Косвенные признаки
Часто определить неисправность системы очистки выхлопных газов можно по тому, как ведет себя машина. Поломка вызовет следующие симптомы:
- ухудшается динамика разгона, приемистость. Забитый катализатор приведет к падению мощности; двигатели порой даже не могут раскрутиться до высоких оборотов. При резком нажатии на газ будет отсутствовать незамедлительная реакция;
- увеличивается расход топлива;
- появляется едкий запах выхлопных газов на холодную.
Заводиться машина при этом будет без всяких проблем.
Вы можете предвидеть ускоренный износ нейтрализатора, если долго не устраняете повышенный расход либо откровенный жор масла, игнорируете проблемы системы питания и зажигания, не уделяете внимание выбору АЗС и качеству топлива
Check Engine
Это универсальный сигнализатор неисправности мотора. Поэтому вам обязательно нужно узнать код ошибки. Расшифровку кодов можно найти в инструкции по ремонту и эксплуатации.
Учтите, что Check Engine загорается лишь на тех автомобилях, в выхлопной системе которых присутствуют два лямбда-зонда. Первый установлен до катализатора и используется для регулировки подачи топлива и момента зажигания (влияет на расход). Второй датчик предназначен для контроля исправности каталитического нейтрализатора. Именно он будет выдавать ошибку. Причиной значка на панели может быть банальный обрыв одного из проводов, разрушение нагревательного элемента.
Причины неисправностей
В большинстве случаев, катализаторы ломаются либо из-за загрязнений сот, либо же впоследствии износа покрытия, основной задачей которого является работа с газами, исходящими из выхлопного отверстия. Возникает вопрос: почему данные устройства ломаются и как в этом всем участвует датчик кислорода?
Катализаторный элемент может служить очень долго — вплоть до 200.000 километров пробега — данная информация написана в инструкции по применению. Несмотря на это, многие водители сталкиваются с проблемой поломки намного раньше. Признаки неисправности катализатора :
- На некоторые заправки завозят плохое топливо низкого качества.
- Масло быстро съедается автомобилем, и внутри устройства остается огромное количество непереработанных продуктов сгорания. Ускоренное «уничтожение» масла в большинстве случаев происходит либо из-за поломки турбины машины, либо из-за поврежденных ГБЦ.
- Работа катализатора на автомобиле также напрямую зависит от исправной работы мотора. Таким образом, если система зажигания, питания и распределения бензина по системе работает неисправно, то проблемы с катализатором также могут возникнуть.
- Повреждение корпуса с механической точки зрения, а также перепад температур.
В качестве примера, представьте такую ситуацию: катализатор работает при своей стандартной теплой температуре, и тут под машину попадает волна из очень холодной воды. Конечно, такого ваше устройство не переживет.
Однако, не стоит бить тревогу, если вы залили плохое топливо только один раз. От этого ничего не будет. Проблемы могут появиться только при продолжительной эксплуатации некачественных продуктов.
Способы проверки
Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
Проверка без снятия.
Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.
Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.
Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.
Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.
Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.
Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.
Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.
Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Методы диагностики
Перейдем к конкретным методам, которые помогут определить неисправность. Наиболее простые способы узнать о забитых сотах:
- необходимо завести и раскрутить двигатель до максимальных оборотов; в режимы низких, средних и высоких оборотов резко вдавить педаль акселератора в пол. Двигатель не должен «проваливаться», а достаточно резко отзываться на команды водителя. Если имеется слабый, запоздалый отклик либо и вовсе двигатель не раскручивается боль 4-5 тыс. оборотов/мин., то можно смело говорить о необходимости ремонта;
- приложите руку к выхлопной трубе. Движение отработавших газов имеет импульсную природу. Вы можете ощутить, как каждый цилиндр в порядке своей очереди выталкивает выхлопные газы. Если на холостых вы чувствуете постоянный ровный поток выхлопа – это прямой признак забитого каталитического нейтрализатора. Также вы можете попросить помощника надавить на газ, раскрутив ДВС, а затем сразу заглушить двигатель (делать все нужно быстро). После остановки двигателя может наблюдаться медленный выход газов, которые скопились из-за отложений в сотах. Можете поднести к выхлопной трубе источник огня (спичку, зажигалку);
- метод визуального осмотра. Для этого необходимо снять часть выхлопа с каталитическим элементом. Просветите его фонариком, чтобы определить забитые соты. Учтите, что если проверить катализатор заставил вас не расход топлива либо падение мощности, а Check Engine, то такой метод проверки не слишком хорош. Элемент визуально может выглядеть чистым, но вот специальный слой уже не будет выполнять свои функции. Поэтому на панели загорается соответствующий сигнализатор.
