее работ по ТОиР. Работы, выполняемые в условиях действующего производства, требуют более четкой координации при изменении условий. Поскольку спланировать и «заложить» в нормативы все возможные отклонения нельзя, то процессе управления работами происходит управление «фронтом работ» непосредственно перед началом их выполнения (на горизонте планирования неделя — день — смена).

07 ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — группа процесс, обеспечивающих соблюдение действующих правил и ограничений в области промышленной, экологической безопасности. Процессы управления ТОиР непосредственно влияют на надежность и безопасность при эксплуатации опасных объектов и должны, безусловно, интегрироваться с процессами обеспечения и контроля безопасности

Важно, что процессы управления промышленной безопасностью и управление ТОиР не исключают и не подменяют друг друга, а выполняются параллельно и должны быть тесно интегрированы

08 ВЫПОЛНЕНИЕ — группа процессов непосредственного «закручивания». Они необходимы для обеспечения целостности системы управления ТОиР, поскольку вопросы, например, «Какими ключами закручивать?», непосредственно связаны с организацией работ по ТОиР.

Популярные статьи  Как часто менять ремень ГРМ на автомобиле: что нужно учитывать

09 СКЛАДЫ И ЗАКУПКИ ТМЦ — эта группа необходимых процессов управления закупками и хранением ТМЦ в системе управления ТОиР. Именно наличие (или отсутствие) нужных запчастей и материалов выступает основной проблемой в организации гибких систем управления ТОиР, в которых основной принцип планирования «точно по состоянию» в противовес «точно в срок», используемый в системе планово-предупредительных ремонтов (ППР).

10 ФИНАНСЫ, ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРИЯ — процессы, связанные с денежным выражением результатов организации работ по ТОиР. В современных производственных системах именно деньги являются универсальным инструментом оценки любых процессов, в том числе и технических.

Руководитель техслужбы главный инженер.

Техническая служба состоит из производственных участков и цехов с необходимым оборудованием и персоналом (рабочими), вспомогательных подразделений, обеспечивающих производство ТОП, и координационного органа. Основная часть всех работ по техническому обслуживанию должна выполняться в то время, когда машины не работают на линии. Если подвижной состав работает в одну смену, то техническое обслуживание и ремонт можно проводить в одну или две смены (рис. 1.1а). Если все автомобили работают в две смены, техническая база может работать только в одну смену (рис. 1.16). Парк можно разделить на три колонны, каждая из которых работает в одну смену (рис. 1.1 в) или в две смены.

Теперь, когда есть много карликовых АТФ, не имеющих собственной технической базы, необходимо создать централизованную базу технического обслуживания и ремонта (BTSTO), каждая из которых обслуживает несколько АТФ. Такие BTSTO могут возникать как независимые коммерческие предприятия, предлагающие свои услуги автопарку (как любая заправочная станция), или создаваться несколькими ATP в сотрудничестве.

Регламентирующие документы

  • ВСН 01-89
  • СП 7.13130.2009.
  • ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года.
  • ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994..
  • СП 5.13130.2009.
  • ПП N 390 от 25.04.12.
  • НПБ 88-2001.
  • Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г и НПБ по обучению мерам ППБ.

Требования к документации

Любое предприятие по обслуживанию ТС должно иметь инструкцию по пожарной безопасности (ПБ). Причем для административного комплекса (при его наличии), складской зоны, предназначенной для хранения запасных частей и материалов, а также рабочей зоны разрабатывается отдельная инструкция. Помимо этого автомастерская должна иметь:

  • Инструкцию по действиям при пожаре, распечатанною в цветном исполнении в формате А3.
  • График инструктажей по ППБ (противопожарной безопасности): вводного, текущего (первичного и повторных).
  • Правила пользования огнетушителями в формате А4 (размещаются у каждого средства тушения пожара).
  • Приказ о назначении ответственного лица по ППБ.
  • Номер вызова бригады для тушения пожара с мобильного и стационарного телефона.
  • Знаки, определяющие категорию опасности пожарных помещений в цветном исполнении в формате А4 и знак жесткой сцепки для эвакуации ТС.
  • Журналы: учета стандартных средств тушения пожара и инструктажа персонала.

Журналы регистрируются в соответствующих органах.

Требования к помещению

Основные требования к помещению указаны в разделе о требованиях санитарных служб. Дополнительно можно сказать, что помещение автосервиса обязательно должно иметь пожарный выход. На пути эвакуации персонала стены помещения нельзя отделывать материалом легко возгорающимся или плавящимся (деревом, обоями, пластиком, горящим с испусканием ядовитого дыма).

Требования к освещению и проводке

Электрика в пожароопасных зонах монтируется во взрывозащищенном исполнении. Осветители монтируются во взрывозащитной арматуре. Перед началом работы исправность электрооборудования должна быть проверена. работать с неисправным оборудованием запрещено.

Требования к вентиляции

Все вентиляционные ходы, рукава, кожухи, защитные короба должны быть выполнены из материала:

  • негорючего;
  • устойчивого к воздействию агрессивных факторов внешней среды (влаги, коррозирующих веществ и т.п.);
  • огнеупорного.

Все швы и стыки обрабатываются герметиком и не должны пропускать загрязненный воздух. По ТБ все элементы вентиляционной системы монтируются в защитном коробе. Однако доступ ремонтникам к ней не должен быть затруднен.

Помещения с высокой пожаро- взрывоопасностью (например, для работы с генератором на ацетилене) требуют монтажа вентиляции во взрывобезопасном исполнении.

Требования к пожарной сигнализации

Требования зависят от размеров помещения и количества обслуживаемых автомобилей.

Согласно СП 113.13330.2012 любое помещение, ориентированное на сервисное обслуживание ТС должно быть оснащено АУПС согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.5). Если:

  • Здание более 50 квадратов устанавливают АУПС и СОУЭ  2(СО+ЗО) (при количестве машиномест до 100 шт)
  • При обслуживание более 3 автомобилей должна быть установлена система автоматического тушения пожара (АУПТ) согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.3), СОУЭ 2.

Для крупных предприятий, обслуживающих от 100 машин рекомендуется установка СЛУЭ 1.Если автомастерская использует лакокрасочные изделия, то все оборудование монтируется через «искрозащиту». То есть в пожаро- и взрывобезопасном исполнении.

Основные компоненты системы ППБ для ремонтно-монтажных предприятий следующие:

  • Извещатели: дымовые, тепловые, ручные. Для предприятий, обслуживающие более 3 автомобилей одновременно рекомендуемы датчики пламени.
  • Оповещатели: световые (знак выход, с указанием пути эвакуации) и звуковые/сирены. Для крупных предприятий рекомендуются голосовые оповещатели.
  • КП (панель контроля, принимающая сигнал и транслирующая его пожарной службе).

Большое значение при пожаре имеет оперативность вывода людей из зоны возгорания. В этом помогает СОУЭ (система, управляющая эвакуацией).

Оцените статью