Давление противодействия
Проверить систему можно с помощью манометра. Суть метода в том, чтобы вкрутить обычный воздушный манометр вместо лямбда-зонда (до катализатора). Делать это нужно с помощью специально переходника. Также вам потребуется шланг, соединяющий манометр и переходник.
Чтобы проверить катализатор, заведите двигатель. В любом из режимов работы показатели давления не должны значительно превышать диапазон 2-3 кПа (0,2-0,3 Атм.). Если вы не желаете делать диагностику своими руками, обратитесь в диагностический центр. Специалисты вкручивают вместо свечи специальный датчик, измеряющий давление противодействия. Достоверную информацию получают, анализируя осциллограммы работы двигателя. Проверить эффективность выхлопной системы таким способом в домашних условиях – задача невыполнимая. Сам прибор и программное обеспечение для диагностики стоят больших денег.
Теперь вы знаете, как самостоятельно проверить катализатор либо сажевый фильтр, если мы имеем в виду дизельную машину.
В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого, автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.
Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах авто является оснащение системы отвода выхлопных газов каталитическим нейтрализатором и все больше авто им комплектуются.
С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.
Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.
Самые частые ошибки водителей, которые приводят к разрушению катализатора
Известно, что катализаторы являются одной из самых дорогостоящих деталей в современном автомобиле. Такой фильтрующий элемент подвергается воздействию грязи, тяжелых металлов и химически активных соединений, а его работа возможна лишь в зоне повышенных температур. Неудивительно, что при неправильной эксплуатации автомобиля катализатор может выходить из строя уже на 100.000 километрах пробега или даже раньше, вынуждая вырезать такие детали или проводить их дорогостоящую замену. Часто причиной выхода из строя катализатора являются ошибки автолюбителей, которые неправильно эксплуатируют свой автомобиль.
Как влияет на работу двигателя забитый катализатор
То, что может произойти в случае эксплуатации машины с неисправной выхлопной системой, вряд ли вас обрадует
Именно поэтому важно осознавать масштабы последствий забитого катализатора. Они могут быть следующими:
- увеличение содержания вредных веществ в газах, которые уже отработаны;
- заметное снижение мощности двигателя;
- увеличение эксплуатационных расходов вследствие роста расходов на топливо, вызванных увеличением сопротивления выхлопного тракта;
- если машина долго эксплуатировалась, когда у нее был забит катализатор, может не сработать запуск двигателя, или случиться его остановка в процессе езды.
Рекомендуем
«Белый дым из выхлопной трубы: стоит ли волноваться» Подробнее Особенно сильно влияет на двигатель забитый катализатор, когда в этой детали (каталитическом нейтрализаторе) разрушается наполнитель. Есть большая вероятность попадания твердых частиц в цилиндр. Они наполняют пространство между его внутренней поверхностью и поршнем. В итоге появляются задиры, а для их устранения требуется капитальный ремонт, предполагающий шлифовку и хонингование.
Как удалить забитый катализатор:
Возможные проблемы каталитического нейтрализатора
Катализатор может быть забит и засорен. В основном это происходит из-за низкого качества топлива и наличия в бензине разнообразных присадок. Примеси и мелкие частицы оседают на раскаленных стенках сот, расплавляются или просто забивают соты. В итоге проходимость детали может снизиться до нуля. Двигатель начинает «задыхаться», мощность его снижается, лямбда-зонд выдает неверные сведения, в цилиндры начинает поступать больше топлива.
Катализатор может прогореть. Причина этому снова кроется в топливе, вернее в топливной системе. Если режимы работы двигателя нарушены, часть несгоревшего бензина может попасть в выхлопную систему. Он впитывается катализатором. Бензин догорает внутри сот. Из-за возникшей в результате этого высокой температуры материал плавится, возникают пустоты, нарушающие работу элемента.
Выхлопная система и роль катализатора в ней
Многие автовладельцы желают улучшить свой автомобиль. Существует несколько направлений в тюнинге машины. Внешний тюнинг проводиться в основном по кузову, внутренний по салону, а технический улучшает показатели машины.
Технический тюнинг одно из самых сложных и дорогостоящих направлений и распространенных направлений в улучшении автомобиля. Повышение скорости разгона и увеличение лошадиных сил является самыми распространенными видами работ. Но мало кто представляет себе что данные преобразования неизбежно влекут за собой цепочку и других изменений, например необходимость преобразования выхлопной системы.
Специалисты из автосервиса «Лёха Выхлоп» занимающиеся ремонтом выхлопных систем подробно рассказали в чем заключается суть тюнинга выхлопной системы и зачем она нужна. Если у вас возникли проблемы, например, с катализатором Skoda или другой частью выхлопной системы, то вы можете получить консультацию работников сервиса по телефону, а так же пройти диагностику.
И так, основы тюнинга выхлопа заключаются в повышении эффективности выхлопных газов, но неверно полагать, что наименьшее сопротивление ведет к наивысшей эффективности. Сняв глушитель, радикально снижается сопротивление выхлопных газов, но также снижается крутящий момент двигателя, что отрицательно влияет на запуск и ускорение транспортного средства, поэтому необходимо обеспечить правильное противодавление выхлопных газов.
Выхлопные коллекторы являются самой оптимальной частью, где изменив форму, длину и соединения коллектора, можно повлиять на характеристики двигателя. Система выпуска отработанных газов играет жизненно важную роль в выбросах выхлопных газов и уровне шума автомобиля.
Складные глушители, как правило, имеют жесткие изгибы и раздробленные участки, чтобы снизить стоимость производства и компоновку. При правильной конструкции снижается шум и увеличивается крутящий момент при самых низких оборотах.
Спортивные глушители имеют более плавные изгибы для повышения эффективности выхлопной системы, и каждая система настроена под конкретный автомобиль, так что спортивные автомобили могут иметь эффективную мощность во всем диапазоне оборотов, в то время как седаны и универсалы будут уделять больше внимания производству крутящего момента.
Звук также настраивается. Турбины используют энергию выхлопных газов для выработки мощности и, таким образом, становятся сопротивлением в выхлопной системе, поэтому глушители для автомобилей с турбонаддувом имеют меньшее сопротивление по сравнению с автомобилями NA.
Обычно угол изгиба патрубков выхлопной системы довольно острый, потому что при проектировании системы особое внимание уделяется затратам, снижению шума и низкоскоростному крутящему моменту. По этому глушитель с острым углом изгиба больше поглощает шума. Выхлопные системы спортивного типа обычно ориентированы на повышение эффективности выхлопа; следовательно, угол изгиба трубы является плавным, и глушитель представляет собой прямую конструкцию, через которую труба проходит прямо внутри глушителя
Уровень шума выхлопных газов становиться более громким
Выхлопные системы спортивного типа обычно ориентированы на повышение эффективности выхлопа; следовательно, угол изгиба трубы является плавным, и глушитель представляет собой прямую конструкцию, через которую труба проходит прямо внутри глушителя. Уровень шума выхлопных газов становиться более громким.
Катализатор очищает выхлопные газы, чтобы они были менее вредными для окружающей среды. Катализатор имеет тонкую сетчатую структуру с множеством крошечных отверстий, вызывающих сопротивление потоку выхлопных газов. При рассмотрении только эффективности выхлопа наилучшие результаты будут достигнуты при удалении катализатора, но это приведет к выбросу вредных газов в атмосферу и сделает звук выхлопа очень громким.
По этим причинам удаление катализатора из транспортного средства запрещено законом во многих странах. Чтобы эту проблему, был разработан металлический катализатор HKS 150, который имеет более грубую сетчатую (ячеистую) конструкцию, обеспечивающую более эффективный поток выхлопных газов, сохраняя при этом очищающие свойства благодаря инновационному дизайну, сочетающему производительность с социальными обязанностями. Так же существуют аналоги таких катализаторов. Катализаторы можно подобрать в автосервисе «Лёха Выхлоп», +74951424327, +79031292000, https://лёха-выхлоп.москва/, г.Москва, Сокольнический Вал 1к1.
Признаки неисправности каталитического нейтрализатора
Любой механизм или устройство, какими бы прочными они ни были, рано или поздно выходят из строя, особенно если им приходится работать в критических условиях. Каталитический нейтрализатор, отвечающий за очистку выпускных газов от загрязняющих веществ, работает при достаточно высоких температурах. Однако поврежденный или засоренный нейтрализатор оказывает негативное влияние на эксплуатационные характеристики автомобиля, которые бдительный водитель не может не заметить.
Потеря мощности
Для человека, который не особо хорошо знаком с устройством автомобиля, самым главным признаком является потеря мощности двигателя во время движения вверх по склону. При этом появляется четкое ощущение, что двигатель работает под высокой нагрузкой. Даже начинающий водитель способен распознать такой признак засоренного каталитического нейтрализатора, как увеличение расхода топлива.
Повреждение вследствие термоудара
Осмотрите внешнюю поверхность каталитического нейтрализатора на предмет видимых повреждений. Обесцвечивание и/или деформация корпуса нейтрализатора – это явные признаки теплового разрушения субстрата в результате перегрева. Такие повреждения чаще всего объясняются слишком богатой топливной смесью, подаваемой в двигатель, в результате чего в каталитический нейтрализатор поступает несгоревшее топливо. Это топливо догорает в самом нейтрализаторе, попутно расплавляя его субстрат, что приводит к блокированию работы компонента.
Засорения препятствуют прохождению газов через каталитический нейтрализатор, провоцируя нагнетание противодавления в выпускной системе, что отрицательно сказывается на эффективности работы двигателя. Термоудар также возможен при прямом контакте горячего каталитического нейтрализатора со льдом или холодной водой, поскольку при этом может потрескаться внутренний субстрат, что, опять же, приводит к засорению и повышению температуры в нейтрализаторе и в конечном итоге к снижению мощности двигателя.
Кислородный датчик – это устройство, которое помогает блоку управления оценивать работу двигателя. Он установлен в выпускном коллекторе и предназначен для определения состава топливной смеси, то есть не слишком ли она богатая или бедная. Датчик подает на блок управления соответствующий сигнал, после чего блок управления регулирует состав подаваемой в двигатель воздушно-топливной смеси (идеальное соотношение воздуха и бензина – 14,7:1). Неисправный кислородный датчик может передавать на блок управления некорректные данные, в результате чего пострадает каталитический нейтрализатор.
Дребезжащий звук вследствие механического повреждения
Иногда камни и разный мусор, отлетающие от дороги, могут ударить по каталитическому нейтрализатору и повредить его внутренние элементы. Такие повреждения идентифицируются по вмятинам снаружи нейтрализатора. Если керамическая часть каталитического нейтрализатора треснула или полностью разломалась, появляется дребезжащий звук. Со временем это приведет к блокированию работы каталитического нейтрализатора и нагнетанию противодавления в выпускной системе.
Запах газов
Если выходящие из выхлопной трубы отработавшие газы имеют сернистый запах, напоминающий запах тухлых яиц, это однозначно говорит о засорении каталитического нейтрализатора. Когда кто-то сомневается, что снижение мощности двигателя связано с засорением нейтрализатора, ему достаточно принюхаться к выхлопным газам. Причина этой проблемы заключается в несоответствующем составе воздушно-топливной смеси. К сожалению, этот признак проявляется в последнюю очередь. Обнаружение проблемы на таком позднем этапе, как правило, означает невозможность восстановления каталитического нейтрализатора. Владельцу автомобиля, вероятнее всего, придется раскошелиться на новый нейтрализатор.
Почему забивается катализатор
Причиной снижения производительности двигателя могут стать проблемы с вентиляцией цилиндров, которая становится очень слабой. Силовому агрегату не удаётся «захватить» требуемый объем воздуха, потому что противодавление катализатора возросло. То есть частично выхлоп остаётся в цилиндрах, он не даёт топливно-воздушной смеси как следует заполнить камеру сгорания. Помимо этого, есть риск, что в результате снизится мощность (тяга), и динамика ухудшится
Крайне важно четко осознавать, на что влияет забитый катализатор
К числу основных причин относятся следующие:
- Забитым катализатор становится потому, что появляются нарушения в самой системе выхлопа и двигателя. Происходит это из-за увеличения количества масла в выхлопе, к примеру, когда мотор масло «ест», но владелец авто не спешит решать эту проблему, не зная, влияет ли забитый катализатор на расход масла.
- Катализатор забивается из-за того, что у него достаточно маленькие пропускные соты. Чтобы закупорить их, хватает короткого периода времени -из-за высокой температуры даже несколько капель могут прилипнуть достаточно сильно.
- Топливо низкого качества нередко приводит к тому, что забивается катализатор. Причем топливо, которое не сгорело в цилиндрах, начинает догорать уже в выпускном коллекторе, а это приводит к перегреву или же оплавлению катализатора.
- Плохое дорожное покрытие также негативно сказывается на катализаторе. Его внутренности могут пострадать от любого механического удара, «встречи» с лежачим полицейским, бордюром, ухабом, бугром. В момент повреждения одной из сот, её частицы легко забивают другие соты катализатора.
Преимущества и недостатки
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы.
Представлю их в виде сильных и слабых сторон решения, связанного с удалением каталитического нейтрализатора.
Недостатки у такого решения следующие:
- увеличится уровень вредных выбросов, машина станет далекой от идеалов экологичности;
- запах выхлопа станет токсичнее, как и его содержание;
- в машине могут появляться неприятные ароматы;
- изменится звук, если удалить соты, выхлоп станет громче;
- обязательно нужно перепрошивать систему или использовать обманку.
Кстати, если вы не хотите столкнуться с проблемой высокого уровня шума от машины, лучше замените каталик на пламегаситель.
Что же касается преимуществ, то они такие:
- исключается необходимость покупки дорогого нейтрализатора;
- примерно до 3% повышается мощность;
- установка нового выхлопа поможет дать небольшой прирост мощности;
- падает расход топлива на те же 3%;
- повышается ресурс ДВС, поскольку в него не летит опасная керамическая пыль.
Вы удивитесь, но по факту ресурс с катализатором у мотора ниже, чем без него. Это касается ситуаций, когда нейтрализатор забивается, изнашивается, и проходящие через него газы, вместе с пылью от керамики, проникают обратно в двигатель.
Выводы делайте сами. Либо задавайте вопросы, постараемся на них быстро ответить.
24,50
Суть поломки
Как самостоятельно проверить масло в коробке передач
Катализатор внешне выглядит как отрезок с утолщение выхлопной системы. Внутри корпуса установлен каталитический элемент, покрытый специальным слоем из металлов платиновой группы. Элемент выполнен в форме цилиндра и имеет сотовую структуру. Большое количество сот позволяет максимально увеличить площадь контакта выхлопных газов со специальным покрытием, тем самым увеличить степень окисления выхлопа.
Именно небольшой диаметр сот приводит к тому, что они забиваются отложениями некачественного бензина, масла, уменьшая проходное сечение для выхлопных газов. Именно поэтому машине становится сложнее «дышать», так как в такте выпуска происходит подпор выхлопных газов. Это, в свою очередь, приводит к плохой продувке камеры и неполном сгорании последующей порции топлива, что негативно влияет на расход. В некоторых случаях возможно расплавление сот, что приводит к аналогичным последствиям.
Мы выяснили, что бывает всего два варианта поломки катализатора:
- забитый катализатор, когда засоряются соты;
- износ специального покрытия, вступающего в реакцию с выхлопными газами.
Причины
Катализатор способен верой и правдой отслужить до 150-200 тыс. км. Но на практике случается так, что узнать о поломке этой системе многим водителям приходится гораздо раньше. К ускоренному выходу из строя приводят следующие причины:
- плохое качество топлива;
- жор масла, продукты сгорания которого будут оседать внутри сот. Повышенный расход масла может происходить из-за неисправной турбины;
- неправильная работа мотора, связанная с регулировкой системы зажигания, питания и фаз газораспределения;
- механические повреждения элемента либо резкие перепады температур. К примеру, попадание волны ледяной воды под машину, когда катализатор значительно разогрет отработавшими газами.
Последствия
Многие водители игнорируют признаки забитого катализатора, считая этот элемент лишь «борцом» за сохранность экологической среды. Делать так же ни в коем случае не нужно. Ведь каталитический нейтрализатор является штатным «диагностом» работы мотора. Поэтому ошибки, всплывающие по катализатору, могут сигнализировать не только о выходе из строя самого элемента, но и о неисправности системы зажигания.
Рассмотрим основные последствия:
- повышается расход топлива. Поскольку повысилось сопротивление выхлопных газов, для преодоления этой силы водителю приходится сильнее нажимать на педаль газа, увеличивая подачу топлива;
- повышается температура выхлопной системы. Разгоряченные газы дольше задерживаются в зоне, предшествующей катализатору. Особенно влияет это на двигатели с турбонаддувом, где значительно увеличивается разница температур между «холодной» и «горячей» частями.
Диагностика катализатора
Если у вас возникает вопрос, как проверить работу катализатора на авто, то мы расскажем вам об этом. Для определения поломки, автомеханиками используется некоторая методология. Итак, как проверить работоспособность катализатора? Для того, чтобы выяснить, какие конкретно соты были забиты, вам необходимо проделать следующие манипуляции:
- Заведите двигатель. Постарайтесь достичь максимальных оборотов при его работе. Во время того, как двигатель будет достигать минимальных, средних и больших оборотов, постарайтесь резко надавить на педаль газа. Если двигатель сразу же реагирует на ваши действия, то все функционирует нормально. Если же двигатель реагирует не сразу, а через несколько секунд, либо же количество оборотов не переваливает за 5 тысяч оборотов, то вам необходимо обратиться на СТО. Скорее всего, данную деталь необходимо будет заменить.
- Следующий способ проверки катализатора — это прикладывание руки к трубе, совершающей выхлоп. Отработанные газы двигаются импульсивно. Проделав данное действие, вы сможете почувствовать, как цилиндры по очереди выпускают отработанные газы из выхлопа. На холостом ходу поток выхлопа должен быть также импульсивный. Если же вы ощущаете ровное движение, то ваше устройство забито отходами.
Что делать, если катализатор вышел из строя?
Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:
- Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
- Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
- Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.
Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.
Устройство катализатора и его неисправности
Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутрь которой помещены специальные бобины.
Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.
Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.
Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.
Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.
Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.
Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.
Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.
Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.
Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сотов, приводя к их забитию.
Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.
Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.
В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.
Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.
Исчерпан ресурс катализатора.
Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.
Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.
Метод проверки на противодавление
Катализирующая система может быть также проверена с помощью специализированного прибора — манометра. В данном случае вместо зонда-лямбда в корпус вставляется манометр (помните, что вставлять его нужно до катализатора).
Производятся все эти манипуляции через специальный переходник.
Для начала самой проверки вам понадобится завести двигатель вашей машины. Каждый режим работы двигателя должен функционировать нормально, и диапазон давления должен быть не менее, чем 2.0 — 3.0 кПА. Если же вы не хотите самостоятельно заниматься данным вопросом, то вам нужно отвезти свою машинку на соответствующее СТО. Вместо свечи специалисты сервиса вставляют специализированный датчик, который и показывает им всю необходимую информацию — этот способ называется «проверка мотор-тестером». Сейчас мы расскажем вам о нём подробнее.
Основные симптомы забитого катализатора
Стоит понимать, что каждый автомобиль будет реагировать определенным образом на смерть катализатора. В большинстве современных авто загорится Check Engine, но эта ошибка не обязательна, если катализатор забился или разрушился. Датчик также может не работать.
Итак, основные симптомы неисправного катализатора в выхлопной системе авто:
- Сложный старт. Запускается двигатель натужно, нужно долго вращать его стартером, звук запуска может меняться.
- Сильно снижается тяга. Мотор очень плохо тянет, плохо разгоняется, теряет до половины своей мощности. Это основной симптом.
- Полный отказ двигателя. После запуска мотора он может поработать несколько секунд и заглохнуть (если катализатор полностью забит).
- Запах сероводорода из выхлопной трубы. Катализаторы после выхода из строя начинают придавать выхлопу специфический «аромат».
- Плавают обороты на холостом ходу. Двигатель пытается выровнять работу в соответствии с показателями датчиков.
- Горит Check Engine. Если лампа загорается, и при этом присутствуют некоторые симптомы, указанные выше, можете смело ремонтировать катализатор.
Причины забитого катализатора
Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.
При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:
- Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
- Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
- Большой угар масла из-за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
- Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.